Яковлевский крест

Jan 04, 2021 12:41


СВЯТЫНЯ ЯКОВЛЕВСКОЙ СЛОБОДЫ

Возможно, когда нибудь будет создан корпус крестов России где будет собрана вся информация о уже несуществующих памятниках и учтены сохранившиеся. Пока же идёт процесс накопления материала. Одни кресты находят при археологических и иных изысканиях. Другие (в том числе ранее вывезенные) доставляют из за границы. Третьи обнаруживают на полках музейных запасников, а четвёртые просто ждут пока на них обратят внимание. Таков привезённый с Афона старцем Софронием чудотворный крест случайно обнаруженный Светланой Гнутовой в селе Селемы(1) Таков крест из Яковлевско-Благовещенской церкви с окраины нынешнего Ярославля.

По предлагаемой легенде, история его обретения начинается в глубокой древности, когда в XIV веке на месте нынешнего Яковлевского храма находился монастырь во имя апостола Иакова, брата Господня. Некий человек, проезжавший из Костромы в Ярославль остановился неподалёку от монастыря и во сне увидел находящийся в земле крест который мог исцелить его от тяжёлой болезни. Проснувшись утром, он указал где следует копать и там был найден святой крест. С верою приложившись ко кресту, больной оказался исцелён Господом и после этого передал святыню в монастырь. Со временем крест оказался в Яковлевском Благовещенском храме где и находится по сей день имея славу чудотворного.

Как часто бывает в таких случаях, вымысел здесь, перемешан с реальными фактами. Вопервых, нет достоверных данных о существовании яковлевского монастыря. Всё основывавется только на устных преданиях, а аргумент - «Об этом свидетельствуют Святые Врата с южной стороны церковной ограды, характерные для монастырей» вызывает только улыбку. Зато точно известно, что к середине XVI века, в веси Яковлевской находившейся за Волгой в трёх поприщах от Ярославля существовал храм во имя святого Иакова(2) А первое документальное свидетельство о храмах этой части Заволжского стана Ярославского уезда нашла Н.Н. Обнорская в книге 1602 года, «письма и меры Валтасара Елизарова да подьячего Ондрея Горохова» «А на [Яковлевском] погосте церковь Благовещенья Пречистой Богородицы, да другая церковь Иакова апостола, древяны клецки. А на церковной земле поп Сергей Тихонов, дьячок Ивашко Ортемов, пономарь Спирко, проскурница Марфица, да четыре келии нищих».

Прошло довольно много времени и в Яковлевской слободе на месте старого деревянного храма возвели каменную Благовещенскую церковь. Из надписи-летописи на южной стене холодного храма видно, что летний храм был освящен в 1778, а зимний и колокольня в 1783 году. Крест находившийся там тогда особого внимания к себе не привлекал. В 1944 году часть заволжских земель была включена в состав Ярославля и в конце концов так получилось, что некогда слободской храм очутился на окраине областного центра. Находящаяся на отшибе Благовещенская церковь во время советской власти не закрывалась и поэтому там смог уцелеть старинный крест, и в этот период широкой известностью не пользовавшийся.

В 1988-1989 годах, в период перестройки иконы XVIII века из центрального иконостаса храма реставрировались под руководством известного московского искусствоведа Владимира Дмитриевича Сарабьянова. И Сарабьянов и группа реставраторов его не могли не видеть и значит, что ни одного специалиста он не заинтересовал.

Всё изменилось на наших глазах когда реликвию стали активно популяризировать. Горячие головы вообще относят его появление к домонгольскому периоду нашей истории или даже ко времени христианизации Руси но сегодня, в Благовещенском храме время появления креста всё же стараются относить к XIV веку, точнее к началу этого столетия и даже установили дату празднования его семисотлетия - 5 ноября 2019 года. Он прославляется как чудотворный, но документально зафиксированные случаи чудотворения в синодальный период не известны. Мы лишь знаем, что жители слободы, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, (возведённую в память обретения креста) а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю». То есть крест почитался, но не более как освящённая временем и устным преданием древность.

Находящийся в киоте крест может увидеть любой желающий. Яковлевский крест помещён в деревянную раму украшенную евангельскими сценами иллюстрирующими последние дни жизни Господа Иисуса Христа. Схожий пример имеется в Великоустюгском музее. Это каменный Прокопиевский крест 1625 года для которого в XVIII столетии была создана живописная рама с шестнадцатью клеймами евангельского страстного цикла и двумя композициями ангелов несущих Страстные эмблемы(3) Видимо к этому же или к следующему веку относится и рама из Ярославля. На ней по сторонам от креста размещены двенадцать композиций. Омовение ног, Тайная вечеря, Поцелуй Иуды, Иуда возвращает тридцать серебряников, Христос перед первосвященником Каиафой, Христов перед Понтием Пилатом, Христос в окружении войнов, Мучения Христа, Несение креста, Приведение на казнь, Положение во гроб, Воскресение-Сошествие во ад. Отдельно вверху образ с благословляющим Господом Саваофом. Надпись внизу креста сообщает, что в 1856 году для рамы была изготовлена чеканная латунная посеребрёная риза, а сам крест по контуру обложен таким же окладом.

Сам дубовый крест из Благовещенской церкви имеет сто двадцать сантиметров в высоту, не менее десяти в толщину и довольно большой вес. В его верхней части имеется Нерукотворный Образ Господа, ниже, на Голгофском кресте тело Распятого. Под распростёртыми руками Спасителя погрудные изображения скорбящих Божией Матери и апостола и евангелиста Иоанна. У основания креста - глава Адама. Даже при беглом обзоре, крест уверенно можно отнести к XV - XVI векам. В первую очередь в этом убеждает его форма. Это четырёхконечный крест с несколько коротковатой поперечной перекладиной имеющий «...небольшие выемки у средокрестия»(4) Она характерна для резных костяных и деревянных нательных и наперсных крестов именно этого периода(5) и также относительно часто встречаются на меднолитых крестиках этого времени. Её особенностью являются и вырезы под прямым углом в верхних и нижних углах вертикальной перекладины. Поклонные и наперсные кресты с такой формой, - с вырезами в углах и «небольшими выемками» - то есть с несколько расширяющимися верхней и нижней частями, были также востребованы в XVI -XVII столетиях. Примеров использования крестов такой формы в XIII - XIV не знаю.

Непонятно, на какие примеры или аналогии при датировке креста из Благовещенской церкви XIV столетием опирались «ведущие специалисты Ярославля»? Кроме нескольких сомнительных сообщений и нечётких фотографий сделанных весьма далёкими от ставрографии журналистами и активистами прихода, в интернете информации о нём не найти. Зато имеется множество фотографий нательных меднолитых крестов XV - XVI столетия такой же формы и с точно такой же иконографией(6) В верхней части - Спас Нерукотворный, ниже Распятие, полуфигуры Божией Матири и апостола Иоанна под руками распятого Спасителя. Уже этого, вкупе с остальными аргументами вполне достаточно, чтобы признать крест из Яковлевско-Благовещенской церкви Ярославля памятником XV - XVI веков и более того, редким примером влияния мелких преметов личного благочестия на появление такого относительно крупного стационарного памятника. Тут ещё можно добавить, что существуют и тельники-«килевики» тех же столетий с похожей иконографией. То есть Спас Нерукотворный - Распятие - скорбящие Пресвятая Богородица и апостол Иоанн.

Это никак не противоречит преданию о обретении креста в начале XIV века.

Просто тогда был найден совсем иной артефакт лишь со временем заменённый другим, вполне возможно тем, что сохранился доныне. Практика, когда новые кресты изготавливались по мере разрушения предшествующих старая и хорошо известная. Так, после дендрохронологического исследования оказалось, что связываемый с преподобным Кириллом Белозерским (1337 - 1427) деревянный крест оказался выполненным лишь в начале XVII века(7)

Легко объяснить и как крест мог оказаться под слоем почвы. Крестами обозначался приблизительный дневной путь и поэтому около этого места остановился болящий. Возможно, к тому времени там стоял новый крест, а изветшавший и упавший старый постепенно засыпало землёй. Отмечают, что это настоящее чудо, если настолько древний памятник так хорошо сохранился до наших дней. А он и не сохранился. Простоявший долгое время в открытом поле, а после пролежавший в земле крест после обретения эксплуатировался без надлежащей консервации и мер защиты и естественно скоро разрушился.

Реставрацию креста и рамы в 2018 - 2019 годах проводил Михаил Бушуев - ведущий художник-реставратор мастерской реставрации древнерусской живописи Русского музея, преподаватель учебного предмета «Техника и технология иконописи» Санкт-Петербургской духовной академии Русской православной церкви. Странно, что такой специалист оказался среди тех кто настаивает на времени появления именно этого артефакта в начале четырнадцатого столетия и на его почитании в течении веков. Аргументов о его изготовлении в более поздний период вполне достаточно, а о том в каком состоянии находятся издревле почитаемые кресты Бушуев знает не понаслышке. Сам реставрировавший чудотворный Годеновский крест в той же области он сообщает, что крест 1423 года, по сути старший современник Яковлевского, находился в довольно плачевном состоянии. Сильно разрушившиеся грунт, красочный слой, повреждена паволока и особенно древесина. Нижнюю часть годеновской святыни ему даже пришлось восстанавливать, а то что осталось, пропитывать реставрационными составами, чтобы «максимально приблизить его состояние к первоначальному виду».

По сравнению с крестом из Годеново, слободской крест сохранился хорошо. Даже рама в которую он был помещён гораздо позднее до реставрации находилась в гораздо худшем, чуть ли не в руинированном состоянии. Древесина креста почти не пострадала от времени если не считать утери небольших и маловажных фрагментов которые восполнены новыми. Эти утери могли произойти из-за выносов святыни для крестных ходов. (За нимбом Спасителя при снятии оклада обнаружилось много сосновых(еловых?) иголок.) Тяжёлый крест легко могли зацепить за что-то, уронить и так получились механические повреждения. Характерно и место их расположения - нижняя часть горизонтальной перекладины. Святыни издавна почитаемые чудотворными - изгрызанные и зацелованные, те же Годеновский и кресты приписываемые преподобному Кириллу так не выглядят.

Красочный слой на кресте неоднократно поновлялся. Но был ли он там изначально? Кресту предназначенному для улицы это излишне, дождь, мороз, ветер очень быстро краски вместе с грунтом сотрут. Значит он изначально находился в закрытом помещении установленный в специально сделанное основание. Низ креста как раз и приспособлен к такому способу хранения. А раз Яковлевский крест оказывается репликой металлического нательного креста то цветные эмали, особенность предметов личного благочестия могла быть воспроизведённой в темпере.

Крест из Яковлевской слободы, один из нескольких сохранившихся резных каменных и деревянных крестов с Распятием появившихся в XV - XVI веках. Среди них каменный крест 1528 года из художественного музея Ярославля. Над Распятием там также как и на Яковлевском, образ Нерукотворного Спаса. То же самое можно сказать о каменном кресте (около 1500 года) из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска из того же музея. Годеновский деревянный крест 1423 года, деревянный крест XVI века из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска. Каменный крест 1467 года из Борисоглебского монастыря в Дмитрове, белокаменный, первой половины XVI столетия крест из села Толмачи. Каменный крест 1458 года дьяка Стефана Бородатого, каменный Лахмокурский крест конца XV столетия. Занимающий своё место среди таких значимых памятников этой эпохи он совсем не нуждается в более ранней датировке навязываемой клиром Яковлевско-Благовещенской церкви.

1 «Наша цель - восстановить традиции классической ставрографии» Интервью со Светланой Гнутовой

2 «Самые ранние упоминания о храме села Яковлевского (веси Яковлевской), отстоящего от самого града Ярославля, за рекой Волгой, в трех поприщах, известны из различных редакций жития местночтимого Астраханского святителя Феодосия. Из них следует, что в церкви, носящей имя святого апостола Иакова, брата Божия, служил священник Харитон, сыном которого и был будущий владыка. Более того, иереем был и отец Харитона (и можно полагать, в этом же храме). Известна дата поставления Феодосия Толгским игуменом (1578), а поскольку до вдовства и пострига он священствовал, то можно утверждать: Иаковлевский храм в первой половине XVI в. уже существовал» (из сообщений в интернете)

3 «Ангелы с орудиями страданий Христа на живописной раме XVIII века из собрания Великоустюгского музея-заповедника» Ю.Н. Звездина

4 «Соловецкие деревянные резные кресты XVI -XVII веков» Василий Пуцко

5 «Среди редких находок два деревянных резных креста (рис. 2), созданных, по-видимому, мастерами Троице-Сергиевой лавры в нач. XVI в» «Работы Сухонско-Кубенской экспедиции в Вологодской области [2-6]» Л.С. Андрианова

«Крест в России»

6 Интернетстраничка «Виртуальный музей Металлопластики» в «В контакте»

7 «Святые реликвии белозерских монастырей» С.В. Третьякова

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнят похоти . отца вашего. Он был человекоубийца от начала и . не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда . говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец . лжи.

Апостол Иоанн Богослов

Надеюсь, - выговорил он, - вы не сомневаетесь . в опытности нашего эксперта? - Ну что вы! - . . серьезно ответил Гуд. - Я верю, что он опытен,

и верю, что он ваш.

Г.К. Честертон

Ибо корень всех зол есть сребролюбие

Апостол Павел

После того как я разместил свои выводы о кресте на страничке Яковлевско-Благовещенского храма в ВК оказалось, что нужно написать дополнение. Моё мнение, что крест относится к XV - XVI веку очень не понравилось настоятелю ярославской церкви. «Прошу прощения, но все Ваши аргументы - это лишь Ваши же предположения. То, что касается отсутствия архивных документов ранее 17 века, ситуация повсеместная. Лишь летописи, а чаще их более поздние переработанные версии доносят до нас главные события того времени.Члены реставрационного совета, имеющие огромный опыт реставрации и сохранения древнейших святынь, единодушно признают древность Креста, соответствующую тому преданию, которое сохраняется в храме. Нам были предоставлены и изображения, схожие с Яковлевским Крестом и относящиеся к 13-15 векам.»

Далее Алексей Кириллов, настоятель храма сообщил имена тех кто поддержал раннюю датировку креста. Как оказалось, это Рыбкина Лариса Дмитриевна, заведующая реставрационными мастерскими Ярославского художественного музея. Горшкова Виктория Викторовна, Заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Васильева Татьяна Львовна, искусствовед, заслуженный работник культуры Российской Федерации, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, лауреат международной общественной Премии имени Алексея Комеча “За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России”, член областного Совета ВООПИиК. И главное, Бушуев Михаил Михайлович (именно он и проводил работы и выдвинул гипотезу о более раннем происхождении Яковлевского Креста) - Ведущий художник-реставратор Отдела реставрации древнерусской живописи Государственного Русского музея.

«Странно, что Вы так небрежительно относитесь к мнению М. М. Бушуева. К нам приезжали его коллеги из Гос Русского музея для ознакомления и начала научного описания Креста. Их мнение совпало с мнением реставрационного совета.» Священник также сообщил, что уже готовилось исследование да пандемия помешала его закончить и выразил надежду, что работа всё равно будет продолжена. Даже предложил сотрудничество.

Узнав о том, что клиру были, специально отмечу, что УЖЕ БЫЛИ представлены изображения крестов 13-15 веков схожих с Яковлевским, я попросил их мне показать(*) Ведь никакая пандемия не мешает несколько раз нажать на кнопки клавиатуры и немного поводить по столу «мышкой». В ответ отец Алексей потребовал указать мою квалификацию. «Я с радостью попрошу членов нашего реставрационного совета ещё раз предоставить эти изображения и перешлю их Вам. Но у меня есть условие! Раз уж Вы так сомневаетесь в квалификации, как Вы пишите, «наших экспертов», всё-таки, как я и просил, напишите свою, пожалуйста! Очень интересно было бы познакомиться с квалифицированным специалистом из Таганрога, чтобы также противопоставить Ваше мнение научным сотрудникам Государственного Русского музея в Спб. Не сочтите за труд также указать ссылку, где можно было бы посмотреть Ваши научные изыскания и публикации.»

Я честно написал, что квалификации и печатных трудов не имею и понимаю, что крест по желанию клира (а возможно и правящего архиерея) должен стать источником доходов всех заинтересованных лиц. Что моё исследование только мешает осуществлению их планов, а та информация, что получил, лишь укрепила моё мнение о времени создания и истории бытования креста. Сделал я это несколько некорректно за что был внесён в чёрный список сообщества.

Меня это уже не волновало, так как вместо обещанных фотографий мне был дан совет ждать появления анонсированного исследование которое возможно никогда и не появится и посоветовали ждать долго. Значит нужно было быть довольным тем, что сообщил священник. А он, повторюсь, подтвердил мои мысли. Во первых он сказал, что никаких письменных источников сообщавших о кресте в течении нескольких столетий нет. И ладно если такие физически не могли сохранится с четырнадцатого столетия. Ведь их не было и в XVIII - XIX веках. То есть не поздних записках восторженного энтузиаста(**) а документально засвидетельствованных епархиальной консисторией случаев чудес произошедших от яковлевского креста в синодальный период нашей церкви когда учёт подобных фактов был весьма строгим. Он не попал в поле зрения известных духовных писателей девятнадцатого - начала двадцатого века. Нет и свидетельств паломников-богомольцев которые могли бы легко попасть в посад находившийся сравнительно близко от губернского центра и разнести о нём славу по всей Руси-матушке. От советского периода не осталось донесений уполномоченных по делам религий которые подтвердили бы славу креста(***) Ничего этого (может быть пока?) не представлено, а верить материально заинтересованному клирику(****) на слово как то не хочется.

Ещё было сообщено, что - «При реставрации Креста обнаружена лишь одна запись, отнесённая реставрационным советом к 17 веку (как раз к моменту создания живописной рамы). Первый живописный слой относится к 15-16 веку (в нем использован в значительной степени аури-пигмент), который в 17 веке уже не применяли).
При этом, первый слой положен поверх значительных утрат на самой древесине (дубе), что свидетельствует о довольно продолжительном существовании Креста без живописи и, соответственно, относит его к 14-15 векам.»

И что тут указывает на XIV век как на время появление креста? (Тут вообще даже допускается его изготовление в XV веке.) Ничего. Причём надо учитывать, что он (по легенде) был только НАЙДЕН в начале этого столетия, а значит изготовлен ещё раньше. По слову самого же Алексея Кириллова, первый живописный слой мог появится в шестнадцатом веке. Значит может и в его конце. Но если яковлевский крест был изготовлен в конце XV века, то он запросто мог получить за сотню лет те повреждения поверх которых и был нанесён первый живописный слой с аурипигментом.

В общем, после общения с настоятелем Яковлевско-Благовещенской церкви на душе остался неприятный осадок и смутная надежда, что когда нибудь мы получим точную информацию о древней ярославской реликвии. Пока же вместо неё нам навязывают сказочку Альфреда Симонова «Сказ о Яковлевском кресте» изданной отдельной книгой ещё в начале 2016 года по благословению митрополита Пантелеймона. А и она, и нужное заключение экспертов только части одного плана по навязыванию ложного представления о кресте из Яковлевско-Благовещенского храма в славном городе Ярославле.

* Ещё до проведения исследования я попросил предоставить мне информацию о кресте, но кроме ссылки на никчёмную приходскую страничку, которую я и так уже видел, мне ничего не предоставили

** «Ещё одним доказательством существования монастыря на этом месте (кроме врат похожих на монастырские) является предание, упоминаемое краеведом XIX в. В. Лествицыным. Это предание говорит о том, что в середине XIV века один костромской помещик, который страдал от тяжелой болезни, ехал в Ярославль из Костромы. Он остановился на ночлег у Яковлевского монастыря, и во сне ему привиделся исходящий из земли исцеляющий Святой Крест. Проснувшись, помещик указал это место и велел слугам копать. Крест был обретен. Приложившись к нему, помещик получил исцеление."

*** Крест спокойно простоял в храме не привлекая внимания сотрудников соответствующих органов, что в случае его популярности среди верующих, было бы совершенно невозможно.

**** Вот выдержка из одного его интервью отличающегося наибольшей фантастичностью. «Ему было явление во сне, когда он увидел исходящий из земли крест. Он проснулся, указал место. Вырыли яму, нашли крест, завернутый он был в тряпицу. Его достали. На этом месте забил колодец», - рассказал Алексий Кириллов - протоиерей, настоятель Яковлевско-Благовещенского храма» Вести. Ярославль 6 апреля 2018 «В Ярославле завершена реставрация 700-летнего чудотворного креста»

















Кресты, ставрография

Previous post Next post
Up