Здравствуй, Танечка! Про "Минск"

Jul 17, 2008 01:16

       Здравствуй, Танечка! Здравствуй, милая!


Светящаяся громадина ТАКР "Минск" не могла не остановить меня

Я рассказал тебе про Шэньчжэнь, но на сладкое оставил его главную достопримечательность. Самый известный туристический сайт Шэньчжэня находится в Янтиане (盐田区 Yantian) - это крупный аттракцион "Minsk World", представляющий из себя "старый корабль, грозное чье-то судно", который, как и положено "высится как мираж". Впрочем, это не просто "чье-то судно", - это судно самое что ни на есть наше. Знакомься: бывший флагман Тихоокеанского Флота Советского Союза тяжелый авианесущий крейсер "Минск". Это еще довольно молодой корабль - он вступил в строй в 1978 году, но в один день, 30 июня 1993 года "Минск" и два его "систершипа" "Киев" и "Баку" были выведены из состава флота. "Киев" теперь стоит в Тяньзине, а "Баку", побыв некоторое время "Адмиралом Горшковым" теперь перестраивается за огромные бабки для Индии и будет там носить смешное название "Викрамадитья".
       Знаешь, Танечка, "Минск" служил не шатко, не валко, в качестве советского авианосца. Правда ни один из наших кораблей ни тогда, ни сейчас до настоящего авианосца не дорос, но на безрыбье как говорится и рак - птица. Так и три авианесущих крейсера были впоне современными и опасными боевыми кораблями, если только им не предстояло встретиться с авианосцами вероятного противника. В феврале-июле 1979 года "Минск" совершил путешествие вокруг Африки, когда был шел из украинского Николаева, где строился, на Тихоокеанский флот, где ему предстояло служить, посетив попутно Луанду, Манилу и Порт-Луи. В 1982 году он "демонстрировал флаг" - зашел с визитом в Бомбей, а в июле 1986-го - в Вонсан.
       Но самая примечательная его история началась после его вывода из состава флота России. Вначале он был продан корейцам за миллион с четвертью долларов, а затем перепродан ими китайцам уже за пять миллионов. Его естественно облазили китайские военные инженеры с целью разузнать как оно, судно с самолетами, устроено. Официально покупателем была фирма Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году она обанкротилась, но корабль продолжил "вечное стояние" в качестве музея в Янтиане, пригороде Шэньчжэня. Я посетил его в апреле 2006 года, а 31 мая 2006 он снова был выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней, что тогда означало 16,4 миллиона баксов. Я так полагаю продан был не только "Минск", но и все, что было отстроено рядом. Как бы то ни было, а это неплохое вложение капиталов. Ведь на корабль не только можно смотреть и устраивать по нему экскурсии, он продолжает быть плавучим складом металлолома. Большинство же военной техники, что стоит на палубах и вокруг, на крейсере никогда не встречались на его палубе.
       Давай посчитаем: я купил билет за 110 юаней, прямо скажем, не "пятачок"! На билете значится его номер 277804. Простым перемножением получаем 30 558 440 юаней или 3 917 748 US$ (по курсу 1US$ = 7,8 RMB). Насколько мне известно, раньше стоимость билета была в два раза меньше, а в конце 2005 года сообщалось, что "Минск" посетило 5 миллионов человек.
       На корабле есть постоянно действующая экспозиция, посвященная его службе в советском флоте и значительно более содержательная, рассказывающая о борьбе китайской армии против японских оккупантов в 1936-45 годах. В трюме корабля, среди самолетов и двигателей по вечерам устраиваются дискотеки. Посетить во времена Союза такой корабль было невозможно, зато теперь - пожалуйста! Правда, только в Китае. Очень интересно, что китайцы любовно сохранили память о нашем присутствии в Мировом Океане, здесь есть отдельная табличка, объясняющая, что именно благодаря адмиралу Горшкову Советский Союз стал великой морской державой и что специально для него на "Минске" был сделан адмиральский мостик над палубой. Вообще Горшков здесь пользуется уважением - в трюме корабля есть отдельный стенд посвященный лично ему.
       Время от времени на полетной палубе разыгрываются представления. Шоу-группапоказывает, как по ее мнению должны ходить советские и американские моряки, как должны танцевать по их, опять же мнению, ансамбль песни и пляски имени Александрова и какой-нибудь аналогичный коллектив флота США. Для нас или тех же американцев это выглядит комично, но для Китая сойдет, все равно никто ничего подобного здесь не видел. Последнего я, сержант запаса, вынести не смог и сразу после окончания представления подошел к "русским" солдатам. "Цыга, Элосы буяо!" с этими словами я стал показывать группе, как у нас тянут носок и каким образом в это время двигаются руки. Мой богатый опыт заинтересовал и в течение следующего часа двадцать китайцев учились приемам отдания воинской чести с оружием и без, перестроением из колонны по одному в колону по два и далее по четыре. За час я подготовил шесть линейных и двух командиров взводов. Всего через несколько минут мои ученики могли командовать по-русски почти без акцента, а взвод знал команды "Левое плечо вперед. Марш!", "На одного линейного дистанция!", "Счет! И-и-и, раз!" и так далее. Китайцы не были бы китайцами, если бы не устроили шоу и из этого. По корабельной трансляции было объявлено, что на полетной палубе советский сержант гоняет шоу-группу. Тут же набежала толпа любопытных, которые расщелкали нас на свои камеры, фотоаппараты и мобильники.
       Однозначно мой китайский взвод оказался значительно способней того, что был у меня на службе. Мне бы месяц, и мои орлы поспорили бы с президентским полком на тему "кто лучше Пост №1 поменяет". Можно было бы позаниматься с ними еще, но у меня не хватало времени, чтобы осмотреть большой корабль. А ведь он, Танечка, действительно большой!
       Полное водоизмещение корабля 43220 т. Длина 273,1 м, максимальная ширина по летной палубе 51,3 м, осадка - 11,5 м. Вооружение кораблей состояло из 16 самолетов Як-38 и 18 вертолетов Ка-25, 4х2 пусковых установок противокорабельных ракет "Базальт", 2х2 ПУ ЗРК "Шторм". Экипаж каждого из кораблей - 1300 человек. 4-х вальный турбозубчатый агрегат мощностью в 142 тысячи лошадиных сил придавал кораблю скорость в 30 узлов.
       Тебе вряд ли это интересно, а вот меня крайне позабавили два пятитрубных торпедных аппарата под полетной палубой. Я конечно не адмирал, но использовать такую махину в качестве тривиального эсминца на мой взгляд глупо. Не думаю, что на учениях из этих штуковин стреляли часто. Но умением "воткнуть" чего-нибудь непотребное в корабль с самолетами наши адмиралы славятся до сих пор. Зато китайцы порезвились от души! Если где-то нет ресторана или закусочной, китаец туда не пойдет, а здесь такие площади! Естественно что и пожрать и потанцевать есть где.
       Я объехал вокруг корабля, потратив еще 35 юаней и потом получал удовольствие на берегу у корабля. Там по обыкновению стоят пушки, танки и самолеты, но меня заняло другое. Очень впечатляют скульптурные композиции на площади перед входом. Здесь находится копия, не знаю официальная или украденная, фигуры Орфея, перековывающая меча на орала, оригинал которой стоит у здания ООН в Нью-Йорке, а рядом бронзовые советские моряки показывают, как они бы вели себя, посети "Минск" Шэньчжэнь в свое время. Честно говоря, нигде до этого такого живого памятника советскому моряку или солдату я не видел. Мне нравится памятник морякам "Стерегущего" в Санкт-Петербурге, мне нравится памятник морякам торгового флота во Владивостоке. Это великие памятники. Но здесь, на берегу Южно-Китайского моря русские матросы неофициальны - они мирно отдыхают.
       Знаешь, двоякое чувство возникает, когда видишь этот корабль почти за пять тысяч километров от ближайшего края России. С одной стороны - приятно и даже исковерканная русская форма, полное отсутствие русских или советских флагов, ошибки в написании русских слов и букв не особенно мешают. А с другой стороны - тошно. Тошно быть благодарным китайцам за то, что сохранили память о былом могуществе Союза, тошно, что ни одного такого корабля не сохранили мы сами. Тошно, что "Адмирал Кузнецов" по сути своей остается таким же кораблем-музеем… только на который заходить нельзя.


Не думаю что "Минск" сильно пугал "поганых американских империалистов", но флаг в океане он временами демонстрировал


а теперь "любой сюда пройдет за "пятачок"


таким он предстает ночью, когда горит подстветка


а красное зарево - огни контейнерного порта


ну и немного снимков со стороны моря.


Хороший кораблик, отчего не полюбоваться?










А здесь есть много его фоток во время службы: http://navsource.narod.ru/photos/02/162/index.html

Россия - Russia, Здравствуй Танечка!™, airplane, military, China Guangdong 广东 - 粤, ship, hunride iv

Previous post Next post
Up