Царицыно - зима. Большой дворец и не только. Часть 3.

Feb 25, 2020 11:25



Всего 44 фото

На дворе уже настоящая весна, и посему надо бы поскорей закончить прогулку по Зимнему Царицыно (Еще зимнее Коломенское и Зимний Голосов овраг в планах). Итак, продолжаем нашу зимнюю прогулку начатую в первой и второй частях. Будет много крупных планов, этим и будет отличаться этот пост от других подобных...

Сейчас мы находимся на Воздушной улице. Слева от нас за пригорком Третий кавалерский корпус...
02.


03.


Отсюда также можно увидеть колокольню Церкви Иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыно
04.


05.


Правее угадываются сказочные готические арки Большого дворца
06.


Кавалерские корпуса - условное название трёх сооружений, входящих в комплекс дворцовой застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Построены по проектам и под руководством Василия Баженова в ходе создания подмосковной загородной резиденции Екатерины II. Третий Кавалерский корпус возведён в 1776-1779 годах; Второй и Первый Кавалерские корпуса - в 1784-1785 годах. Иногда Третий Кавалерский корпус именуется Дворцом с круглой залой; по своему стилю и оформлению сильно отличается от двух других Кавалерских корпусов и близок к Малому дворцу. В баженовских документах упоминается как «Третий дом» - в ряду с Малым и Средним дворцами.
07.


Фигурный мост, построенный в 1776-1778 годах по проекту Баженова, является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части. С западной стороны парка, при движении по Аллее через плотину между прудами, мост воспринимается как въездные ворота. Сейчас это главная аллея, ведущая к дворцовому комплексу; в XVIII веке - второй парадный въезд на территорию Царицына.
08.


Баженов выбрал необычайно выигрышное местоположение для постройки: мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом. Со стороны дворцовой площади благодаря рельефу местности от моста видна лишь его верхняя часть: постройка, казавшаяся монументальной со стороны прудов, отсюда воспринимается лёгкой декорацией с башенками.
09.


Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам - белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля.
10.


При создании Фигурного моста Баженов проявил себя как глубокий знаток допетровской московской архитектуры и яркий стилизатор: все детали разнообразного и красочного убранства моста находят аналогии в постройках XVI-XVII веков. Кажущиеся мощными снаружи, башни моста изнутри теряют вид боевого сооружения; разрезанные проходом, они представляют собой декоративные экседры.
10.


Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.
12.


13.


Фигурный мост не перестраивался и, в отличие от многих других царицынских объектов, неплохо сохранился к началу реставрационных работ в 1980-х годах. Реставрация, длившаяся пять лет, полностью завершилась к 1992 году; в 2006 году проводилась повторно.
14.


Еще несколько видов Фигурного моста крупным планом
15.


16.


17.


В 1759-1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был полностью перестроен (архитектор неизвестен), и у него появился северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.
18.


Второй Кавалерский корпус построен в 1784-1785 годах. Иногда его называют «Лакейский дом» или «Восьмигранник» по форме планировки. В плане здание представляет собой правильный восьмиугольник; в центре планировки - большой круглый зал, вокруг которого расположены 16 помещений, из них половина - большие квадратные комнаты, остальные - небольшие смежные треугольные.
19.


Четыре главных фасада дома ориентированы по сторонам света и оформлены изящными портиками, которые завершаются фантастическими фронтонами-кокошниками с ажурным белокаменным декором. Колонны портиков, сложенные из кирпича с белокаменными вставками, смотрятся нарядными и воздушными; декор фронтонов с композициями из звёзд, трилистников и лучей, вероятно, содержит намёк на масонскую символику. Фронтоны, ориентированные на север и юг, отличаются от западных и восточных по рисунку.
20.


Предполагается, что корпус строился для дворцовой прислуги; в одном из отчётов Баженова здание именуется «Лакейским домом». Однако существует и другая гипотеза: здесь должна была разместиться купальня наподобие римской термы. В центральном зале, вероятно, должен был существовать бассейн. Косвенно на это указывает изображённая в баженовском плане здания лестница, ведущая на крышу - принимать солнечные ванны на крышах купален было модной практикой XVIII века. В некоторых публикациях XIX века о Царицыне Второй кавалерский корпус упоминается как мыльня или купальня. Возможно, что предназначение здания менялось в ходе работы над царицынским ансамблем.
21.


Главный фасад Большого дворца мы исследовать не будем поскольку солнце у нас в этом варианте контровое, а обойдем дворец и поснимаем со стороны Большой дворцовой поляны.
22.


На дальнем плане Виноградные фигурные ворота, справа ближе Оперный дом...
23.


24.


Малый дворец - одно из самых замечательных строений Баженова в Царицыне расположено на холме восточного берега Верхнего Царицынского пруда, поблизости от Фигурного моста. Холм-пирамида, унаследованный Царицыным от усадьбы Кантемиров, является интересным памятником паркового искусства XVIII века. Баженовский Малый дворец, построенный в 1776-1778 годах, стал естественным завершением холма, повторив его форму. Здесь проявилось высокое мастерство архитектора, нашедшего точные пропорции и формы, чтобы идеально вписать постройку в ландшафт.
25.


26.


Большой дворец строившийся с перерывами в течение 1786-1796 годов на месте разобранных баженовских корпусов, дворец в чём-то повторял замысел Баженова: его основу составляют два равных крыла, квадратных в плане, предполагавшихся для покоев Екатерины II (правое крыло) и цесаревича Павла (левое). Оба крыла соединены средней частью, которая снаружи выглядит главным элементом здания - монументальным и величественным. Однако, если посмотреть на дворец в плане, станет очевидным, что середина дворца довольно узкая, и по сути представляет собой галерею, соединяющую главные объёмы.
27.


Дворец, несмотря на яркие псевдоготические черты (башни, стрельчатые арки) по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность и некоторая тяжеловесность деталей (полуколонн по углам башен, сандриков, лоджий боковых корпусов).
28.


В шатровых завершениях башен присутствуют черты, восходящие к башням Московского Кремля. Во многом Большой Царицынский дворец демонстрирует иной подход к решению задачи постройки загородной резиденции «в готическом вкусе»: по сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость. Готика и «московское барокко» перестали быть частями творческого синтеза для выработки особого, неповторимого стиля, оставшись элементами тщательно проработанного декора.
29.


30.


Дворец не был завершён из-за внезапной смерти Екатерины II. К 1796 году у него уже была временная кровля, выкрашенная в чёрный цвет. Это придавало зданию мрачноватый облик, что отразилось на восприятии дворца у современников строительства и их потомков: его называли «катафалком», «темницей», «замком Черномора» и тому подобным. Лишь к середине XIX века критики стали отдавать должное архитектурным особенностям дворца.
31.


Руинированный дворец, за свою историю никак не использовавшийся, в 2005-2007 годах был превращён в современный музейный комплекс.
32.


Оперный дом - одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец возводился в 1776-1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II.
33.


Еще несколько крупных планов Большого дворца
34.


35.


36.


37.


Дворцовые башенки
38.


39.


40.


Хлебный дом (Кухонный корпус) - самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно возводилась в короткие сроки, в 1784-1785 годах. Своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки - намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве масонских символов использовались инструменты строителей и архитекторов).41.


Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. На дворцовую площадь ансамбля он выходит под углом, замыкая собой перспективу площади. Крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов.
42.


В здании ярко проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни скрываются под маской дворца. Хлебный дом уникален, ему присущ редкий по цельности и гармоничности художественный образ. Общее декоративное решение делает его похожим на североитальянские палаццо; одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками.
43.


Ну, что ж, на этом пожалуй, и всё!
44.


Источники:

Егорычев Виктор. Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». «Царицыно», 2008.
Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. - М.: Искусство, 1988.
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. - М.: Мир книги, 1993.

© Vladimir d’Ar, 2020

Первая часть. Нерастанкино.
Вторая часть. Лед и Солнце.

Previous post Next post
Up