Выставка "Арлекины Серебряного века" в Третьяковке или Лестница на Небо

Dec 24, 2018 10:30



Всего 23 фото

Новая графическая выставка Третьяковской галереи "Арлекины Серебряного века" приурочена к приближающемуся 150-летию живописца и графика, принадлежащего к плеяде самых ярких фигур эпохи Серебряного века, - Константина Сомова (1869-1939). Своеобразие настоящей экспозиции заключается в том, что она строится как три камерные персональные выставки знаменитых художников - К.А. Сомова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, объединенные темой Арлекина. Именно в их судьбе и творчестве "арлекинствующий" Серебряный век нашел наиболее последовательное и совершенное воплощение и творчеством этих мастеров практически исчерпался.

Выставка необъятная, насыщенная и тем кто интересуется этой темой найдет для себя неисчерпаемые источники творческого вдохновения. Этот пост - лишь впечатление от этой замечательной выставки, как бы некая затравка для того чтобы побудить увидеть читателя всё это "творчество арлекинов Серебряного века" своими глазами.

Для той эпохи фигура Арлекина - метафора, воплотившая дух времени, пьянящую и горькую иронию культуры fin de siècle (фр. "конец века"). Художники и поэты не только создавали новые образы персонажей комедии дель арте (Commedia dell'arte), но и отождествляли себя с ними. Образ и облик Арлекина у каждого из представленных на выставке художников свой. Для каждого из них маска Арлекина значима как особый атрибут, формирующий его творчество, как некий маркер личной и творческой позиции. Они часто изображали себя и друг друга в образе Арлекина.
02.


Сомов К.А. Арлекин и дама. 1912. Репродукция картины на дверях выставочного пространства "Арлекины Серебряного века".

Тема арлекинады в творчестве Константина Сомова вбирает в себя многослойную историческую память, он обращается, скорее, к французской, более аристократичной, редакции Сommedia dell’arte. Карнавальные галантные сцены у Сомова - способ воспарить над действительностью, уйти от современности. Предлагая поверить в вымысел, он исследует природу изобразительной иллюзии, границу возможностей художника.
03.


Сомов К.А. Автопортрет. 1911.

В экспозиции наиболее объемно представлены портретный и пейзажный жанры. Образ человека и пространства у Сомова всегда окрашен «эхом прошедшего времени». Происходящий из семьи хранителя Эрмитажного собрания, он воспринял из первых рук историю искусства, тонко чувствовал эпохи, разбирался в техниках и приемах рисования. Может быть, именно поэтому столь изощренны в его портретах механизмы включения "машины времени".
04.


На выставке представлены разнообразные варианты "игры со временем".
05.


Сомов К.А. Любовное письмо. 1911-1912.

06.


Примечательна серия портретов и автопортретов К.А. Сомова.
07.


Сомов К.А. А.Н. Бенуа и Л.С. Бакст за работой. 1896.

08.


Сомов К.А. Портрет А.А. Блока. 1907. Выполнен для журнала "Золотое руно". 1908. №1.

На одном полюсе экспозиции - "чистые ретроспекции": "Дама в розовом платье" (1903) и "Спящая женщина в синем платье" (1903). На противоположном - знаменитая серия портретов современников: поэтов, художников, деятелей культуры (1906-1915). Сомов подбирает старые бумаги, а в качестве образца специфической, бесстрастной манеры исполнения обращается к французскому портрету в технике "трех карандашей" эпохи Возрождения. Центром портретного зала является знаменитое произведение "Дама в голубом" (1897-1900) - портрет художницы Е.М. Мартыновой.
09.


Сомов К.А. Дама в голубом. 1897-1900. Портрет художницы Е.М. Мартыновой.

Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием графики Сомова, которое позволяет оценить все своеобразие его пейзажной концепции, его исполнительское мастерство. Художник одинаково виртуозно работает в карандаше, акварели, но особенно интересны используемые им смешанные техники: он расцвечивает пастелью и восковыми мелками, карандашными или перовыми штрихами плотные гуашевые купы деревьев, что приводит к эффекту многослойности крон. Сомов любит странные ракурсы, эффект фрагментарных композиций, монтаж нескольких точек зрения, различные эффекты освещения.
10.


Сомов К.А. Арлекин и Смерть. 1907.

11.


Сомов К.А. Работы художника в период 1896-1916 гг.

12.


Сомов К.А. Старый и Новый год. Обложка календаря 1908 года.

13.


Сомов К.А. Работы художника в период 1903-1917 гг.

14.


15.


Сомов К.А. Купальщицы. 1904.

16.


Сомов К.А. Поцелуй. Иллюстрация к "Книге Маркизы", 1908 (?)

17.


Сомов К.А. Титульный лист альманаха "Театр" для издательства "Шиповник". 1907.

18.


Сомов К.А. Обложка сборника стихов "Жар-птица, свирель славянина". 1907. Издательство "Скорпион".

Для Николая Сапунова (1880-1912), которого современники называли "неугомонным бездомным, бродячим художником-арлекином", важна проницаемость границ реального и вымышленного мира - арлекинада выплескивается в настоящее городское пространство, следуя декларации блоковского Арлекина: "…широко вздохнуть и выйти в мир!". Персонажи Commedia dell'arte приобретают у художника национальные черты - Коломбины с лицами матрешек, "русифицированные Арлекины".
19.


Сапунов Н.Н. Комната господина Журдена. 1911.

20.


Сапунов Н.Н. Балет. 1905.

21.


Сапунов Н.Н. Эскизы.

Сергей Судейкин (1882-1946) в своих произведениях всегда отводил себе роль Арлекина. Сама его жизнь подобна Commedia dell'arte - увлекательная импровизация, которая изобилует невероятными поворотами судьбы.
22.


Судейкин С.Ю. 1919.

Лестница на Небо С.Ю. Судейкина
23.


Судейкин С.Ю. Лестница на небо. 1919.

Выставка примечательная и удивительная. К посещению зело́ рекомендуется)

Источники:

Официальный сайт Третьяковской галереи. Анонс выставки  "Арлекины Серебряного века".

© Vladimir d’Ar, 2018

арлекины серебряного века, третьяковская галерея, константин сомов, выставка, лестница на небо

Previous post Next post
Up