Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Дарна или Шедевр Сергея Шервуда

Mar 15, 2017 19:07



Всего 51 фото

Совсем недавно, в канун 8 марта, я отправился в путешествие из весенней Москвы в явно зимнее Подмосковье - увидеть усадьбы Гончаровых и Чернышевых, что под Волоколамском. По пути мы с durasik остановились осмотреть церковь Воздвижения Креста Господня в селе Дарна Истринского района. Церковь уникальна не только своей изысканной архитектурой в неорусском стиле, но и чем-то удивительно нематериальным и захватывающим, что не отпускало и побуждало смотреть и любоваться этим шедевром Сергея Шервуда и впитывать вибрации Красоты и Совершенства. Погода 7 марта была не ах, - сильный туман, белесое небо, собачий холод) Однако, несмотря на эти явно осложняющие факторы, съемка, как мне кажется, вполне удалась. Одно дело, отснять виды храма летом с наличием голубого неба, классических кучевых облаков и полного спектра благодатного для фотографа солнечного света. Другое, - попытаться раскрыть красоту и светлый посыл этой удивительной церкви именно на белом снежном фоне, с присутствием такого же бесцветного неба. Фотокамеры в таких экстремальных условиях обычно пасуют и выдают «на-гора» посредственный визуальный результат… так, что не будем судить строго… Но, в общем, церковь оставила массу удивительных впечатлений и ощущений, что я и попробую передать публикацией фоторяда с этой съемки… Так, что добро пожаловать под кат.

История села Дарна (историческое название Дорна) уходит корнями в XV век. Эти места помнят своих знатных землевладельцев. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.
02.


Ворота в ограде церкви Воздвижения Честного Креста Господня

03.



Дорна была переименована в Воздвиженское, как только здесь в 1686 году была выстроена первая деревянная «церковь во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня». Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливавшиеся здесь, могли любоваться с холма золотеющими вдали монастырскими куполами. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела.
04.



В 1757 г. «тщанием прихожан» на месте бывшей Воздвиженской церкви был возведен новый деревянный храм святых апостолов Петра и Павла. В ночь на 26 марта 1893г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Горе прихожан было безмерным. Во всепокорнейшем прошении в Московскую Митрополию прихожане и причет обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. План был утвержден 8 июня 1893 г. под № 3628 строительным отделом Московской духовной консистории. Проект был выполнен архитектором С. Крыгиным.
05.



06.



Мозаичная икона "Спас Нерукотворный". Образ на крыльце церкви Воздвижения Честного Креста Господня.
07.



08.



Мозаика "Шестикрылый серафим" в оформлении паперти церкви.
09.



10.



Декор восточного фасада церкви... Наличник окна с изображением креста.
11.



12.



13.



Временный храм во имя святых апостолов Петра и Павла в том же году был пристроен к существовавшей в селе с 1890 г. церковно-приходской школе. Большое содействие в этом оказала землевладелица Анна Цурикова. Освящение храма и литургию совершал благочинный, протоиерей Звенигородского Успенского собора Иоанн Рождественский. Церковно-приходская школа с пристроенной церковью находились на расстоянии 21 м к западу от паперти существующей ныне колокольни. Общая длина здания составила 21 м, ширина - 11 м.
14.



Колокольня храма.
15.



16.



Мозаичная икона "Георгий Победоносец" на южном фасаде колокольни церкви Воздвижения Честного Креста Господня.
17.



Мозаичная икона "Александр Невский" на южном фасаде колокольни церкви Воздвижения Честного Креста Господня.
18.



Указ Московской духовной консистории, разрешающий вышеупомянутую пристройку, поставил условие о подготовке к строительству нового каменного храма.
19.



Проект нового пятиглавого кирпичного храма был выполнен в 1895 г. известным архитектором Сергеем Шервудом в духе эклектики.

Сергей Влади́мирович Ше́рвуд (1 мая 1858, Москва - 17 августа 1899, Москва) - русский архитектор, строитель храмов в Подмосковье и особняков в центре Москвы, представитель творческой династии Шервудов. Являлся старшим сыном художника, архитектора и скульптора, одного из главных идеологов русского стиля в архитектуре Владимира Иосифовича (Осиповича) Шервуда, автора реализованного проекта Исторического музея на Красной площади в Москве. Сергей Шервуд являлся представителем творческой династии Шервудов. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1889 году со званием классного художника архитектуры. Помогал отцу в его архитектурных проектах.
20.


В своих церковных постройках придерживался «неорусской» стилистической ориентации (соборный Казанский храм Шамординского Свято-Амвросиевского монастыря Калужской губернии, 1895-1901), в проектах же частных особняков свободно варьировал различные декоративно-тектонические формулы (необарочный особняк на Пятницкой улице в Москве; известен также под обиходным названием «Дом со львами на Пятницкой»). Им были составлены чертежи плана, разреза, фасада храма и церковной ограды, а также земельный план местности. Необходимо отметить, что вся работа, выполненная архитектором, была благотворительной.
21.



На земельном плане местности показаны: проектируемая каменная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, церковно-приходская школа с пристроенной к ней временной деревянной церковью, дома церковнослужителей, крестьянские дворы и дорога на г. Воскресенск (с 1781 года город носил имя Воскресе́нск, затем, в 1930-м, был переименован в Истру). Дома церковнослужителей, зафиксированные на земельном плане архитектором С. Шервудом, в 1895 году уже существовали, что видно из протокола № 156 от 6 февраля 1895 года строительного отделения Московского губернского правления. Они располагались на земле, принадлежавшей храму, находились на расстоянии 54,5 м к югу от южной стены храма. Крестьянские дворы располагались за дорогой, ведущей в г. Воскресенск. Местоположение дороги в настоящее время осталось неизменным.
22.



Мозаичная икона "Шестикрылый серафим".
23.



В донесении благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского от 9 февраля 1895 года в Московскую духовную консисторию написано: «Во исполнение указа Московской духовной консистории от 30 января 1895 года № 581 имею честь донести, что место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в селе Дорне Звенигородского уезда удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма - это есть церковный кирпичный завод ... «в настоящее время уже готово кирпича 200 000 ...».
24.



Завод, предположительно, был расположен на участке от церковно-приходской школы к реке, вдоль дороги. Место было выбрано из-за близости реки, так как вода необходима при кирпичном производстве, а близость дороги позволяла без проблем доставлять кирпич на стройплощадку.
25.


Мозаичная икона "Святые Константин и Елена" над входом в Крестовоздвиженскую церковь
26.



Ярус звона колокольни церкви Воздвижения Честного Креста Господня.
27.



Мозаичная икона "Сергий Радонежский" на западном фасаде колокольни церкви Воздвижения Честного Креста Господня.
28.



Мозаичная икона "Преподобный Савва Сторожевский".
29.



30.



31.


Источник

Возглавил работы по строительству нового храма 29-летний священник Лазарь Гниловский. Помощь меценатов и богатых вкладчиков позволила в короткий срок реализовать дорогостоящий проект, который был бы непосильным для одних прихожан. Большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) был построен к 1898 г. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства был освящен в 1900 г.
32.



Северный фасад храма.
33.



34.



35.



Образ Иоанна Воина на северном фасаде колокольни церкви Воздвижения Честного Креста Господня
36.



Образ князя Андрея Боголюбского на северном фасаде колокольни церкви Воздвижения Честного Креста Господня
37.



38.



39.



40.



41.



42.



Образ Николая Чудотворца над северным порталом церкви Воздвижения Честного Креста Господня
43.



Кубический объем приземистого четырехстолпного храма на подвале завершают пять луковичных глав. Центральная увенчивает световой восьмерик, перекрытый низким шатром, боковые поставлены на постаментах из ярусов кокошников. Колокольня в три кубических яруса перекрыта невысоким шатром с главкой. К церкви с юга, а к колокольне с запада примыкают открытые крыльца под шатрами с главками. Декоративное убранство здания весьма богато и разнообразно, выдержано в духе XVII в.
44.



45.



46.



Тяжелые времена наступили для Русской Православной Церкви после революции 1917 года. Здание Крестовоздвиженского храма было разграблено. В 1935 г. с храма были сняты колокола, в 1937 г. церковь была закрыта. Здание церкви приспособили для хозяйственных нужд организованного колхоза: её стали использовать в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений.
47.



Не обошли стороной и военные события Великой Отечественной войны. В 1941 году через село Дарна проходила линия обороны Москвы. Вошедшие в село немецкие войска устроили здесь сборный лагерь для мирных жителей, которые выселялись из домов по всей линии фронта, проходившей по территории истринского района. Село было сожжено; в результате артиллерийских обстрелов и бомбежек были основательно разрушены шатры храма и третий ярус колокольни. Именно в это разрушенное здание храма в декабре 1941г. фашисты сгоняли женщин, детей, стариков. Два дня и две ночи люди находились на декабрьском морозе. Е.М. Смирнова, является очевидцем, выжившей в то тяжелое время. 11 декабря 1941г. Дарна была освобождена 258-м стрелковым полком 9-й Гвардейской дивизии под командованием М. А. Суханова.
48.


Крестовоздвиженская церковь простояла полуразрушенной и забытой в течение пятидесяти лет. Только Ее руины помнят свое великое прошлое. Когда в 1991 году полуразрушенные церковные стены были переданы Православной Церкви, в селе Дарна была зарегистрирована православная община. Настоятелем храма стал только что рукоположенный Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием молодой священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. Жители окрестных деревень и Агрогородка активно помогали приходу в восстановительных работах. Под руководством отца Константина прихожане расчищали завалы, устроили временный алтарь, собрали церковную утварь. Храм преображался буквально на глазах. И вновь засияли на солнце кресты, и вновь стал по округе раздаваться благовест. В декабре 2001 года Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма.

Настоятель храма протоиерей Константин Волков ведет в истринском районе большую общественную работу. Около десяти лет он является ответственным в благочинии за взаимодействие с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями РФ. Им ведется пастырская работа и просветительская деятельность в войсковых частях, Военном комиссариате г. Истра, ГИБДД и УВД истринского района. Тесные отношения поддерживаются с районным комитетом ветеранов Великой Отечественной войны, с молодежными военно-патриотическими организациями.
49.



При храме действует попечительская служба. Осуществляется попечительство над раненными и больными в Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов «Русь» (г. Руза), а также при храме духовно окормляются воины-интернационалисты, инвалиды локальных конфликтов и войн, члены семей погибших воинов, в том числе организаций «Ассоциация погибших воинов в Афганистане», «Боевое братство», военно-патриотический клуб «Воины» г. Истры.
50.



При храме организованы две Воскресные школы (в помещении Дома культуры Агрогородка и Дома культуры пос. Снегири), занятия в которых проводятся по основам православной культуры, церковному хоровому пению и рукоделию.
51.



Источники:

Википедия
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в с. Дарна. Портал palomniki.su.

© Vladimir d’Ar, 2017

храмы россии, господня, церковь воздвижения честного креста, архитектура, шервуд, храм, церковь, дарна

Previous post Next post
Up