Успенский собор во Владимире - водоворот ощущений и чувств

Jun 05, 2013 19:53



Всего 19 фото

Это материал об Успенском соборе во Владимире. Величественное, и, совсем не провинциальное, сооружение. Андрей Боголюбский, как раз, и рассчитывал разместить в этом соборе привезенную им Чудотворную икону Владимирской Божией Матери, что вывез из Киева. В, общем, под эту икону собор когда-то и строился изначально. По замыслу Андрея, он должен был играть роль не только главного храма Владимирско-Суздальского княжества, но и стать главным храмом всей Руси. Довольно смелое, отважное и рискованное решение для того времени. Главным религиозным и политическим шагом был отказ от традиций Киева, его влияния, которое тогда уже стало тесным для нужд всей Руси. Владимир выступал против метрополии Киева и во многом соперничал с ним. И, центр политического и духовного влияния должен был проявиться именно здесь, во Владимире.

Собор очень сильно впечатляет с первого же взгляда. Его, конечно же, лучше, видеть  "вживую". Он внушителен, величав, да и, просто, огромен. Его архитектура на несколько столетий определила развитие Русского зодчества на северо-востоке Руси. По его образцу, уже позднее, строились многие московские и кремлевские храмы. У современников он вызывал изумление своей мощью, величавостью, богатыми архитектурными деталями и внутренним убранством. Его, даже, тогда, сравнивали с Храмом Соломона.
2.



Собор множество раз горел, разграблялся, фрески полностью гибли, и, только, в начале 15 века во Владимир прибыл Андрей Рублев с Даниилом Черным со своими артелями, и практически полностью, заново расписали его. И, к счастью, эти росписи, почти полностью,  дошли до нас, и вы их увидите. Владимирская икона Богоматери, по преданию, написанная рукой евангелиста Луки, находилась в храме до 1395 года. Впоследствии же она была перенесена в Москву.
3.



Здесь погребены Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, великий князь Всеволод Большое Гнездо, многие владимирские князья и митрополиты. Колокольня, которая придает собору такую небесную стремительность и державность с золоченым шпилем a la "Петропавловская крепость", была построена в начале 19 века. Архитектурные детали второго яруса отдают дань духу Владимирских золотых ворот - это я о четырех характерных башенках.
4.



Мне было очень интересно прикоснуться к этой святыне нашей истории, почувствовать её. После Боголюбово, ощущения были совершенно другие. Рассматривая храм, я чувствовал в своей крови бурление от гордости и сопричастности к зарождению нашей необъятной могучей державы. Понимание этого было вне сознания. Сама дорога к Храму вызывала торжественный трепет. Я чувствовал необычно приподнятое настроение и энергию, которая вливалось в меня извне. Торжественные вибрации охватили меня, и я совершенно не слышал монотонного голоса экскурсовода. Храм приглашал, звал, оставаясь торжественно седым и могучим.
5.



Довольно, своеобразные ощущения. Такого я не испытывал вблизи других храмов. Не побоюсь сказать, что это было как торжественное звучание неведомой мощной божественной музыки, напоминающей орган, длительные полифонические звуки медных и синтезаторных инструментов. Более всего, мне это напомнило альбомы Fayman & Fripp "A Tample In The Clouds" (Храм в облаках) и Йена Андерсона "Angels Embrace" (Объятья Ангелов)... Чудесное и торжественное ощущение предвкушения.
6.


7.



По мере продвижения к собору ощущения музыки внутри меня менялась, приобретая более утонченное звучание, как будто проявился невидимый небесный хор. Поражаясь этому необычному субмодальному проявлению, я вошел в храм... Поразительно! Эта громада, как будто, продолжала звучать, но, уже, сдержанней, появилось ощущение многоголосия и одновременно пронзительной строгой и нежной распевной молитвы. Полифония звуков заполнила моё естество, и я вспомнив, что надо обязательно снять внутренний объем храма, его фрески, пытаясь стряхнуть с себя это наваждение, принялся фотографировать, несмотря на уже ставшие стандартными запреты. Затвор у второй пятерки предательски громкий, но кадры, вроде, удались без эксцессов. Я фотографировал на каком-то автомате, на втором же плане звучание храма и пение продолжалось.
8.


9.



Машинально, я обратил внимание, что это церковное пение во многом и очень сильно отличалось от слышанных мной современных песнопений. Оно было лишено светской слащавости и келейности, основная тема эмоций исполнителей явно угадывалась - самопожертвование, единение бессмнртных душ, строгость и величие... В скольких храмах я был, нигде не было такого глубокого проникновения в подобные астральные вибрации. В общем, сказать, что я был доволен, значит не сказать ничего.
10.


11.


12.


13.


14.


15.



Экскурсовод продолжал рассказывать что-то, его голос гулким темным эхом отзывался во мне; я же, спонтанно и неосознанно передвигался по храму с упоением ловя изменения тонов, силы звуков и степень вибраций. Больше работал звуковой канал восприятия. Наконец, мы все вышли из храма. Время дали только минут десять. Спохватившись, я начал делать попытки снять эту феерическую громаду. Далеко отойти не удавалось, в график я бы не уложился. Поэтому, то, что получилось, снимая на 16 мм, с последующей коррекцией чудовищных геометрических  искажений вы видели выше.
16.



С подножия крутого обрывистого холма, у собора, разливалась река Клязьма, куда не окинь взгляд. Яркое солнце, голубое небо, ласковый весенний ветрок, чу́дным впечатления от пребывания в храма... Всё это смешалось и закрутились в водоворот искрящихся впечатлений. И, это было здорово! Тогда, я впервые, ощутил ещё одну ноту глубокой радости, неведомую мне ранее. Наслаждение моментом, ощущение, что живешь, были отчетливы, и как никогда рельефны.
17.



А здесь, фотки собора, снятые со смотровой площадки - с Владимирской водонапорной башни - музея Старого Владимира, о которой я еще расскажу.
18.


19.



© Vladimir d’Ar

Владимирская водонапорная башня - музей Старого Владимира
Музей Хрусталя - Владимир
Золотые Ворота Владимира
Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире

фрески Андрея Рублева, фрески, путешествие по золотому кольцу, архитектура, колокольня, русская архитектура, храм, православная архитектура, Андрей Рублев, Успенский собор во Владимире, Успенский собор, Владимир Дар, собор, Владимир, Владимирская икона Божией Матери, церковь, золотое кольцо

Previous post Next post
Up