Суздаль - Спасо-Евфимиев монастырь - Спасо-Преображенский собор и мавзолей Пожарского. Часть 2.

Apr 04, 2014 13:41



Всего 37 фото

В первой части моего повествования мы прогулялись по монастырю и совершили экскурс в его нелегкую но славную историю. Наверное, даже, лучше, что мы с Вами сейчас углубимся в любопытные исторические детали о Спасо-Преображенском соборе и мавзолее князя Дмитрия Пожарского Спасо-Евфимиева монастыря. Именно поэтому первый вариант моего поста о Спасо--Евфимиевском монастыре получился таким большим, объемным и перегруженным, что ЖЖ отказался его публиковать) Я пытался многократно урезать объем своего повествования, но в процессе заметил, что если продолжать в том же духе, то мы с Вами потеряем часть ценного материала и поэтому о двух этих уникальных объектах следует все же рассказать подробнее исходя из их особой роли в истории России. Так мое повествование разделилось на две части. Кроме того, именно в Спасо-Преображенском соборе для меня открылись совершенно новые скрытые грани этой многострадальной обители. Дело в том, что святое место всегда обладает своей уникальной, как это принято сейчас говорить, энергетикой. Выражается это в отклике твоего сердца, раскрывающихся ощущениях и чувствах, которые это место вызывает, твоих новых впечатлений и мыслей... Поначалу здесь все было достаточно обыденно - ничего не напоминало об уникальных свойствах этой святой земли. Но, все оказалось гораздо интересней. Далее под катом мои впечатления, ощущения и откровения полученные в Спасо-Преображенском соборе и любопытная история мавзолея Дмитрия Пожарского.

История самого монастыря и Спасо-Преображенского собора в частности неразрывно связана с именем святого Евфимия, первого игумена Спасо-Евфимиева монастыря. Он был идейным вдохновителем основания самой обители и строительства первого деревянного храма Преображения Господня. Собственноручно он начал копать первый оборонный ров будущего монастыря, а на месте главного храма сразу же заложил в северной его части место своего будущего упокоения, проявив этим желание остаться в обители навсегда и никогда не покидать ее. Время основания монастыря и строительства первого его храма точно не известно - что то около 1365 - 1383 гг.
02.



Архитектурной доминантой монастыря является массивный Спасо-Преображенский собор, построенный в XVI-XIX вв. Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. Это и есть - древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. 1 июля 1507 году были обретены нетленные мощи святого Евфимия.

В 1594 г. к этой церкви пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом.
03.



Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом (украшение фасада декоративными ложными арками). В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.
04.



Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников.

В 1992 г. собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
05.



Святой Евфимий совершил много чудес, судя по описаниям его Жития. Любопытным первым таким случаем было чудо, когда его тезка, архимандрит Евфимий в 1484 году, отличаясь заносчивым характером, начал конфликтовать с братией, менять монастырский устав, завещанный святым Евфимием, и наконец, ночью сбежал из обители, захватив монастырское серебро, ризы и ценные книги. Той же ночью преподобный явился во сне одному из насельников, поведал о краже и указал, где найти вора. Утром иноки отыскали бежавшего настоятеля, и украденные сокровища, причем этого архимандрита Евфимия они нашли совершенно "расслабленным", то есть обездвиженным или парализованным. Его отнесли в монастырь, он покаялся в церкви и после молитвы к святому Евфимию получил исцеление... Это житие повествует о многочисленных случаях исцеления по молитвам к святому бесноватых, расслабленных и больных лихорадкой.

06.


Источник

Это, что касается чудес. Теперь о самом соборе и его росписях.

Собор величественен и могуч. Является одной из основных достопримечательностей Суздаля. Этот белокаменный собор был украшен наружной росписью уже в XVI веке.
07.



Интерьер собора очень богат. Росписи конца XVII века выполнены костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова частично расчищены фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.

В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями.
08.


09.



В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.
10.



Фрески впечатляют своим размахом, многочисленными сюжетами, и каким то необычайным золотым светом, что льется нескончаемым потоком из «Царствия Небесного». Их стоит рассмотреть молча и без особых комментариев.
11.


12.


13.


14.



А это как раз и есть рака с мощами святого Евфимия Суздальского.
15.



Здесь в храме хранится мозаика  "Спас на троне", которая как раз помещалась над входом в утраченную усыпальницу Пожарских.
16.



В углу мозаики есть подпись мастера - Хмелевский. Сама мозаика выполнена в итальянском стиле, так называемой Флорентийской смальты, но русским мастером. Образ Христа создан живоподобно и создается полное ощущение присутствия иконы в пространстве.
17.



Мастера добивались в  изображении  такой высоты и искусности, что ощущается эффект трехмерного изображения образа. Кажется, Христос смотрит всем в глаза одновременно, и раскрытое Евангелие обращено ко всем: "Аз есмь Свет мира".

Но если вы стоите под другим углом немного в стороне, вслед за вами как бы "поворачивается" не только взгляд Христа, но и все тело. В Крестовой палате, в Кремле, есть подобные иконы: "Спас на троне", и Спасская икона Божией Матери.
18.


19.


20.


21.


22.



Продолжая осматривать и впитывать эти завораживающие старые росписи я, вдруг неожиданно услышал, церковное хоровое пение необычайной красоты и внутренней гармонии. Звуки этого пения, зазвучавшие в храме, мгновенно потрясли меня, и это впечатление не передать никакими словами. Я поспешил в соседний придел. Там мужская капелла исполняла П. Чеснокова «Да исправится молитва моя»… Внутри меня взорвалась масса глубоких чувств, знакомых и незнакомых эмоций. Я был потрясен и оглушен небесным ангельским хоровым многоголосием, высочайшей его гармонией, пробившимися, откуда то из далеких глубин времени и пространства человеческими переживаниями и страданиями, звучавшими здесь, в этом многострадальном храме невообразимо отчаянно вдохновенно и проникновенно. Грусть, страсти, чувства, яркие эмоции нахлынули в мое сознание могучим, безбрежным потоком...
23.



Принять всю эту массу переживаний, что я испытал тогда, по человечески меркам, просто невозможно. Исполнение было просто потрясающим и, наверное, нет человеческих слов, чтобы описать то, к чему неожиданно прикоснулась моя душа… Очевидно контекст присутствия в самом храме, эта древняя земля, души давно ушедших монахов и прихожан, что приносили сюда свои молитвы, сложились  в могучий духовный резонанс, что открыл настежь рвущуюся из других измерений силу любви, страдания и веры. И это произведение зажгло в моей душе тот самый огонь проникновения и контакта с этим местом, где ты в это время пребываешь, что не может зажечь обычный  мирской контекст музея-заповедника. Все же это необходимо услышать «вживую», и услышать именно там, в этом храме. Ну, нет слов, короче!…

image Click to view



«Молитва-жертва вечерняя» Павла Чеснокова. Мужская капелла «Благовест»

Немного позднее, после выступления, я попытался узнать, что же это была за вещь, и обнаружил, что, этот концерт - коммерческий проект - исполнители призывали жертвовать на храм, тут же продавались CD этой капеллы за триста рублей. Я купил, с условием того, что только что услышанное произведение там будет. В общем, можно сказать, записана оно очень качественно, однозначно с душой. Остальные произведения на этом диске более традиционны, в другом ключе и менее интересны…, это же стоит особняком. Однако, продолжим…

Я вышел из храма пытаясь осмыслить все, что произошло и то, к чему мне удалось прикоснуться… Еще пару дней впечатления от этой услышанной молитвы-жертвы создавали мне возвышенное и гармоничное состояние в процессе осмотра других достопримечательностей Владимирской и Костромской земель…
24.



И, что-то изменилось - собор теперь он выглядел для меня совсем по-другому, став ближе, родней и я, даже, почувствовал его поддержку и древнюю суровую силу. Кстати, вот это и есть то самое применяемое сейчас «в суе» слово «расширение сознание». Сознание, действительно, расширилось и это было здОрово!
25.



Однако, вернемся на землю. Сейчас, я уже по-другому смотрел на эту монашескую обитель. Сколько же боли и страданий сконцентрировалось здесь!? Сколько же исковерканных судьбой человеческих  душ нашли здесь свой конец и неизбежное упокоение. Я немного отошел от самого храма и решил отвлечься от съемки, осмысливая свои глубокие нахлынувшие и освобожденные чувства и эмоции.
26.



С восточной стороны собора когда-то находилась родовая усыпальница Национального героя России - князя Дмитрия Пожарского, где он был похоронен в 1642 году. Из метрической книги монастыря за 1660 год «можно узнать, что в монастыре была сооружена часовня-«палатка родителей», построенная общими усилиями двоюродных братьев - князей Петра Никитича Хованского и Иоанна Дмитриевича Пожарского (сына полководца). Однако столетием позже архимандрит монастыря Ефрем распорядился разрушить часовню, а камень употребить на нужды обители, что и было сделано в 1765-1766 гг. Бывает же такое?! А во второй раз, установленная в XIX веке мраморная часовня, была полностью разобрана в советское время. Остались небольшие обломки этой часовни и небольшие кусочки.
27.



Летом 1851 года археолог граф Уваров по поручению тогдашнего министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаружил «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. На двух гробницах были надписи, из которых следовало, что они принадлежат Никите Андреевичу Хованскому и Федору Дмитриевичу Пожарскому. В усыпальнице на почетном месте, прямо напротив алтаря, находились гробницы: Федора Дмитриевича, первой супруги полководца и матери Федора Дмитриевича и самого Дмитрия Михайловича. Специальная комиссия после вскрытия подтвердила, что в этой гробнице действительно лежат останки самого князя Дмитрия Пожарского.
28.



Сохранившийся фрагмент восточного фасада мавзолея Д.М.Пожарского, обнаруженный при земляных работах в 1969 году.
29.



Работы по строительству нового мавзолея были начаты по решению императора Александра II в 1858 г. на добровольные пожертвования, собранные по всей стране. Торжественное открытие и освещение памятника состоялась 2 июня 1885 г. Памятник-часовня был сооружён по проекту архитектора А.М. Горностаева.

Так выглядел этот памятник-часовня до революции.
30.


В 1967 году монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь начались масштабные работы по реставрации и музеефикации.

Уже в наше современное время в 2007 году решено было восстановить этот народный памятник-часовню. Через два года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца установили крест и мемориальную плиту.
31.



Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому
32.



Литые двери мавзолея Д.М. Пожарского
33.



Барельеф «Битва на Сретенке» с бронзовой двери мавзолея 1885 г. Скульптор М.И. Микешин.
34.



Так мавзолей Пожарского выглядит с северо-востока.
35.



А так уже в общем ансамбле строений монастыря.
36.


37.



Впечатления у меня остались добрыми и сильными. Колокольный перезвон, песнопение в Спасо-Преображенском соборе, образы древних храмов и соборов, гробница Пожарских, все это оставило свои глубокие и неизгладимые впечатления.

Источники и дополнительная информация:

Братия Сретенского монастыря о Спасоо-Евфимиевом монастыре
Подробно и интересно о Спасо-Евфимиевом монастыре
vidania.ru о Спасоо-Евфиемовом монастыре
sobory.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре
О святом Евфимии

© Vladimir d’Ar

монастырь, суздаль, спасо-евфимиев монастырь

Previous post Next post
Up