Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Коломенский кремль.

Nov 23, 2018 16:08



Всего 57 фото

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь расположен на берегу Москвы-реки в центре Коломенского кремля. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией. А самый молодой из кремлёвских монастырей - Ново-Голутвин - ведёт своё летоисчисление именно с 1799 года. Однако многие его здания гораздо древнее, так как основан он был на месте как раз архиерейского дома, упоминающегося в писцовых книгах 1577-1578 гг. От архиерейского дома обители осталось несколько зданий XVII века - Троицкий собор 1705 года постройки, обширные белокаменные палаты - Архиерейский корпус и Архирейский дом.

Ново-Голутвин монастырь удивительно органично вписан не только в архитектурный ансамбль Соборной площади Коломенского кремля, но и каким-то непостижимым образом ощущается именно "на своем месте". Во многих старых русских городах в их бывших цитаделях сохранились только соборные церкви, а в Коломне мы видим все строения в удивительной сохранности и в состоянии бережного гармоничного возрождения. Монастырь как будто бы и в духовном смысле оберегает кремлевские соборные церкви. А вообще, Коломна произвела на меня исключительное позитивное впечатления, включена в мой личный список любимых древних русских городов где я побывал и стои́т в нем сейчас на первом месте.
Коломенская епархия была учреждена ранее 1350 года, после нашествия на Русь монголов. Начало ее относится ко временам княжения Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), самое позднее - ко временам княжения Симеона Гордого (1340-1353). Она принадлежала к 3-му классу епархий и имела 10 монастырей и 931 церковь. В 1655 г. в Коломне останавливался Антиохийский патриарх Макарий. Из письма его секретаря сирийца Павла Алеппского мы узнаем о том, как выглядел архиерейский дом в XVII веке.

Известно, что он был "очень велик и обнесен кругом деревянной стеной; келии, или, вернее, дворец епископа выстроены из превосходного камня и дерева, и также висячие (как и церкви)". Сириец восхищался длинной деревянной галереей, находящейся на большой высоте от земли, по которой епископ проходил к кельям от южных дверей церкви. Он восторгался мастерской работой русских плотников, построивших такие теплые зимние покои: "они выстроены из строганого, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей, так что ни одно дуновение ветерка не может проникнуть".02.


Ново-Голутвин монастырь - вид с юго-востока. На дальнем плане Москва-река и на излучине Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь (в правой верхней части кадра)

Архиерейское подворье особенно преобразилось в конце XVII в. при архиепископе Коломенском и Каширском Никите. Им были выстроены все основные здания ныне существующего комплекса: собственно Архиерейский дом, здание Разрядного приказа и Троицкая крестовая церковь.

В 1799 г. вышел указ императора Павла о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквями в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только ими и в Тульской губернии. Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В Коломне остался древний архиерейский дом, пустой и без финансового обеспечения. Митрополит Московский Платон в 1800 г. решился перевести сюда часть братий из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный монастырь - Старо-Голутвиным. Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. О статусе штатного мужского монастыря говорит тот факт, что ему присвоили 2-й класс, позволявший содержать до 17 монахов, и все настоятели, начиная с первого - Варлаама, носили высокое звание архимандрита. К монастырю были приписаны обе соборные церкви: Успенская и Тихвинская.
03.



При архимандрите Арсении (Козиорове) были произведены масштабные строительные работы - к северному торцу Архиерейского корпуса он пристроил кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне Покровская). Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади. В 1825 году архимандрит Арсений возводит 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. В 1871 году, по благословению святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, монастырь был преобразован из штатного в общежительный. При архимандрите Сергии (Свешникове), который управлял обителью с 1871 по 1883 годы, количество монашествующих возросло до 50 человек.
04.


Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь с- вид с севера

В основном монастырский комплекс сформировался в конце XVII - начале XVIII века. На его территории располагались выстроенные из камня архиерейский и семинарский корпуса, церковь Троицы и здание консистории, известное по архивным документам как древняя церковь Покрова (справа на кадре выше).

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В 1680-е годы одновременно с Архиерейским дворцом была возведена и домовая Покровская церковь. Храм был двуглавый каменный, с юга к четверику церкви примыкал небольшой придел. Расположенная с запада трапезная имела центральный столп, на который опирались своды зала.
Окна были значительно меньше нынешних; в решётки оконниц вставляли слюду, поэтому внутри царил рассеянный полумрак.
Главы хама были покыты блестящими поливными изразцовыми плитками, а кровля основного корпуса состояла из серой черепицы.
В 1770-1780-е годы архитектором М. Ф. Казаковым создаётся проект перестройки всего подворья, главное место в котором отводилось Покровской церкви. Более масштабные строительные работы начались с 1823-го года при архимандрите Арсении (Козиорове). К северному торцу бывшего архиерейского корпуса он пристроил кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с приделом в честь Преображения господня (ныне церковь Покрова). Возведённая в псевдоготическом стиле, она служила архимандриту домовой церковью. Четверик перекрыт глухим сводом, его венчает декоративная главка, обычная для XVIII столетия. Изнутри храм тоже изменился. Расширились его окна, своды трапезной заменил прямой потолок.
05.


Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь - вид с северо-запада

При строительстве в храмовое здание органично вписалась северная часть архиерейского корпуса, в том числе одностолпная житенная палата, находившаяся на первом этаже. Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади.
06.



Покровская церковь
07.


Вид Покровской церкви с Соборной площади

08.


Главные северные врата Ново-Голутвина монастыря со стороны Соборной площади

09.


Покровская церковь со стороны Троицкой церкви

10.


Покровская церковь с южной стороны

11.


Покровская церковь с южной стороны

12.


Вид на  Троицкую и Покровскую церкви со стороны колокольни (с востока)

Церковь Троицы Живоначальной

В 1705 году на архиерейском дворе архиепископом Коломенском Антонием (в миру Одинович, умер в 1716 году, управлял епархией с 1705 по 1716 годы) была построена каменная крестовая Троицкая церковь или, как её еще называли: Троицкий собор (Святотроицкий собор, Свято-Троицкий собор). В 1739 году, после крупного пожара, архитектором Иваном Мичуриным было составлено описание церкви и смета на её восстановление. С северной стороны у церкви была паперть с площадкой и 14-ю ступенями.
13.



Церковь построена на высоком подклете. Именно с этой стороны на месте сегодняшнего красочно украшенного высокого крыльца существовал закрытый переход из Архирейского корпуса в Троицкую цероковь (см. старое фото №18).
14.



В подклете церкви была кладовая с дверью и тремя слюдяными окнами.
15.


В 1990 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в подклете Троицкого храма была освящена церковь в честь блаженной Ксении Петербургской. Своды храма расписаны усилиями сестер, а в 1999 г. установлен уникальный керамический иконостас, выполненный в монастырской керамической мастерской. Иконы иконостаса написаны иконописцем А.И. Чашкиным (в византийском стиле). Вход "под лестницей".

16.



17.



С западной стороны церковь соединялась с архиерейскими палатами деревянным переходом, который потом сгорел. В начале 1872 года была полностью переделана деревянная галерея, соединяющая архиерейский корпус с Троицким храмом. На её месте возникла более современная, с опорой на две каменные арки, с застеклёнными рамами.
18.


Ремонт храма произведён в 1742 году. Вероятно, в это время интерьер украсили лепниной и росписью в стиле барокко.
В 1980-х годах лепнина сохранялась только на сводах алтаря.
19.



Тогда же на средства, пожертвованные московским купцом Васильевым, удалось расписать внутренний объем церкви Троицы.
20.


Интерьер Троицкой церкви. Фото стороннее.

21.


В конце 90-х прошлого века художник А.Д. Червяков выполнил проект полихромной окраски храма.
Полностью проект реализован только в 1999-м году насельницами монастыря.

После череды смен настоятелей, в декабре 1846 году, епархиальное начальство переместило из дмитровского Борисо-Глебского монастыря в Ново-Голутвин архимандрита Тихона (Угленского), где он и прослужил более четверти века. Настоятель интересовался историей возникновения раскола в Русской православной церкви и не жалел средств на приобретение книг и рукописей по данной проблематике.
22.



23.



По свидетельству знавших Тихона людей, он отличался "высокими душевными качествами, которые способны всякого привлекать и навсегда привязывать к себе. Простота, любезность, детское простосердечие и добросердечие, незлобие, прямота, исключающая всякую возможность какой-нибудь задней мысли и двуличия". Многолетняя служба настоятеля была отмечена в 1863 году орденом святой Анны 2 степени и в 1869 году этим же орденом, украшенным императорской короной.
24.



По воспоминаниям благочинного общежительных монастырей Угрешского настоятеля архимандрита Пимена (Мясникова), после его кончины 7 февраля 1871 года обитель оказалась в "совершенном упадке и нищете, во всех отношениях".
Причины обсуждать не будем, потому как они могут быть самыми разными.
25.



При финансовой помощи ктиторов Гурия и Екатерины Ротиных монастырь, "преобразованный в общежитие, воскрес из развалин и так быстро обновился и пришёл в цветущее состояние", а активная деятельность нового игумена Сергия была вознаграждена долгожданным возведением в сан архимандрита.
26.


Кстати, с южной стороны в Троицкую церковь насельницы попадают непосредственно со стороны закрытой территории монастыря по специальному навесному перходу-лестнице

В 1883 году Сергия переводят настоятелем в Иосифо-Волоцкую обитель. Назначенному на его место 53-летнему ризничему Троице-Сергиевой лавры архимандриту Иоанникию (Постникову) досталась обитель, где "все храмы были приведены в совершенный порядок; ризница стала не только достаточна, но обильна; все здания обновлены, архиерейский дом исправлен и приведён в наилучший вид, трапеза и келлии устроены как нельзя лучше; заведено стройное пение, правильное чтение, богослужения стали совершаться согласно с уставам без малейшего отступления". Да и годовой доход от богомольцев, часовни и хозяйственной деятельности монастыря составлял не менее 10 тысяч рублей.

Обойдем вокруг церкви
27.



Последующие настоятели сохраняли традиции, заведённые архимандритом Сергием, и приумножали благосостояние обители. На 1915-1916 год монастырский капитал составлял 61670 рублей.

28.



Налаженная монашеская жизнь была в одночасье разрушена в результате свершившейся Октябрьской революции 1917 года.
29.


Троицкая церковь - вид с востока

Имущество монастыря, в том числе находившуюся в собственности 181 десятину земли, национализировали. По инициативе местных властей, сославшихся на инструкцию о чрезвычайном налоге, у настоятеля архимандрита Леонида отобрали даже личные вещи и награды из серебра и золота. Не у дел и без средств существования, практически на улице оказались 16 монашествующих и 14 послушников. С начала 1919 года часть их помещений заняло управление уездной и городской милиции. В какой-то степени это спасло монастырь от худшей судьбы, так как циркулярное предписание губернского отдела управления от 23 мая обязывало власти города немедленно приступить к устройству лагеря принудительных работ. К примеру, такие лагеря в Москве организовали в Спасо-Андрониевом, Новоспасском и Ивановском (Иоанно-Предтеченском) монастырях.
30.


Троицкая церковь - вид с востока

Закрытая для посещения территория Ново-Голутвина монастыря - вид от Троицкой церкви на юго-восток.
На дальнем плане корпус бывшей семинарии.
31.



32.


Северный фасад Троицкой церкви

К счастью для города и монастыря, по каким-то причинам устройство давно планируемого концентрационного лагеря на территории монастыря не состоялось, и кельи стало обживать население.

6 мая 1968 года вышло решение Совета Министров РСФСР о создании в Коломне историко-архитектурного заповедника. В разработанной специалистами треста «Мособлстройреставрация» в 1971 году программе немаловажная роль отводилась Ново-Голутвину монастырю. Бывший архиерейский корпус и здание консистории предполагалось использовать под гостиничные номера для будущих туристов, а в семинарском корпусе поместить красный уголок и администрацию комплекса. Подклет Троицкого (как вариант Покровского храма) отводился под ресторан. Верх реставрированной церкви Троицы планировался под музей. При благоустройстве территории предполагалось разбить плодовый сад, примерно такой, как он был в XVIII веке. Грандиозные планы не воплотились в жизнь, но это не помешало в 1973 году приступить к реставрационным работам в Ново-Голутвине.
33.



В 2002 году возведена часовня с источником в честь святых равноапостольного князя Владимира и Анастасии узорешительницы.
34.


Часовня Владимира равноапостольного и Анастасии Узорешительницы в Ново-Голутвине Троицком монастыре (справа)

Архирейские палаты

При архиепископе Никите (1682-1704 года) были возведены архиерейские палаты с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского, с переходом (разрушенным в советское время) в другую, холодную Троицкую церковь. В писцовых книгах XVI века архиерейские палаты упоминаются уже как каменные. По описанию Павла Алеппского, сына Антиохийского патриарха Макария, в середине XVII века палаты располагались неподалёку от Успенского собора и зимней Покровской церкви, с которой бьти соединены деревянной галереей (см. старое фото №18).
35.



К концу XVII века палаты сильно обветшали, и при архиепископе Никите бьто построено ныне существующее здание жилых архиерейских покоев. В описании архиерейского двора 1701 года о них сказано: "На правой руке от ... святых ворот на западной стране новые неотделанные палаты о двух жильях vерою извне длиною на сорокех на осми саженях без аршина а тех палат извне по концам поперечнику по семи сажен".
36.



В 1734 году архитектором Иваном Мичуриным были составлены описания и сметы на починку всех зданий архиерейского двора, пострадавших от большого пожара. По этому описанию в "верхнем апартаменте" располагалось 16 палат, четверо сеней и 2 чулана. В "нижнем апартаменте" бьто 14 палат, в том числе одна "приспешная", да две житенные, 7 сеней, 1 чулан и одна кухня. Уже в наше время восстановлен древний облик и интерьеры архиерейских палат.
37.



В северном конце корпуса в нижнем этаже располагались две одностолпные палаты. Вторую с севера "крестовую" палату второго этажа занимала домовая Благовещенская церковь. В церкви был резной деревянный иконостас (сгорел впоследствии) и изразцовая печь. К соседнему с церковью помещению сеней с востока подводило крытое сводами парадное крыльцо с тремя площадного и лестницами. Второй этаж корпуса соединялся крытой деревянной галереей на каменных столбах с Троицкой церковью. Ремонт в палатах был проведён в 1742 году. Более серьёзной перестройке они подверглись после пожара 1777 года.
38.


Архирейские палаты со стороны внутренней территории. На фото видно место соединения крытого перехода палат и церкви.

Закрытая территория монастыря. Справа Архирейские палаты.
39.


Перестройка фасадов и интерьеров палат велась под руководством архитектора графа Шереметьева, Алексея Миронова. Древнерусские формы здания уступили место классическим. После устройства в зданиях архиерейского двора Ново-Голутвина монастыря корпус бьт занят кельями братии и архимандрита. В 1816 году часть помещений первого этажа бьта предоставлена бурсе - общежитию для учащихся при семинарии. Благовещенская церковь была упразднена. В 1823 году на месте разобранного парадного крыльца и лестниц была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Серrия Радонежского Чудотворца, позднее освящена во имя Покрова Божией Мaтepи) с приделом Преображения Господня.
40.



К 1982 году был выселен архиерейский корпус, и сразу к обмерным и исследовательским работам приступили архитекторы К.В. Ломакин и В.А. Мозжеров. Для этого пришлось освободить помещения от поздних перегородок, полов, сбить штукатурку, удалить засыпку пазух сводов. При производстве работ в строительном мусоре удалось обнаружить многочисленные фрагменты изразцов XYII-XIX веков. После склейки и зарисовки реставраторы передали их в Коломенский краеведческий музей. Восстановление архиерейского корпуса затянулось на годы, во многом из-за неясного его дальнейшего функционального использования. Идей витало много: то приспосабливаем здание под гостиницу, то под музыкальную школу. Неопределённость привела к тому, что реставрационные работы шли эпизодически.

Корпус бывшей семинариии

Полное устройство семинария получила при архиерее Киприане Скрипицыне, переведённому в Коломну в 1739 году. В ней обучали риторике, пиитике, грамматике и инфиме. Латынь преподавал специально приrлашённый учитель. Именно эту семинарию окончил Василий Михайлович Дроздов - в будущем митрополит Московский и Коломенский Филарет.
41.


Корпус бывшей семинарии (улицы Кремлёвская - слева и Лазарева - справа)

Размещалась Коломенская семинария в непосредственной близости от архиерейского дома, в каменном двухэтажном корпусе с подвалами, выстроенном в 1680-х годах при архиепископе Никите и перестроенном в XIX веке. Бывший семинарский корпус сохранился - сейчас это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря (архирейский дом - здание с зеленой крышей рядом корпусом семинарии).42.


Корпус бывшей семинарии (в верхней части кадра) и архирейский дом (с зеленой крышей рядом с корпусом)

Архирейский дом

Небольшой двухэтажный Архирейский дом, стоящий против Успенского собора, является самой древней постройкой Архиерейского дома, дошедшей до нашего времени. Это перестроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная при епископе Рафаиле, который управлял епархией с 1618 по 1652 года; в 1652 году уволен на покой, принял схиму, был особенно любим народом. Храм был одноrлавый, безапсидным, располагался на втором этаже здания. В наше время это игуменский корпус.
Колокольня

В 1825 году архимандрит Арсений возвёл 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол был украшен изображениями святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского и надписью по кругу "1827 г. июля 1 дня, вылит сей колокол в г. Коломне в Новоголутвин второклассный монастырь усердием и коштом Коломенского 2 гильдии купца Киприяна Максимовича Кислова, в Москве на заводе Николая Самгина весу 259 пуд. 32 фунта, лил мастер Аким Воробьёв". Ровно через год 126-пудовый колокол с изображением святой Троицы и святого Кирилла Иерусалимского пожертвовал коломенский купец Кирилл Максимович Кислов. Шесть меньших колоколов на монастырской звоннице не имели изображений и надписей о дарителях, из-за чего в описях особо не отмечались.
43.



Монастырская колокольня - одно из лучших произведений ампира в Коломне. Несмотря на разницу во внешнем облике, звонница Ново-Голутвина монастыря удивительно хорошо сочетается с соборной колокольней, вмecтe с Успенским собором создавая ансамбль фантастической красоты.
44.



45.

Колокольня со стороны монастырской территории

46.



47.



29 декабря 1988 года на заседании Совета по делам религий при Совмине СССР решено передать РПЦ комплекс Ново-Голутвина монастыря для нужд Московской епархии. Перечень зданий комплекса включал Успенский кафедральный собор, Тихвинскую церковь и соборную шатровую колокольню для организации женской монашеской общины.

Ну, и в заключении, несколько фото башен и вспомогательных хозяйственных строений Ново-Голутвина монастыря.
48.


Юго-западная башня Ново-Голутвина монастыря

49.



50.



Вспомогательное служебное монастырское помещение очевидно некогда амбарного назначения.
51.



Некое малое сооружение вроде сторожки смежное с Архирейским корпусом и непосредственно рядом с техническим проездом на территорию монастыря.
52.



Возможно это была когда-то и часовня поскольку местные жители ее явно почитают. Трогательное ощущение..
Был бы благодарен узнать у коломенцев её пусть и скромную, но историю. В сети на этот счет ничего не нашел.
53.



54.


Угловая северо-западная башня Ново-Голутвина монастыря

55.


Угловая северо-западная башня Ново-Голутвина монастыря

56.


Угловая северо-западная башня Ново-Голутвина монастыря

Такова история Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.
57.



Благодарю за внимание.

Источники:

Главный городской портал Коломны.
Официальный сайт Ново-Голутвинского монастыря. История монастыря.

© Vladimir d’Ar, 2018

Коломенский кремль - краткий путеводитель по достопримечательностям

коломна, соборная площадь, коломенский кремль, ново-голутвин монастырь

Previous post Next post
Up