Доходный дом страхового общества «Россия» или Тайны "Змееногой богини". Часть 2.

Jan 29, 2017 17:30



Всего 85 фото

Во второй части мы продолжим осмотр доходного дома страхового общества «Россия». Заодно, узнаем об этом действительно крупнейшем страховом обществе России и, что меня особенно зацпило, о змееногой богине, что является одним из примечательнейших скульптурных шедевров фасада этого здания. Ну, что же, - не будем тянуть время и мне остается только вас пригласить зайти под кат...)


Самая известная страховая компания Российской империи - страховое общество "Россiя", лидер добровольного страхования, было основано в марте 1881 г. Дом правления находился в С.-Петербурге на Морской улице. Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. Благодаря широкой рекламной компании страховое общество "Россiя" сразу же приобрело известность и популярность.Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране. Страховали даже стекла "от разбития"!
02.


Инициатор создания и первый управляющий общества - Роман Иванович Пенль. Учредители: барон Г. Е. Гинцбург, Н. М. Полежаев, Д. И. Петрококино, Г. А. Рафалович, А. И. Зак, И. Е. Ефрусси, Р. И. Пенль. Уставной капитал составлял 4 млн руб. (16 тысяч именных акций достоинством 250 рублей).

"Россiя" была крупнейшим среди русских акционерных обществ по объёму операций и размеру капитала. Проводило операции по 8 видам страхования на территории Российской империи и участвовало в страховых операциях за границей, осуществляя страховые операции в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. Размер капитала в конце 1918 г. достигал 109,1 млн руб. За первые десять лет общество „Россия“ сумело организовать сеть собственных отделений в 16 городах России, а к 25-летию (1906) агентства общества были уже в 79 губерниях империи. Если в 1883 году правление имело 167 агентов, то в 1900-м их число превысило 500 человек». Страхованием автомобилей занималась с 1910 года - и к 1917 году её страховкой было охвачено 80 % всех автомобилей в стране.

Значительная часть средств тратилась на покупку крупных домов, которые потом сдавались в аренду. К 1916 году „Россия“ владела 42 объектами недвижимости в России и за рубежом (в одном только Петрограде - 19 домов) балансовой стоимостью 33 664 200 руб. 50 коп., принесшей за этот год дохода 1 453 356 руб. 61 коп. В Москве среди прочих ему принадлежало как раз здание страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, 6/1, что мы сейчас с вами и осматриваем.03.


В 1919 г. эта компания, как и все остальные акционерные общества, была ликвидирована декретом Советской власти. Капиталы, собственные средства, ценные бумаги общества были национализированы. Но "Россiя" успела увековечить себя в архитектуре Москвы. Надо сказать, что другим известнейшим владением компании в центре Старой Москвы было здание московского офиса общества "Россiя" на Лубянской площади, которое стало одним из символов уже советского государства - это главное здание ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ на Лубянской площади. Выглядело оно, конечно не так как в сейчас, но масштабы общества впечатляют.04.



Однако, продолжим осмотр "Сретенского замка". Комплекс зданий внушителен.
Он расположен практически по всей длине Сретенского бульвара.
05.



На этой дореволюционной открытке можно хорошо расмотреть этот жилой комплекс целиком.
Мечтаю сделать такую фотографию комплекса, но это сейчас не совсем реально.
06.


Основной цвет фасада, как мы видим на старом фото ниже, был красновато-оранжевый. Дом выглядел празднично и ярко. Однако, тут следует заметить, что фасад отделан керамической плиткой, так, что либо плитка за сто лет так выцвела до бледно-черепичного цвета, либо фантазию фотографа, ретушировавшего эту фотографию, было не остановить)
07.


Сейчас здание выглядит так.
08.



Центральная часть корпуса 2 украшена большим карнизом с изображениями в тимпане горельефов Сократа с учениками и многочисленных херувимов...
09.



10.



На фасаде также присутствует множество карнизов самой разной формы меньших размеров с горельефами мифологических существ и богов.
11.



12.



13.



14.



Это уровень первого этажа. Очевидно, здесь идет ремонт и декоративная решетка верхней части арки в неприглядном состоянии...
15.



16.



Слева от арки - дверь антикварного салона. Над ней круглое резное окно с изображением мотива геральдической лилии Бурбонов.
17.



Над ним, правее, знаменитые "крокодилы", но, это скорее геккон и маленький крокодильчик...
18.



Справа от арки такое же окно над дверью, но, похоже его реставрации не было, здесь явно не обитали антиквары, сейчас это жилой подъезд.
19.



Над аркой небольшой эркер...
20.



Правее и вверху от круглого окна - путти, старающиеся изо всех сил выполнить роль атланов.
21.



Двигаемся дальше, - вдоль Сретенского бульвара в сторону Большой Лубянки.
22.



Еще один высокий эркер в черно-белых тонах с многочисленными мифическими персонажами.
23.



24.



Кое-где сохранились многочисленные вензеля страхового общества Россия - СОР.
25.



26.



Это тоже старая отретушированная фотография этого здания. Обратите внимание, здесь фотомастер был более сдержан нежели на фото выше. Фото снято уже со стороны площади Сретенских ворот. Можно увидеть, что облик здания сильно изменился, - в левой части корпуса 2 отсутствует высокая башня, а в центральной части этого корпуса уничтожена скульптурная группа над карнизом. Что там было, какие герои и каков был сюжет - пока мне узнать не удалось.
27.


Добираемся до угловой части корпуса 2. Здесь заканчивается Милютинский переулок, который выходит на Сретенский бульвар.
28.



Вид корпуса 2 доходного дома страхового общества "Россия! со стороны Большой Лубянки.
29.



А здесь - старое фото почти с этого же ракурса.
30.


О мистике

Что интересно, в "...именно в этих местах находилась усадьба боярина Кучки, которая приглянулась Юрию Долгорукому. Однако, Кучка не пустил князя в город и за это был убит. Теперь тень боярина бродит в полночь по Кучкову полю.

А много лет спустя здесь было построено здание народного театра. В 1884 году в нем поставили феерию «Черти на земле», и с тех пор в театре начали происходить странные вещи. Артисты теряли память, падали со сцены, получали травмы и даже спивались. Нередко обрушивались декорации, калеча актеров и работников сцены. В конце концов, театр разорился.

Именно в этих неспокойных местах страховое общество «Россия» начало строительство своего роскошного дома. Но мистика не прекратилась: рабочих увозили в больницу чуть ли не каждый день. А когда в дом въехали первые жильцы начались сбои в работе вентиляции, отопления, слышались посторонние звуки и шорохи. ...Говорят, под домом страхового общества «Россия» шел таинственный подземный ход от Кремля до здания на Лубянке, которое так же принадлежало «России». Но проверить это невозможно, так как ход, если и был, уже давно скорее всего засыпан спецслужбами.

Стилизованный балкончик самого верхнего уровня здания.31.



Правая часть второго корпуса богато украшена скульптурными изображениями.
32.



Скульптура мастерового в итальянских средневековых одеждах...
33.



Другой ракурс...
34.



...и, крупнее...
35.



Кто изображен на этом горельефе мне неизвестно, но думается, что это лорд Байрон...
36.



Лорд Байрон. По мне так, сходство есть)
37.


Одна из самых интересных скульптур на фасаде здания (на фото ниже). Версии самые разные. Позволю себе высказать свою. Мне кажется это стилизованное изображение змееногой скифской богини Апи - матери Богов и легендарного Геракла.

Диодор Сицилийский рассказывает о том, что скифы произошли от совокупления Зевса, рождённого на острове Крит, со змееногой богиней земли. По рассказу Геродота, скифы произошли от скифской змееногой богини Апи - Матери Богов и легендарного Геракла. Имя Геракл происходит из ведического санскрита, откуда берут истоки все индо-европейские языки. В ведическом санскрите есть слово Яр, Жар, что означает «зреть, созревать». В русском языке сохранились родственные слова, образованные от ведического корня «яр» - яровой, ярый, жар, жаркий. Оба греческих автора трансформировали привычные для них греческие мифологические образы богов в пересказе скифских легенд.
38.



На конском налобнике из кургана в селе Цымбалка изображена змееногая богиня, та самая, которая почиталась в Гилее - священной роще у скифов (на фото ниже). Она одета в строго стилизованную одежду, на голове её калаф с вырастающей из него пальметтой, похожей на бычьи рога. Начиная от бёдер змееногой богини, изображены три пары, поднимающихся на длинных змеиных шеях, голов львиного грифона, орлиного грифона и змеи. В этом изображении змееногая скифская богиня напоминает богиню Кибелу, повелительницу всего животного мира и владычицу зверей.39.


И как следствие возникает практический вопрос, что же держала в руках эта богиня, находясь на фасаде доходного дома? Версий две - богиня держала фонари или цепи, на которых крепился фонарь (фонари) и вторая, - "богиня" держала древка флагов. Почему мне близка вторая версия!? Если мы посмотрим на старое фото № 30 и с увеличением, то увидим, в тех местах, где размещена змееногая богиня, видны несколько флагштоков без флагов и никаких фонарей. Таким образом, версия фонарей видимо отпадает.

Сейчас мы находимся в Милютинском переулке.
40.



Кое какие архитектурные детали со стороны Милютинского.
41.



Очевидно, сюжет скульптурной группы связан с морской тематикой. Похоже, мотив венецианский...
42.



Все затейливо, но со вкусом.
43.



44.



45.



46.



Мы дошли до угла с Бобровым переулком.
47.



Очевидно, снова лорд Байрон, но заметье, - изображение другое.
Приятно, что не использовались типовые отливки.
48.



Ниже "Байрона" привлекает внимание скульптурное изображение, которое принято считать Фортуной, поскольку опирается она именно на зубчатое колесо характерной формы.
49.



50.



Мы уже находимся в Бобровом переулке.
51.



Здесь скульптурные изображения на фасаде имеют сильные повреждения... Что интересно, это четвертое изображение "мрачного эгоиста", но оно в отличие от остальных трех - гипсовое, а не чугунное. Очевидно четвертый горельеф лорда скромно умыкнули..., и на его месте появился недолговечный муляж.
52.



А этот "итальянский мастеровой" напоминает ожившую древнеегипетскую мумию из старых дешевых фильмов ужасов.
53.



Наша любимица - змееногая богиня. На фото видно, что она держит в своих сжатых ладонях горизонтальные кронштейны. Очевидно к ним и крепились флагштоки. На старом фото при увеличении видно, что всего флагов "для каждой богини" было четыре - по два в каждой руке.
Всего было четыре подобных скульптуры, судя по тому же старому фото. Уцелели только две, которые вы и видите, - со стороны Сретенского бульвара и Боброва переулка.
54.



Замечательные скульптура! Хорошо, что хоть две сохранились!

Сейчас мы рассмотрим нижние части чугунных площадок вот этих балконов...
55.



Оказывается, здесь фантазия архитектора - художника разыгралась.
56.



57.



Состояние не очень, но можно представить как они выглядели, когда дом был только, что построен.
58.



Это, очевидно, подъезд поликлиники РАН.
Вроде бы здесь, в этом подъезде, находилась ЛИТО, где Булгаков работал в 1920 году (кв. 65).
59.



60.



Дом продолжает непрерывно восхищать. А мы ведь уже достаточно давно занимаемся его осмотром.
61.



Ну, вот, наконец, мы добрались до знаменитой чугонной ограды со стороны Боброва переулка.
62.



Ограду сильно "повело" со временем.
63.



Но от этого она не проиграла. Ограда вызывает восторженное ощущение.
64.



Рассмотрим ее детали, и здесь есть на что посмотреть.
65.



66.



67.



68.



Знаменитый вензель "Страхового общества Россия" - СОР
69.



70.



Ну, как тут не сфотографировать эту башенку, что со стороны Сретенского... Зелени нет, и ее можно неплохо рассмотреть сквозь кроны деревьев.
71.



В правой части ограды - помойка. Хоть ее и стилизовали под ограду дома, впечатление от нее не самое радужное.
72.



Двигаемся в сторону Фролова переулка.
73.



74.



Итак, - слева - Бобров, а справа - Фролов переулки.
75.



Правее и на втором плане - Бобров переулок.
76.



Нам теперь вниз - по Фролову - к Сретенскому бульвару.
77.



78.



Корпус 1 во Фроловом переулке.
79.



Арка. Здесь я когда-то проходил в мастерскую одного художника. Надо сказать, что мастерская находилась не на чердаке, а в цокольном этаже. Сейчас она больше напоминает квартиру, чем мастерскую. Ничего "старого" я там не увидел, - обычный евроремонт.
80.



81.



82.



Наша прогулка-путешествие подходит к концу, как вы уже догадываетесь...
83.



84.



85.



Этот доходный дом оставил незабываемое впечатление. И это не просто слова, - а моё глубокое эмоциональное впечатление. Мне "Сретенский замок"  представляется целым миром, где предполагается и есть место любви, счастью и изобилию... По крайней мере, очевидно этот посыл и хотел воплотить архитектор для формирования желания поселиться здесь у платежеспособных жильцов-арендаторов.

Источники:

Тайна дома страхового общества "Россiя" на Сретенском бульвар. Сергей Селихов. Электронный журнал "Женщина Москва". 25.03.2009.
Википедия

© Vladimir d’Ar, 2017

Часть первая

доходный дом, старая москва, змееногая богиня, доходный дом страхового общества россия

Previous post Next post
Up