После смерти
Хумаюна наследнику трона Акбару повезло: у него не было родных братьев, которые могли претендовать на власть, и это избавило страну от гражданских войн. Его спокойное и пышное царствование считается золотым веком династии Моголов.
Как и многие другие выдающиеся правители, Акбар соединял в себе достоинства полководца, администратора и покровителя искусств. Его военные кампании были в основном успешны и позволили расширить империю за счет владений соседних государств, включая Белуджистан и Кашмир.
По складу характера Акбар был скорей воин и охотник, но при этом жаждавший знаний и культуры. Плохо умея читать и писать, он свежо и оригинально мыслил, обожал философские и богословские беседы. Его идеалом были мягкость, человечность и доброта, направленная на всех людей, независимо от их вероисповедания.
Известно, что он запретил заключать браки с детьми и сжигать жен вместе с умершими мужьями, как это было принято у индуистов. Кроме того, он отменил смертную казнь за переход из ислама в другую веру и позволил индианкам выходить замуж за мусульман, не принимая при этом ислама.
Так же бережно Акбар относился и к животным: он упразднил обычай забивать на праздники жертвенный скот, отказался от любимой им охоты и почти целиком перешел на растительную пищу. На протяжении всего царствования султан тратил огромные суммы на больницы и помощь беднякам. Некоторые индуисты признали его святым.
Свобода веры
Проповедуя свободу вероисповедания, Акбар проявлял полную терпимость к тем, кто не соглашался с его взглядами. Он охотно выслушивал представителей разных религий, от джайнистов до христиан, и даже привлекал их к воспитанию своих сыновей.
Чтобы каждый мог иметь права голоса, султан создал специальный «Дом вероисповедания», где могли свободно выступать приверженцы всех религиозных взглядов и традиций. Никто не запрещал им обращать в свою веру неофитов или поливать грязью своих противников: предполагалось, что истина победит сама собой.
Кончилось это тем, что «Дом вероисповедания» был неожиданно закрыт без какого-либо объяснения причин: похоже, султан разочаровался в результатах своего эксперимента.
В происках абсолюта Акбар пришел к выводу, что все религии в чем-то правы, а в чем-то заблуждаются. В итоге он решил основать собственную школу (тарикат), проповедовавшую почитание некоего единого Божества и нравственную чистоту своих последователей.
Масштабы ее деятельности были очень скромными и по сути сводились к созданию узкого кружка единомышленников, носивших на шее портрет своего руководителя. Акбар не хотел никого ни к чему принуждать насильно и заставлять подданных следовать своему примеру.
Сходных взглядов придерживался и его ближайший помощник и соратник Абу-ль-Фазл, философ и суфийский мистик, занимавший в государстве разные важные посты от дипломата до вазира. В своем восторженном панегирике «Акбар-наме» Абу-ль-Фазл сравнивал султана не больше не меньше как с Девой Марией. Он писал, что в нем воплотился божественный свет и что он являет собой идеал правителя и человека, заключающийся в том, чтобы равно благоволить ко всем и вести весь мир к гармонии и умиротворению.
Искусство, мемуары, жены
Султан был не только философ, но и ценитель искусств: он собрал при дворе лучших художников, которые писали многочисленные портреты султана и его приближенных. Свою временную столицу Фатпур Сикри, сохранившуюся до наших дней, он выстроил в вычурном индо-мусульманском стиле, который до сих пор имеет множество поклонников.
Акбар был помешан на мемуарах и требовал, чтобы каждый более или менее крупный чиновник записывал свои воспоминания обо всех известных ему событиях. Собственное правление он документировал с помощью двух писцов, которые каждый день подробно фиксировали все, что происходило с султаном: сколько времени он спал, что ел, какие читал книги, с какими женщинами возлежал, сколько раз ходил по нужде и т.п.
Сохранились тысячи страниц, - причем детально проиллюстрированных, - в которых запечатлены мельчайшие нюансы придворной жизни Моголов при Акбаре.
У султана было около трехсот официальных жен, не считая нескольких тысяч наложниц, что явно противоречило законам шариата, позволявшим иметь только четырех супруг. Но Акбар легко вышел из положения, назначив главным судьей (кади) человека, допускавшего более широкое толкование этой нормы.
С сыновьями ему не повезло: его второй сын, Мурад, был горьким пьяницей и умер от белой горячки, а младший, Данияль, пил еще больше и скончался от передозировки алкоголя. Со старшим сыном и наследником Джахангиром султан часто ссорился, обвиняя его в излишней жестокости и нежелании выполнять его приказы.
Джахангир несколько раз пытался бунтовать против отца и даже убил его фаворита Абу-ль-Фазла, но в итоге получил прощение: других сыновей у Акбара не было, а кому-то надо было наследовать трон.