RAND Corporation (США): Китай и Россия выгоняют американцев с неба

Mar 12, 2016 08:18



США уже достаточно долго теряют своё былое превосходство в воздухе, и этому тренду не видно конца. Корпорация RAND недавно определила, что постоянные улучшения военно-воздушных сил Китая делают всё более сложным для США поддержание превосходства в обозримом будущем.

По мнению аналитиков из Центра стратегических и международных исследований, эти улучшения при нынешней скорости развития американских возможностей сдвигают баланс военных сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе в сторону Китая.

Но ситуация для США складывается ещё хуже, поскольку из-за возрождения России и её военной мощи превосходство в европейском небе тоже сходит на нет. Командующий ВВС США в Европе генерал Франк Горенк отмечает: «Преимущество, которое мы имели, честно говоря, исчезает. И такая проблема есть не только над Тихим океаном. Она уже весьма чувствительно ощутима и в Европе, и в других регионах мира. Без преувеличения можно сказать, что Россия преодолела отставание в количестве и качестве боевых самолётов».

Нынешнее господство США в воздухе опирается на эскадрильи истребителей F-15, дополненных небольшим количеством F-22. Старые F-15 уже изрядно уступают новым российским и китайским самолётам. Сравнение их с Су-35 показывает, что для уравнивания сил F-15 нужно подвергнуть глубокой и всесторонней модернизации.

Гораздо лучших F-22 всего девяносто штук. Этого чрезвычайно мало для достижения превосходства даже над одним регионом, а о глобальном первенстве с такими силами можно забыть. Кроме того, в 2009 году было принято решение прекратить выпуск этих машин, поскольку это казалось нецелесообразным с точки зрения борьбы с террористическими группами в Ираке и Афганистане.

Примечание Владимира Зыкова. Напомню читателям, что и недостатки F-22 в основном устранить не удалось. Это и неспособность работать по земле, и проблемы с кислородом, и связанное с этим ограничение по высоте полётов, и отсутствие оптического/ИК локатора, и отсутствие нашлемной системы целеуказания, и неспособность использовать новые ракеты «воздух-воздух» типов AIM-120D AMRAAM и AIM- 9X Sidewinder... На доработки требовалось несколько миллиардов долларов, а их не дали. Может, кто-то меня поправит и даст ссылку на авторитетный источник, что Рэпторы таки доработали? Тогда почему молчат?


Сегодня американские военные почувствовали опасность со стороны возрождающейся России и всё более напористого Китая. Нынешняя структура ВВС США заточена под борьбу со слабыми противниками и не имеющими ни ВВС, ни ПВО террористами. Теперь же у США появилась потребность в противостоянии противникам сравнимой силы.
Многострадальный F-35

Конечно, одного превосходства в военно-воздушных силах недостаточно, чтобы выиграть войну, но оно не даст её проиграть. Во всех войнах, в которых США победили, превосходство в воздухе было одним из важнейших факторов успеха. Неудивительно, что в военной доктрине Китая господство в небе относится к трём ключевым моментам, которые решают исход войны. Также неудивительно, что значительную долю модернизации российских вооружённых сил составляет модернизация самолётов.

А вот США в этой области особо и нечем похвастать. Широко разрекламированный F-35 Lightning II предназначался, в первую очередь, для борьбы с наземными целями. 20 лет назад только российские ПВО могли бросить вызов американскому господству в небе. Для борьбы с этими ПВО и создавались F-35. Но времена меняются, а вот дизайн 90-х, по которому делался этот самолёт, уже не изменить.

Примечание Владимира Зыкова. Ну да, 20 лет назад была С-300, теперь появилась С-400 (в том числе и у Китая) и на подходе С-500.

С учётом изменившихся обстоятельств авионика этого самолёта была приспособлена для ведения воздушных боёв. Однако электронная начинка там остаётся уязвимой. Никто из разработчиков не предполагал, что F-35 встретит в воздухе столь же «умного» противника, вооружённого средствами радио-электронной борьбы. А с учётом цены, которую многие эксперты считают чрезмерной, перспективы у F-35 весьма туманны.

В 2014 году тогдашний командующий ВВС США генерал Майкл Хостидж резюмировал проблемы «Lightning II»: «F-35 создавался не для завоевания воздушного пространства. Его назначение - поражение наземных целей. Ему нужна поддержка F-22, без которых F-35, честно говоря, бесполезны».
Что делать?

Создание новых истребителей потребует времени, и раньше 2040 года их не следует ожидать. В создавшейся ситуации у США есть два выхода. Продолжать модернизацию F-35 и даже F-15, на чём настаивает Боинг. Либо же перезапустить производство F-22. И оба варианта, как говорится, хуже.

Во-первых, перезапуск производства F-22 обойдётся дорого, даже если сохранились производственные мощности для этого. А если их уже нет, то это обойдётся ещё дороже. Впрочем, сторонники перезапуска говорят, что тут за ценой стоять нельзя. Без F-22 все остальные самолёты бесполезны, если речь идёт о противостоянии Китаю и России.

Примечание Владимира Зыкова. Иными словами, пытались 35-й сделать универсальным, но и это не получилось, без Рэптора никак. А он тоже сырой...

Во-вторых, на перезапуск производства F-22 просто нет денег. Они не запланированы в бюджете. Брать их придётся за счёт сокращения производства всё тех же F-35 и прекращения разработок новых бомбардировщиков. Если завоевать господство в небе при помощи F-22, то и бомбардировщики пригодятся.  Но сначала нужно сделать для них чистым небо. Частично финансовый вопрос можно было бы решить за счёт экспорта F-22 союзникам, отменив введённый в 1998 году запрет на экспорт этих машин.

Примечание Владимира Зыкова. А как ещё? Трезвый вариант только один: перезапуск в серию F-22, с использованием некоторых систем от F-35 (как минимум, РЛС и ИК-локатор), отказ от F-35 и разработки новых бомбардировщиков, доработка F-15, 16, 18, А-10, В-1... Все другие варианты - это пыль в глаза и окончательный проигрыш.

И, в-третьих, не будем забывать фактор времени. Некоторые вспоминают, что когда-то Рейган, озабоченный той же проблемой, распорядился в 1981 году возобновить производство В-1 и С-5. На это потребовалось три года. Оптимисты полагают, что на возобновление производства F-22 не потребуется больше времени, а следовательно, уже 2020 году, если начать сейчас, ВВС США начнут получать новые F-22.

У США наблюдается существенный и растущий недостаток в истребительной авиации, который невозможно восполнить за счет F-35. Беспокойство военных вызывает появление у России и Китая сопоставимых или даже превосходящих по характеристикам новых самолётов, в прямом столкновении с которыми, победа американцев сомнительна. Только перезапуск F-22 сможет дать США шанс на преимущество в небе над всей Землёй.

Понятно, что американские политики и военные одержимы маниакальной идеей глобальной гегемонии США. Они никак не хотят с ней расстаться и согласиться на многополярный мир, в котором все страны делят ответственность. Отрадно только то, что у США уже нет сил поддерживать свою гегемонию. Ошибившись в расчётах и не увидев возможностей России к возрождению, а также не предвидя резкий рывок Китая, Пентагон сделал ставку на дорогие и бесперспективные машины. Теперь Штатам приходится судорожно догонять. Вот так, просто возродив свои военно-воздушные силы, Россия поставила США в очень сложное положение.

Источник

Евгений Радугин

авиа

Previous post Next post
Up