Здравствуй Танечка! Здравствуй, милая!*
Знаешь, в последнее время мне приходится часто мотаться между городами и весями России, защищая подсудимых в российских судах. А отпуска хочется, хочется и отдохнуть от России, где суды решили полностью отказаться от миссии правосудия и стали пустопорожним придатком к самым тупорылым из оперов и органам предварительного недоследствия. Из Хабаровского краевого, в Амурский областной суд я решил проехать на велосипеде. А так как немного осталось погранпереходов, где черти меня еще не носили, решил въехать через Суйфэньхэ и выехать в не вполне любимом, но истоптанном вдоль и поперек Хэйхэ.
Дорога была тяжела. Обычно я ездил весной или поздним летом, а в разгар пекла отваживался ехать лишь тогда, когда успевал акклиматизироваться, въехав заранее. Солнце палило нещадно и сгорел я изрядно. Но и впечатлений хватило.
В 2007-м я открыл для себя абсолютно русский город Китая - Люйшунькоу, наш бывший Порт-Артур. Ну да ты помнишь,
я тебе писал, и не раз. А теперь - Хэндаохэцзы (Hengdaohezizhen 横道镇), железнодорожный поселок на КВЖД, который и сейчас выглядит совершенно по-русски. Если въезжать в Хэндаохэцзы со стороны Суйфэньхэ, тебя встретит заповедник с самым крупным в мире питомником амурских (северо-восточных) тигров. Когда в конце 90-х китайцы огородили здесь крупный участок тайги на склонах сопок для сохранения тигров, их здесь находилось всего 8 особей. Теперь - свыше трех сотен. Тигры спокойно себе гуляют по огромной огороженной территории, а туристы имеют возможность их наблюдать из-за решеток, которыми закрыты окна автобусов, снабженных забронированными висящими цепями, колесами. Интересно, конечно, особенно процесс кормления тигров живыми курями, но я в подобном парке был в Харбине и не стал задерживаться.
А вот сам поселок внимание привлек сразу и надолго. С автомобильной дороги G301, проходящей над поселком и по которой я ехал, изнывая от многочисленных склонов и палящего солнца, вдруг показалась старинная деревянная церковь, с настоящим православным крестом. Такое странно видеть в Китае да еще в столь прекрасно сохранившемся виде. А рядом - одноэтажные дома и пакгауз явно не китайской архитектуры. Пришлось вернуться и спуститься в поселок. Самое интересное, что аккурат напротив той дороги, куда мне пришлось вернуться, трасса была перекрыта и место, с которой я увидел церковь было полностью свободно от автомобилей - типа объезд через Хэндаохэцы. Так я и не понял, кто или что подвигли меня на возвращение в поселок. Только ли вид необычной в этих краях и явно русской церкви, то ли Господь Бог также посодействовал. Знаю только что Патриарх Всея Руси Кирилл Гундяев к этому не причастен определенно - церковь нерабочая и в крайний раз исполняла роль православной церкви году этак в 1945-м, если не раньше. Может быть просто администрация поселка решила застолбить для проносящихся мимо автомобилистов гарантированный интерес к своему городку
На дороге, ведущей вниз, в поселок, меня встретил указатель, порадовавший как-то сразу: впереди - Старая Русская улица, Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и депо КВЖД.
Старая русская улица поражает сразу, для этих, естественно краев - вначале несколько, только что отреставрированных деревянных домов с резными наличниками, так знакомых нам по Средней полосе, Сибири и российскому Дальнему Востоку. Потом две параллельных улицы типовых двухквартирных домов, сложенных из кирпича...
Вот что меня до сих пор занимает, так это чудесные заборы из деревянной рейки. Они совершенно не типичны для Китая. Понятно, что когда здесь жили русские, все так и было, за исключением, разве улицы, мощеной новой тротуарной плиткой, но было ли это перенято во времена Мао или их поставили уже по фотографиям, после того, как Хэндаохэцзы решили сделать туристическим сайтом?
Церковь, хотя и сохранена в том самом виде, как она выглядела в 1903 годе сейчас не действует - там краеведческий музей, который, как это обычно и бывает, в часы, когда я проезжаю, был наглухо закрыт.
И все равно, не понять китайцев русским! Вот в Благовещенске, до Октябрьского переворота было 23 церкви, четыре каменных, остальные деревянные. Так деревянные сожгли, три каменных разрушили до основания, в последней устроили пороховой склад. А китайцы, вот же странный народ - даже во время Большого Скачка и Культурной Революции не пустили бревна на выплавку стали!
Дом начальника станции утопает в зелени, отчего показывать его как-то несподручно, а здание железнодорожного вокзала явно "улучшали и русифицировали" сверх первоначального проекта. Движение по станции есть и не малое, но понятно, что пассажирские составы, идущие ночью (а в Китае ночные поезда не останавливаются на маленьких станциях и призваны доставить к утру в конечный пункт назначения тех, кто сел в поезд вечером), на ней не останавливаются. А вот грузовое движение довольно интенсивно - дальше крупное угольное месторождение со всеми вытекающими железнодорожными последствиями.
Если перейти на другую сторону от железнодорожных путей, вся "русскость" пропадает начисто - типичная китайская деревенька. Думаю, что так было и раньше, как и в Харбине, Дальнем, Порт-Артуре или Циндао, Вэйхае, Гонконге - европейцы строили для себя собственный город, китайцы располагались рядом так, как привыкли.
Мда, а с русской стороны все все-таки вполне по-русски! Совершенно поразила меня стоящая на возвышении постройка. Я так думаю, что это нечто вроде местной гостиницы или доходного дома. Можно было бы предположить, что управа дороги или что-то в этом роде, но от самой дороги все-таки далековато!
Да и для банка или управы как-то не хватает парадного входа.
Ниже от этого замечательного, настолько нетипичного для этих мест, строения, расположено веерное пятнадцатистойловое железнодорожное депо с поворотным кругом и путями, которые пока только восстанавливаются. Еще пару лет назад здесь не было ни поворотного круга, ни путей, а веерное депо находилось в полнейшем запустении. А теперь у депо стоят четыре паровоза китайской постройки. Знаешь, Танечка, а ведь Китай - последняя страна в мире, которая серийно выпускала паровозы - последний серийный паровоз здесь был выпущен в 1989 году! Вот совершенно уверен, что года через два отсюда будут уходить в путь ретро-поезда, ведомые паровозами, тянущими вагоны начала ХХ века как обычными, так и с самой роскошной отделкой. Китайцы они умные! Такое они видели в Европе, и если там все это принимается на ура, значит и у них будет приниматься с удовольствием.
А ведь когда-то в результате строительства Маньчжуркой дороги (КВЖД ее стали называть только после Октябрьского переворота и до 1945-го), за пять лет, с момента запуска ее в эксплуатацию, за счет приезда людей из южных провинций, население Северной Маньжурии увеличилось вдвое. Из самого отсталого региона Поднебесной, Северо-восток стал одним из самых продвинутых и вполне успешно спорил с Шанхаем. Дорога началась строительством в августе 1897-го и была передана от Строительного управления Эксплуатационному в июне 1903-го.
16 мая 1898 года с первого барака в железнодорожном поселке Сунгари начался ныне двенадцатимиллионный Харбин… Но в результате поражения в Русско-Японской войне Россия потеряла самый лакомый и популярный у следующих из Европы в Японию и Шанхай кусок - от Чанчуня до Порт-Артура. Революционный катаклизм добил русскую КВЖД. И добил бы, даже если бы не было вооруженных конфликтов на ней в 1927-29 годах. Хотя официально она была подарена КНР в феврале 1950 года, при Сталине, собирателе земель русских, для доставки российских грузов она почти не использовалась. И это при стоимости строительства одной версты в колоссальные по тем временам 152 тысячи рублей.
Вот что меня занимает просто до ужаса: когда-то Россия, в результате строительства Маньчжурской Железной дороги и Южно-Маньчжурской железнодорожной ветки в Далянь и Порт-Артур дала толчок развитию всей Маньчжурии, всего Северо-восточного Китая, потом все это переходило от русских японцам, маньжурам, опять японцам, опять русским, опять китайцам… В самом Китае при одном только Мао Цзэдуне проносились такие вихри, каких не видывали другие, более спокойные страны. Как получилось, что все эти катаклизмы ХХ века не коснулись Хэндаохэцзы?
Русских теперь тут нет. Но в соседнем городе Хайлине, к которому административно подчинен Хэндэхаоцзы мне встречались те, кто гордо относят себя к северному этносу. И то правда - такие бороды у хань не растут!
Когда-то Российская Империя осуществляла мирную экспансию в три провинции нынешнего Северо-Восточного Китая. Прощаясь с Хэндаохэцзы и наблюдая строительство скоростной магистрали Харбин-Суйфэньхэ я думал о нынешний мирной экспансии в обратном направлении, о том, как через ближайшие 100 лет будут выглядеть русские....
Ну и еще немного фотоф:
Богородицкая церковь и эти вот домики с огородами - таким предстает Хэндаохэцзы проезжающим по трассе G301
Этот домик недавно отреставрировали. Обтреплется на воздухе, и будет как настоящий, неотреставрированный!
Полицейская управа. Она, как и положено, наверное, на возвышении. Вышел на крыльцо - все видно!
Дома на Русской улице
Здание вокзала, опять
Паровоз JF-886 осевой формулы 1-4-1 "Микадо" - самой распространенной в Китае
Похожий на него SY-0477. Тоже 1-4-1 "Микадо". Этот, сдается мне, и сейчас реально бегает
Гордость китайской тяжелой промышленности времен Большого Скачка - паровоз с осевой формулой 1-5-1 QJ-6924
Паровоз SY-8116 формулы 1-4-1. Именно такой паровоз был последним в мире, выпущенным серийно
Поворотный круг с будкой машиниста и деповское строение
Пакгауз на товарной станции Хэндаохэцзы. Естественно еще российской постройки
А так веерное депо выглядело в 2011-м году. В январе и августе. Китайцы! Долго запрягают, но быстро ездят!
* Обращение Здравствуй Танечка! Здравствуй, милая! было придумано давным давно для Живого Журнала мною и бывшим журналистом "Амурской правды", а на тот момент заместителем редактора "Комсомольской правды в Саратове" Татьяной Патрушевой.
Сколько Танечек на просторах ЖЖ принимали мои письма из путешествий на свой счет!