Всего 19 фото
Это материал об Успенском соборе во Владимире. Величественное, и, совсем не провинциальное, сооружение. Андрей Боголюбский, как раз, и рассчитывал разместить в этом соборе привезенную им Чудотворную икону Владимирской Божией Матери, что вывез из Киева. В, общем, под эту икону собор когда-то и строился изначально. По замыслу Андрея, он должен был играть роль не только главного храма Владимирско-Суздальского княжества, но и стать главным храмом всей Руси. Довольно смелое, отважное и рискованное решение для того времени. Главным религиозным и политическим шагом был отказ от традиций Киева, его влияния, которое тогда уже стало тесным для нужд всей Руси. Владимир выступал против метрополии Киева и во многом соперничал с ним. И, центр политического и духовного влияния должен был проявиться именно здесь, во Владимире.
Собор очень сильно впечатляет с первого же взгляда. Его, конечно же, лучше, видеть "вживую". Он внушителен, величав, да и, просто, огромен. Его архитектура на несколько столетий определила развитие Русского зодчества на северо-востоке Руси. По его образцу, уже позднее, строились многие московские и кремлевские храмы. У современников он вызывал изумление своей мощью, величавостью, богатыми архитектурными деталями и внутренним убранством. Его, даже, тогда, сравнивали с Храмом Соломона.
2.
Собор множество раз горел, разграблялся, фрески полностью гибли, и, только, в начале 15 века во Владимир прибыл Андрей Рублев с Даниилом Черным со своими артелями, и практически полностью, заново расписали его. И, к счастью, эти росписи, почти полностью, дошли до нас, и вы их увидите. Владимирская икона Богоматери, по преданию, написанная рукой евангелиста Луки, находилась в храме до 1395 года. Впоследствии же она была перенесена в Москву.
3.
Здесь погребены Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, великий князь Всеволод Большое Гнездо, многие владимирские князья и митрополиты. Колокольня, которая придает собору такую небесную стремительность и державность с золоченым шпилем a la "Петропавловская крепость", была построена в начале 19 века. Архитектурные детали второго яруса отдают дань духу Владимирских золотых ворот - это я о четырех характерных башенках.
4.
Мне было очень интересно прикоснуться к этой святыне нашей истории, почувствовать её. После Боголюбово, ощущения были совершенно другие. Рассматривая храм, я чувствовал в своей крови бурление от гордости и сопричастности к зарождению нашей необъятной могучей державы. Понимание этого было вне сознания. Сама дорога к Храму вызывала торжественный трепет. Я чувствовал необычно приподнятое настроение и энергию, которая вливалось в меня извне. Торжественные вибрации охватили меня, и я совершенно не слышал монотонного голоса экскурсовода. Храм приглашал, звал, оставаясь торжественно седым и могучим.
5.
Довольно, своеобразные ощущения. Такого я не испытывал вблизи других храмов. Не побоюсь сказать, что это было как торжественное звучание неведомой мощной божественной музыки, напоминающей орган, длительные полифонические звуки медных и синтезаторных инструментов. Более всего, мне это напомнило альбомы Fayman & Fripp "A Tample In The Clouds" (Храм в облаках) и Йена Андерсона "Angels Embrace" (Объятья Ангелов)... Чудесное и торжественное ощущение предвкушения.
6.
7.
По мере продвижения к собору ощущения музыки внутри меня менялась, приобретая более утонченное звучание, как будто проявился невидимый небесный хор. Поражаясь этому необычному субмодальному проявлению, я вошел в храм... Поразительно! Эта громада, как будто, продолжала звучать, но, уже, сдержанней, появилось ощущение многоголосия и одновременно пронзительной строгой и нежной распевной молитвы. Полифония звуков заполнила моё естество, и я вспомнив, что надо обязательно снять внутренний объем храма, его фрески, пытаясь стряхнуть с себя это наваждение, принялся фотографировать, несмотря на уже ставшие стандартными запреты. Затвор у второй пятерки предательски громкий, но кадры, вроде, удались без эксцессов. Я фотографировал на каком-то автомате, на втором же плане звучание храма и пение продолжалось.
8.
9.
Машинально, я обратил внимание, что это церковное пение во многом и очень сильно отличалось от слышанных мной современных песнопений. Оно было лишено светской слащавости и келейности, основная тема эмоций исполнителей явно угадывалась - самопожертвование, единение бессмнртных душ, строгость и величие... В скольких храмах я был, нигде не было такого глубокого проникновения в подобные астральные вибрации. В общем, сказать, что я был доволен, значит не сказать ничего.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Экскурсовод продолжал рассказывать что-то, его голос гулким темным эхом отзывался во мне; я же, спонтанно и неосознанно передвигался по храму с упоением ловя изменения тонов, силы звуков и степень вибраций. Больше работал звуковой канал восприятия. Наконец, мы все вышли из храма. Время дали только минут десять. Спохватившись, я начал делать попытки снять эту феерическую громаду. Далеко отойти не удавалось, в график я бы не уложился. Поэтому, то, что получилось, снимая на 16 мм, с последующей коррекцией чудовищных геометрических искажений вы видели выше.
16.
С подножия крутого обрывистого холма, у собора, разливалась река Клязьма, куда не окинь взгляд. Яркое солнце, голубое небо, ласковый весенний ветрок, чу́дным впечатления от пребывания в храма... Всё это смешалось и закрутились в водоворот искрящихся впечатлений. И, это было здорово! Тогда, я впервые, ощутил ещё одну ноту глубокой радости, неведомую мне ранее. Наслаждение моментом, ощущение, что живешь, были отчетливы, и как никогда рельефны.
17.
А здесь, фотки собора, снятые со смотровой площадки - с
Владимирской водонапорной башни - музея Старого Владимира, о которой я еще расскажу.
18.
19.
© Vladimir d’Ar
Владимирская водонапорная башня - музей Старого Владимира Музей Хрусталя - Владимир Золотые Ворота Владимира Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире