Выставка Архипа Куинджи в Третьяковке, или Лунный Свет над Днепром

Dec 13, 2018 11:02



Всего 43 фото

Посчастливилось мне побывать на выставке «Архип Куинджи» в Третьяковской галерее. До сих пор осмысливаю свои глубокие впечатления. Выставка превосходная во всех смыслах, побывать обязательно стоит. Не буду подробно распространяться о творчестве художника и его работах потому как главное - передать именно свои визуальные и эмоциональные впечатления. Картин Куиинджи на выставке очень много (около двухсот), работы разноплановые, разных форматов и жанров. Под проведение выстави выделено несколько экспозиционных залов в Инженерном корпусе Третьяковки. Хоть я и сфотографировал все работы, но выложить их совершенно неблагодарное занятие хотя бы потому, что фотографии картин Куинджи экспонируются в полумраке, съемка с рук и высокие шумы на фото не дадут передать глубочайшие и нежнейшие оттенки кисти великого мастера. Это нужно видеть только своими глазами и никак не иначе. Поэтому этот материал будет скорее моим общим впечатлением для того чтобы читатель (зритель, потенциальный посетитель) мог для себя представить все воочию, и в общем, ощутить эффект присутствия. Если этот пост инициирует посещение выставки Архипа Куинджи то свою задачу он выполнил. Итак, приступим.

Выставочный проект «Архип Куинджи» подготовлен Государственной Третьяковской галереей к 175-летию со дня рождения одного из величайших русских пейзажистов второй половины ХIХ века. Современник В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, М.К. Клодта, он сумел иначе взглянуть на природу, найти в ней таинственную, притягательную красоту, что способствовало появлению символического пейзажа. Куинджи особенно привлекали сюжеты, в которых можно было передать яркие световые природные эффекты - манящую тайнами лунную ночь, огненные закаты, жар полуденного солнца. Объектами его интереса становились земля, море, горы, небо, но, главным образом, пространство, воспринимаемое как основная категория мироздания. Картины мастера располагают к философствованию, вызывают музыкальные и поэтические ассоциации.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи все же называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.
02.


Биография Куинджи уникальна. Художник совершил стремительное восхождение от жизни безграмотного мальчика-подпаска из бедной мариупольской семьи до статуса уважаемого профессора Академии художеств, статского советника, владельца трех доходных домов в Петербурге. Обладая неплохими коммерческими способностями и совершив выгодные сделки с недвижимостью, Куинджи со временем стал состоятельным человеком. Заработанные средства он щедро раздавал на благотворительность. В 1910 году пейзажист составил завещание, по которому весь свой капитал в 421 800 рублей и 228 десятин земли на Южном берегу Крыма он передал в Общество его имени на развитие русского искусства. Общество имени А.И. Куинджи было образовано за год до смерти мастера, в феврале 1909 года, по инициативе друзей и учеников и просуществовало до 1930 года. Главной его целью было оказание материальной поддержки всем художественным обществам, кружкам и талантливым художникам.
03.


Лес. 1890-е. Бумага на холсте, масло. 39 × 53. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
04.


Березовая роща. 1901. Холст, масло. 165,5 × 115. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

В Третьяковской галерее выставка Куинджи последний раз проходила четверть века назад, в 1992 году. На ней была представлена часть художественного наследия мастера, главным образом, законченные произведения. В сегодняшней экспозиции наряду с известными полотнами помещены многочисленные этюды и эскизы, созданные в период затворничества (1882-1910), когда живописец официально прекратил художественную деятельность. Первое знакомство с ними произошло на посмертной выставке, организованной Обществом имени А.И. Куинджи в 1913-1914 годах в Петербурге и Москве. Вторая обстоятельная встреча с этюдной живописью художника возникла спустя многие десятилетия, в 2007 году на выставке, устроенной Государственным Русским музеем на основе своего богатейшего материала.05.


Картины размещены на двух этажах Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке в четырех разделах по тематическому признаку: «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности», «Опережая время». Выставка сопровождается подробной летописью жизни и творчества Куинджи, проиллюстрированной фотографиями и документами, а также показом мультимедийных программ, созданных на основе результатов изучения произведений мастера в отделе комплексных технико-технологических исследований Третьяковской галереи, и анимационным фильмом, раскрывающим внутренний мир живописца.

В разделе «Тайна ночи» собраны произведения, в которых художник разрабатывает эффекты ночного освещения - от ярких сполохов света закатного неба через их плавное затухание в сумерках к чарующим ночным краскам.
06.


Закат в степи. 1900. Холст, масло. 83 × 146. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ.
Третьяковская галерея значительно расширила экспозицию, включив в состав около 200 произведений из двадцати четырех музейных собраний Москвы, Петербурга, других регионов, музеев ближнего зарубежья - Азербайджанской Республики и Республики Беларусь, а также частных коллекций.
07.


08.


Красный закат. 1890-1895.

09.


10.


Художнику, обожествлявшему всякую земную тварь, были присущи мистико-религиозный настрой и пантеистический взгляд на мир. Сам себя он называл религиозным человеком и «говорил о разлитом во всем мире первоисточнике всего сущего». Друзья и ученики Куинджи отмечали его интерес к философии. В отличие от многих современников художник прошел мимо увлечения натурализмом и позитивизмом. Как писал один из его последователей, «в его полотнах мы не найдем тех народовольческих идей, которые захватывали тогда интеллигенцию. И вместе с тем внутренне Куинджи был более революционен, чем многие передвижники». Художника знали как убежденного монархиста, но открыто восстающего против бюрократизма, формализма и казенщины.
11.


Новаторский подход свойствен ночным пейзажам, представленным в экспозиции. Имитируя ночную тьму в «Украинской ночи» (1876, ГТГ), художник сознательно отказывается от изображения предметов переднего плана и вместо них эскизными мазками насыщенного синего цвета прописывает широкую горизонтальную полосу. Глубокие кобальтовые тона земли и неба, сквозь которые на небольших участках просвечивали коричневые пятна подмалевка, позволяли так контрастировать бледно-зеленой тропинке и белым хаткам-мазанкам, что они приобрели светящийся блеск, как это бывает в реальности при лунном освещении. И хотя луна не изображена на картине, описанный эффект передает ее присутствие.

Умение Куинджи придать природе сокровенный смысл наиболее полно реализовалось в «Лунной ночи на Днепре» (1880, ГРМ). Мистический свет изображенной на полотне луны превращал реальную природу в пространство грезы и волшебства и производил на зрителей завораживающее, гипнотизирующее действие. «Лунная ночь на Днепре» стала одной из последних картин, показанных публично.
12.


Лунная ночь на Днепре, 1880.

13.


Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895.

14.


Ночь на Днепре. 1882. Вариант-повторение картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ). Холст, масло. 104 × 143. ГТГ.
15.


16.


Вечер на Украине. 1878.

17.


Ночное. 1905-1908. (Крупным плано)м.

18.


Ночное. 1905-1908.

19.


Лес ночью. 1870-е. Клеенка на картоне, масло. ГРМ. Санкт-Петербург.

Логическим завершением темы света стала картина «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник). Куинджи пытается изобразить невероятный по красоте метафизический свет, излучаемый не луной, не солнцем, а фигурой Спасителя. Сюжет произведения отсылает к словам Евангелия, церковному богослужению, святоотеческому преданию.
20.


Христос в Гефсиманском саду. 1901. Холст, масло. 106,5 × 142,5. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.
21.


Христос в Гефсиманском саду. 1901. Холст, масло. 106,5 × 142,5. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Фрагмент.

22.


Пронзительные просторы оживают в его степных, морских и горных пейзажах. Со степных видов у художника пробудился интерес к изображению пространства как одной из форм мироздания. На примере картин "Днепр утром" (1881, ГТГ), "Днепр" (1901, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) заметно, как Куинджи через лаконизм пластического и колористического решения пытается воплотить одну из категорий пространства - величественную пустоту.
23.


Днепр утром. 1881. Холст, масло. 107,5 × 170,5. ГТГ.

24.


Днепр. 1901. Холст, масло. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

25.

Портрет А. Куинджи. Васнецов В.М.

26.


27.


В тумане. 1905-1908. Не окончена. Холст, масло. 140,4 × 177,5. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
В горных пейзажах Куинджи по-прежнему волновала проблема изображения пространства и холодного лунного света, позволявших придать ландшафту поэтическую метафору загадочной Вселенной. О стремлении Куинджи охватить мир из космоса, вероятно, знал Д.И. Менделеев. В 1887 году ученый совершил полет на воздушном шаре и сделал запись в брошюре, посвященной этому полету: «Над облаками и под ними своеобразно, достойно кисти А.И. Куинджи, но я не имею способности живо писать, а потому описываю не то, что чувствовал, не то, что настраивало, а то, что делал, о чем думал и как обдумывал».
28.


29.


Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895.

30.


31.


Снежные вершины (Эльбрус). Между 1890 и 1895 гг.

Печально известная картина Куинджи "Ай-Петри. Крым." 27 января 2019 года ее похитили из Третьяковки, но к счастью нашли довольно быстро. Но в экспозиции ее сейчас нет. Очевидно после инцидента потребовалась экспертиза или реставрация.
32.


Ай-Петри. Крым.

33.


34.


Портрет А. Куинджи. Крамской И.Н.

Останавливаясь в своих крымских владениях, художник часто изображал безбрежные морские просторы, улавливал кистью стремительный и разнообразный бег морской волны, переводя живые формы природы на язык модерна и символизма. Среди них выделяется большое полотно «Туман на море» (1900-1905, ГРМ).
35.


Туман на море. 1900-1905, ГРМ.

36.


37.


38.


Облака. 1900-1905.
39.


Осень. 1890-1895. Бумага на холсте, масло. 36,8 × 58,7. ГРМ.
Куинджи обладал талантом достигать иллюзии преображения обычной краски в свет. Изображая близкие по композиции пейзажи в разное время суток, он передавал яркие световые эффекты («Солнечные пятна на инее», 1876-1890; «Эффект заката», 1900; «Пятна лунного света в лесу. Зима», 1900-е, все - ГРМ), тем самым приближаясь к символизму и модерну.
40.


Эффект заката. 1900-е. Бумага на холсте, масло. 39 × 53. ГРМ.
Не чужд мастеру был и городской пейзаж.
41.


Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882. Холст на картоне, масло. 25,5 × 40. ГРМ.
42.


Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. 1882. Холст, масло. 25 × 40. ГРМ.

43.

А.И Куинджи. Фотография. 1907 год. Санкт-Петербург. Отдел рукописей Государственного Русского музея.

Выставка продлится до 17 февраля 2019 года.

Источники:

Ольга Атрощенко. Художник беспримерной самобытности. Галерея. №3 2018 (60).

© Vladimir d’Ar, 2018

третьяковская галерея, куинджи, архип куинджи, выставка

Previous post Next post
Up