Всего 76 фото
Это вторая часть моего материала об Усадьбе Гончаровых в Яропольце! В усадьбе Александр Сергеевич Пушкин побывал 23-24 августа 1833 г. по пути в Поволжье и Оренбург и во второй раз в начале октября 1834 г. - заехал на один день по пути из Болдино в Петербург. Он приезжал в гости к хоязяйке усадьбы Наталье Ивановне Гончаровой - матери Натальи Гончаровой (Пушкиной). Мы уже осмотрели в первой части усадебную церковь Иоанна Предтечи. Во второй будет подробный рассказ об усадьбе, ее истории и немного о Пушкине, конечно...
Мы уже начали осматривать архитектурный ансамбль усадьбы Гончаровых с церкви Иоанна Предтечи.
Сейчас же мы вступаем в усадебный Парадный двор...
До 1712 года Яропольцом управлял Московский Судный приказ, так как сыновья Дорошенко были несовершеннолетними. В 1717 году младший из них, Пётр, продал свою часть земель Г.П. Чернышёву, родоначальнику графов Чернышевых. Об этом имении уже есть готовый материал - Усадьба Чернышевых.
02.
Загряжские
Создателем дворцово-паркового ансамбля является А.А. Загряжский. Внучка гетмана, Екатерина Александровна Дорошенко, принесла Ярополец в приданое своему мужу, генерал-поручику Александру Артемьевичу Загряжскому (1715-1786), который по матери был родственником князю Потёмкину.
03.
Портрет приписывается Ф. Рокотову. Середина 1770-х годов.
Александр Загряжский перестроил деревянные постройки усадьбы в камне. При нём сложилась общая усадебная планировка, дошедшая до наших дней. Архитектор, который вёл перестройку усадебного комплекса в 1780-х годах, не известен. По сообщения мемуаристов А. Арапова и М. Карцова о том, что строил Ярополец Растрелли, относятся к разряду семейных легенд.04.
Как отмечает А. Чекмарёв: «Происхождение проекта ансамбля усадьбы, сам дух его архитектуры связаны с московской архитектурной школой второй половины XVIII века». По мнению С. Торопова, строителем Яропольца мог быть кто-то из архитекторов «второго ряда»: И.В. Еготов, А. Бакарев, Е. Назаров. А. Седов, на основании стилистического анализа и сравнения с известными сооружениями и проектами, приписывал авторство Еготову.
05.
В сентябре 1775 года в гостях у Загряжского побывала императрица Екатерина II, а через несколько недель - великий князь Павел и его первая жена.
06.
Каретник
07.
Строительство усадьбы начиналось в то время, когда её хозяин ещё не входил в придворную элиту. Изменение статуса А.А. Загряжского, породнившегося с приближёнными императрицы, вероятно сподвигло его на перестройку усадьбы в 1780-1790-х годах. В результате в Яропольце не только были реконструированы здания усадебного комплекса, но и появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой, в которой были причудливо смешаны «классика» и «готика».
08.
Гончаровы
В 1821 году усадьбу унаследовала внучка Александра Загряжского, Наталья Ивановна, которая в 1807 году вышла замуж за промышленника Н.А. Гончарова.
09.
"О происхождении матери Натальи Николаевны (Пушкиной) существует легенда. По семейному преданию, Наталья Ивановна - незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, - баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. Она была безумно красива. Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским (сбежав от своего собственного мужа и оставив сына). Но в России у Ивана Александровича была своя семья. И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет ее «обманутой жене». После сцен и объяснений Иван Александрович, уехал в Москву, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться»...
А прекрасную Ульрику законная супруга в конце концов оставила в своем доме, обогрела, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем страдала в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет, оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права»…
10.
После брака с Натальей Гончаровой, дочерью владелицы усадьбы, которая провела здесь свои детские годы, Ярополец дважды посетил А.С. Пушкин. Он писал о том, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце».
11.
12.
Капители очень красивые.
13.
14.
15.
16.
«…Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен…».
Письмо Пушкина жене, 26 августа 1833 года17.
18.
Среди ярополецких крестьян бытовало предание, что в 1833 году Пушкин посоветовал своему шурину И.Н. Гончарову построить новую часовню над могилой Дорошенко. Это сообщение со слов старожила Яропольца Смолина записал В. Гиляровский, побывавший в усадьбе в 1903 году.
19.
Второй раз в Яропольце Пушкин был 9-10 октября 1834 года. Парадная опочивальня главного дома в память визитов поэта получила название «Пушкинская комната», по преданию, он жил именно в ней.
20.
21.
22.
23.
24.
Гончаровы продолжали владеть усадьбой до самой революции. Последней обитательницей имения была вдова Николая Ивановича Гончарова (1861-1902), Елена Борисовна Гончарова (1864-1928), урождённая княжна Мещерская, которая способствовала открытию в 1915 году в Яропольце четырёхклассной земской школы.
25.
26.
Благодаря последней хозяйке в 1918 году усадьба была принята на государственный учёт как памятник культуры. Гончарова добилась выдачи ей «охранной грамоты» от отдела по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе. В бумаге, в частности, указывалось, что «без разрешения означенного отдела вышеозначенное имущество вывозу и реквизиции не подлежит». На то, чтобы Елена Борисовна стала хранительницей усадьбы, дали своё согласие и местные жители. Однако на должность хранителя был назначен художник из Сергиева Посада Н.П. Яныченко.
27.
Интерьеры дома были украшены настенными росписями с изображением романтизированных парковых видов в орнаментальных бордюрах, выполненными ещё при Загряжских. Подобные пейзажи получили широкое распространение благодаря Юберу Роберу, пейзажные панно которого украшали два зала в Архангельском.
28.
29.
30.
31.
Поздней осенью 1918 года Гончарова уехала из Яропольца. Известно, что Елена Борисовна в 1919-1920 годах работала в Наркомпросе. Умерла она в эмиграции 27 июля 1928 года во Франции.
32.
33.
34.
После Октябрьской революции
На втором этаже усадебного дома разместилась школа II ступени с интернатом. На первом этаже в четырёх комнатах был организован музей. Некоторые ценные вещи из Яропольца были вывезены в январе 1919 года. Они попали в Национальный музейный фонд, отдел рукописей Румянцевского музея и другие организации. В усадьбе располагалось правление первого детского колхоза «Гигант».
35.
В 1920 году крестьяне Яропольца попросили у В.И. Ленина, приехавшего на открытие сельской электростанции, передать под школу всю усадьбу. В конце 1922 года музей под предлогом нехватки помещений для ночлега учеников был закрыт. «Пушкинскую комнату», благодаря настойчивости заведующего Ново-Иерусалимского художественно-исторического музея Н. Шнеерсона, удалось сохранить.
36.
Там, за оградой был когда-то большой регулярный парк...
37.
38.
39.
К 1924 году местные жители разобрали на кирпич вышивальню, мыльню, корпус, находившийся между двумя «фабриками» (суконной и полотняной), была демонтирована крыша оранжерей. В 1920-е годы оба Яропольца (Загряжских и Чернышёвых) были обследованы С.А. Тороповым и А. Н. Гречем. Благодаря их стараниям сохранились сведения о довоенном облике усадьбы.
40.
С конца 1941 и до февраля 1942 года село Ярополец находилось в оккупации. В ходе военных действий обе дворянские усадьбы Чернышевых и Гончаровых (Загряжских) Яропольца серьёзно пострадали. Постройки Яропольца Загряжских утратили кровли, перекрытия, заполнения оконных и дверных проёмов, часть декора фасадов. Северо-западная часть господского дома была разрушена взрывом немецкого склада боеприпасов.
41.
42.
Около пятнадцати лет Ярополец находился в руинированном состоянии. За этот период местные жители разобрали всё, что могло пригодиться в качестве строительного материала. Пропали сохранившаяся часть оформления фасадов и интерьеры. В каком состоянии находилась усадьба в 1957 году, зафиксировано в художественном фильме «На графских развалинах», снимавшемся в Яропольце. Мавзолей Дорошенко, повреждённый во время войны, был разобран в 1953 году.
43.
До 1960 года в усадьбе действовала общеобразовательная школа. С 1959 года усадьбы Загряжских и Чернышевых были переданы МАИ для организации дома отдыха. Проект реставрации усадьбы Загряжских разрабатывался трестом «Мособлреставрация». Целью её было восстановление комплекса построек с учётом того, что впоследствии он будет использоваться в качестве дома отдыха.
44.
Восстановительные работы завершились к 1970 году, и усадебные постройки обрели довоенный вид. Но, как отмечает А. Чекмарёв: «…нельзя не отметить и отрицательные стороны этой реставрации - ряд архитектурных деталей возобновляли в других строительных материалах, что вело к их упрощению и огрублению, во всех зданиях, включая церковь, была кардинально изменена внутренняя планировка и созданы унылые безликие интерьеры».
45.
В господском доме был восстановлен интерьер «Пушкинской комнаты», в настоящий момент единственного помещения, проникнутого духом старого дворца Загряжских-Гончаровых. Деревянную колонну из «Пушкинской комнаты» обнаружили на чердаке одного из усадебных зданий, она стала образцом для шести новых колонн, ограничивающих альков. Убранство комнаты было известно по фотографиям 1937 года. При восстановлении были использованы результаты обследования подлинной расколеровки стен и остатков орнаментальной росписи. В комнате проходят литературно-музыкальные вечера Пушкинского общества МАИ, приуроченные к дням рождения Пушкина и его жен.
Схема строений усадьбы Гончаровых в Яропольце
46.
1. Главный дом с флигелями
2. Дом управляющего
3. Ограда с башнями
4. Церковь
5. Каретник
6. Парковый павильон
7. Ткацкие мастерские
8. Ограда двора
9. Конюшня
10. Парк
Господский дом
Удачей послевоенной реставрации можно считать восстановление внешнего облика господского дома. При перестройке в 1780-1790-х годах его соединили с двумя существующими флигелями прямыми одноэтажными галереями. Наиболее выигрышно все три объёма смотрятся со стороны двора. Шестиколонный коринфский портик дома с расположенной за ним полукруглой лоджией - главное украшение усадебного комплекса.
47.
48.
Выход в парк также оформлен портиком. Неоштукатуренные стены из красного кирпича (ныне покрашены) эффектно контрастировали с белым декором.
49.
50.
Ворота в парк.
51.
Циркумференции
Парадный двор (курдонёр) обрамлён металлической оградой с белокаменными столбами и замыкается циркумференциями (корпусами, дугообразными в плане). По торцам циркумференций, смотрящих на дом, поставлены двухэтажные корпуса, их архитектура повторяет архитектуру господского дома.
52.
Конюшня
53.
Конюшня
54.
Конюшня со стороны парка. Очевидно именно в этом здании находится котельная усадебного комплекса.
У двух других торцов поставлены башенки со шпилями. Их основания, в плане квадратные, выдержаны в классическом духе, круглые верхние ярусы оформлены в ложноготическом стиле.
55.
56.
Дугообразные корпуса - очень популярный мотив усадебных комплексов конца XVIII века. В циркумференциях располагались каретник и конный двор, их дуги с внешней стороны были оформлены открытыми аркадами.
57.
Полуциркулярный корпус с башней. Каретник.
58.
Полуциркулярный корпус с башней. Каретник.
59.
Башня.
60.
61.
62.
Ворота к ткацким мастерским.
63.
64.
Ткацкие мастерские
Три корпуса (один двухэтажный и два одноэтажных), расположенные на хозяйственном дворе, были частью комплекса производственного назначения, построенного в 1780-1790-х годах.
65.
До настоящего времени дошли одноэтажные мастерские (боковые флигели), декорированные лишь с торцов, которые смотрят на парадный двор. Торцы обработаны рустом и имеют ложные окна, обрамлённые арками. Уровни окон и пола мастерских были подняты во время реставрации 1970-х годов.
66.
67.
Каретник с тыльной стороны.
Дом управляющего (конторский флигель)
Во время перестройки усадьбы в конце XVIII века напротив здания церкви был возведён конторский флигель, на втором этаже которого находились жилые помещения для управляющего.
68.
Два крыла дома сходятся под углом и соединяются полуротондой, оформленной, как и входы, парными пилястрами. Вероятно, стремление соблюсти стилистическое единство с новым корпусом привело к перестройке церкви.
69.
Каретник со стороны дома управляющего.
70.
Комплекс ярополецких сооружений - один из немногих сохранившихся образцов усадеб эпохи классицизма, оставляющих впечатление цельного, гармоничного ансамбля.
71.
Дом управляющего
72.
Вьездные ворота в усадьбу.
73.
74.
75.
76.
Усадьба оставила сильные впечатления. Прежде всего из-за самого обстоятельства, что Пушкин здесь бывал и одна эта мысль приводит сознание в восторженное состояние. Перед нами открывается скрытий временем уютный камерный мир дореволюционной России. Если попытаться остановить внутренний диалог и расфокусировав взгляд, прислушаться ко всему тому, что находится перед тобой, можно увидеть, услышать, почувствовать то далекое время, когда наш великий поэт творил и любил..., для которого тогда исполнились все его желания...
"...Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец".
А.Пушкин. 8 июля 1830.
Источники:
Памятники архитектуры Московской области / Под общей редакцией Е. Н. Подъяпольской. - М.: Стройиздат, 1998.
Чекмарёв А. Архитектурное наследство [Сборник статей] / Отв. ред. И. А. Бондаренко. - М.: КомКнига, 2006. - Т. 46.
Чекмарёв, А. Ярополец. История двух усадеб. - М. : Дизайн. Информация. Картография, 2007.Википедия
© Vladimir d’Ar, 2017
Часть первая