Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Часть 1.

Jun 17, 2020 09:42



Всего 37 фото

Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. - дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Большой Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с  Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга - Всполье и Казачьи слободы. Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках - изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит точного документального подтверждения.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке - она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней она не сохранилась. Продолжение под катом.
Будет много фотографий поскольку главным для меня было - попытаться передать больше Красоты и удивительно духовной возвышенной жизнеутверждающей силы в светлой архитектуре Воскресенского храма. В первой части мы остановимся на истории церкви, осмотрим преимущественно южную сторону храма; в о второй, в основном северную, уделим внимание территории церкви, усыпальнице под храмом прп. Иова Почаевского и рассмотрим в деталях Поклонный крест храма и историю недавнего захоронения в этом месте старых останков прихожан Воскресенского храма.


В XVI-м веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены на каменные во второй  половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась - она стояла в начале Большой Полянки у Малого Каменного моста.

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке - Ордынкой, а на западе - Якиманкой.
02.


Храм Воскресения Христова в Кадашах. Фото 1910-1917 годов.

Местоположение храма - напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг - Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.
03.


Первое упоминание об этой деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы - князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к  болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.
04.


Храм Воскресения Христова в Кадашах. Фото 1882 года.

По мнению современных ученых церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
05.


Вид на Кремль с колокольни Воскресенской церкви. Фото 1856 года.

Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г. при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы - гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах в 1697 г.

В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм «начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 г. г. «ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию». Южная апсида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча».
06.


«Кадашевская свеча». Вид на Воскресенскую церковь с 1-го Кадашевского переулка.

Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.
07.


До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа.
08.


Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху апсид.  Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря - любимого детища патриарха Никона.
09.


10.


В 1695 г. три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.
11.


Имеются сведения о первоначальной покраске храма: «стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».
12.


Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь  входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.
13.

Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали - наличники окон, порталы, гребешки, карнизы бережно сглаживают сухость и строгость кирпичной кладки.
14.


В храме Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря. Верхний храм с одним, главным престолом Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм, был летним, холодным. Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливаемым двумя изразцовыми печами. Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери, правый придел был освящен в 1704 г. и посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. В 1772 г. был освящен левый придел в честь святителя Николая Чудотворца.
15.


Иконостас Верхнего храма. XIX век.

Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. В интерьере верхнего храма наибольшую ценность представлял в художественном отношении шестиярусный иконостас высотой 12 метров и шириной 11 м, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших произведений резного искусства XVII века (на фото выше). Иконы разделялись 52 деревянными колонками. Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и листьев. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, не резные части были покрашены в голубой цвет.
16.


Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы - Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин - один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты. В память Кодрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника.

Рассмотрим архитектурные детали декора колокольни
17.


В XVIII в. храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей. В описях упоминаются крест из чистого золота, ризы, воздухи и поручи украшенные жемчугом. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном окладе, изготавливалось с 1694 по 1712 гг. по заказу Лонгина Добрынина  и весило около 13 кг. В верхнем храме висели три медных паникадила.
18.


В войну 1812 г. храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме французами была устроена конюшня. Уходя, они подожгли храм с западной стороны, огонь, распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и… потух.
19.


В 1812 г. значительная часть ценностей была расхищена. Предание говорит, что после 1812 г. из одних найденных в верхней церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе Божией Матери.
20.


В 1848 г., при настоятеле о. Иоанне Маргаритове, была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П.Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом Филаретом в 1849 году.
21.


В XIX-м веке сохранялось большое количество довольно дорогих облачений, в библиотеке хранились редкие издания конца XVII-нач. XVIII века.

Храм с давних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол был вылит в 1750 г. и его вес составил 400 пудов (1 пуд = 40 фунтов = 16,38 кг), т.е. примерно 6,5 тонн! Отливал его известный мастер Константин Михайлович Слизов, который спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Этот колокол отличался удивительно мягким, бархатистым звуком. На Кадашевской колокольне был замечательный подбор колоколов «разных характеров звука и притом с приятными тембрами». В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К.К. Сараджев.
22.


В первой половине XIX века были переложены апсиды, разобраны трехмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением.

После закрытия храма колокола исчезли. Но в 1990-х гг. стало известно, что некоторые из них находятся в Большом театре. Так, в 1995 г. в интервью «Московскому журналу» старший звонарь Московского Кремля И.В. Коновалов заметил: «Мы, конечно, благодарны театрам за то, что они сохранили это ценнейшее наследие, но теперь неплохо было бы подумать над тем, чтобы вернуть колокола туда, где их используют по прямому назначению. В Большом эти колокола звонят в «Борисе Годунове»...
23.


Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.
24.


Южный фасад

В 1895 году прошли торжества, посвященные двухсотлетию Кадашевского храма. Об этом подробно написано в «Московских Церковных Ведомостях», 1895 г., № 39. Упомянем их во второй части.
25.


Осмотрим внимательно южный фасад четверика Воскресенской церкви в Кадашах
26.


В 1934 году храм был закрыт. В нём располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Гали Алфёровой, и в 1966 году отреставрированное здание передали во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.27.


В 1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви. Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко освещался в российской прессе («Битва при Кадашах»).
28.


Храм построен как и упоминалось, в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом.
29.


Декор фасадов Воскресенского храма в Кадашах для своего времени был новым: белокаменная резьба в виде виноградных лоз и листьев украшает выходящие на гульбище порталы верхней церкви, наличники окон увенчаны многоступенчатыми гребнями, использованы витые колонки, карнизы так же оформлены из белого камня.
30.


На южном фасаде трапезной можно увидеть солнечные часы - единственные в Москве, которые расположены непосредственно на здании храма.
31.


32.


Выстроенный в модной тогда стилистике, храм, тем не менее, сохранил традиционную для XVII века структуру «кораблём»: его здание вытянуто с запада на восток, от колокольни к алтарю, а главная часть увенчана пятиглавием.
33.


Но если в иных случаях под главами располагались характерные для русской храмовой архитектуры кокошники, то в Воскресенской церкви вместо них использованы белокаменные гребни. Всё это делает храм Воскресения Христова в Кадашах выдающимся архитектурным памятником.
34.


Еще некоторые архитектурные детали декора церкви - вид с юго-востока
35.


36.


37.


Источники:

Алфёрова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. - М.: Просвещение, 1974.
Воскресенский Н. Десятилетие Московской Воскресенской, что в Кадашеве, церкви (1893-1903 гг.)
История храма от истоков. Храм Воскресения Христова в Кадашах. официальный сайт церкви.
Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Вып. XV / Гл. ред. протоиерей Александр Cалтыков. - М.: Луг духовный; Общество сохранения литературного наследия (ОСЛН); ОРПК «Кадашевская слобода». 2014.
Портал «Москва, которой нет».

Использован фотохостинг ЖЖ (как неизбежное зло) )))

© Vladimir d’Ar, 2020

Вторая часть

кадаши, церковь воскресения христова в кадашах, архитектура, церкви москвы, воскресенская церковь, дворцовая кадашевская слобода, храм, москва, церковь, город, кадашевская церковь

Previous post Next post
Up