ОСАГО, как жертва потребительского кредитования

Aug 15, 2016 23:10

Сегодня в очередной раз столкнулся с проблемой покупки страхового полиса на машину. Прокатался весь день, везде очереди, так ничего и не вышло: везде очереди, куча лапши на уши про закончившиеся бланки и т.д. В процессе разговорился с одним мультибрендовым страховым агентом, который, собственно, пояснил сложившуюся ситуацию на пальцах: "Полисы ОСАГО в среднем бесприбыльны для страховщиков. Однако, речь идет именно о бесприбыльности, а не об убыточности, поэтому страховщики запилили свой собственный, внутренний, калькулятор, типа того, что используется банками при выдаче кредитов. По этому калькулятору оценивают предполагаемую выгодность потенциального клиента, и если калькулятор показывает "в морг" - значит полис вам просто так не продадут. Критериев, там, кстати, намного больше, чем предусмотрено законом: там и возраст машины учитывается, и возраст/стаж учитывается полноценно, а не так, как в законе, и соответствие прописки и места выдачи полиса (если ты прописан в деревне Пердяйловка, а приехал страховаться в Москву - значит и ездить ты будешь в Москве) и еще дофига всего, чуть ли не до семейного положения".

В принципе, что полисы ОСАГО приносят мало денег, можно было догадаться и без этого разговора, но блин, я хорошо помню, как их вводили: тогда их цена всех более, чем устраивала, вплоть до того, что полисы безо всяких допов привозили домой/на работу по звонку, не паря мозг. Более того - на подъезде к ГИБДД тебя атаковали сразу пяток агентов со словами "застраховаться не желаете?". Почему же ставки, откорректированные в соответствии с инфляцией, из сверхприбыльных стали вдруг убыточными? Притом, что даже на резко выросший курс доллара эти изменения списать нельзя (я хорошо помню, как гонялся за полисом при долларе за 30 рублей)? Подумав, я пришел к забавному выводу: эти проблемы непосредственно связаны с активным развитием потребительского кредитования в целом, и автокредитования в частности.

Как выглядела покупка машины в начале двухысячных? Человек копил деньги, потом брал накопленную пачку бабла с собой, и покупал машину. Соответственно, люди редко покупали машины стоимостью больше своего годового дохода. Гораздо более типичными были машины стоимостью в полугодовой доход покупателя. Более того: после того, как человек УЖЕ заплатил за машину, для него не составляло проблемы купить полис за треть зарплаты. Грубо говоря - типичная машина стоила примерно 30-40 полисов ОСАГО, а типичное ДТП - порядка десяти полисов ОСАГО. А что стало после появления автокредитов? Хер кто теперь купит машину стоимостью в полугодовой доход, ведь можно взять кредит, и захавать понтов полной ложкой! В итоге удельная стоимость покупаемой машины приблизилась примерно к двухгодовому доходу покупателя, или к 100-150 полисам ОСАГО. А типичное ДТП, соответственно, ближе к 20-30 полисам ОСАГО. И выровнять соотношение путем поднятия цены полиса тоже не получится: ведь потенциальный страхователь теперь имеет нехуевый долг по кредиту, и свободного бабла у него просто нет. Подними цену страховки вдвое-втрое, и автолюбитель начнет искать вилы и факел. Вот и приходится людям стоять в очередях или переплачивать за навязанные услуги. А потом еще бегать по судам и доказывать, что страховая тебя обманывает.

P.S. Через интернет тоже нихрена не получается застраховаться. Так и придется ехать по месту прописки.
P.P.S. Отдельное "фе" за впариваемые "допы". Суки, предложите мне ДСАГО до полутора миллионов - я его куплю. А всякие там страхования жилища/жизни засуньте себе в задницу.

Мысли вслух

Previous post Next post
Up