Друзья! Не поверите, но во Всемирный День поэзии я читал лекцию студентам Пограничного института ФСБ России. И лекция эта была не о колючей проволоке или методах радиолокационного слежения, а о поэзии!!! В Институте ФСБ! О поэзии, Карл!
Но что для солдатского сознания может быть бессмысленней поэзии (кроме кёрлинга, конечно)? Только педикюр и Ошо! Естественно я ожидал увидеть целый зал курсантов, пригнанных в добровольно-принудительном порядке, жаждущих компенсировать потерю личного времени возможностью поржать над поэзией и прочей ботаникой… И что вы думаете? Казалось, так оно и было! Но каково же было моё удивление, когда курсанты стали выходить и читать стихи… Карл! Свои стихи!
А ведь заподозрил неладное, когда увидел на огромном экране проэктора девиз вечеринки: "..Я этим миром болен.."
Но уж поздно! Мир перевернулся и никогда уже не будет прежним. Просто не могу в это поверить.
Единственное, что мне осталось - это отлить в граните свои бесценные слова, адресованные подрастающему поколению силовиков. Интересно ли вам, о чём было сказано?
Тема сегодняшней лекции: "Поэты изменяют мир".
"Да ну!" - скажете вы. Тогда тезисно:
Запомните: область культуры - это область формирования сознания. Вашего сознания.
Какие цели воспоём мы, поэты, к таким целям вы и будете стремиться! А ваше мировоззрение - это просто результат нашего труда.
Давайте обратимся к примеру СССР. Кто воспет? Кто популярен у девчонок?
Строитель БАМА, шахтёр Стаханов, космонавт.
Несколько навязчивых шлягеров, пару фильмов, десяток статей и книг... и вот ты уже представляешь себя на стройке века, с гитарой, вокруг девчонки, костёр: «изгиб гитары жёлтой…» Романтика. Просто уже мечтаешь быть там.
Но я могу воспеть и Курта Кобэйна! Блевотина, гранж, драки, наркота, бухло... но при этом моя гримёрка ломится от баб, готовых на всё. Позволено всё, абсолютно всё - и ничего за это не будет. Соблазн, непобедимый для большинства.
Мы, поэты, не намерены долго объяснять вам - каким быть и что делать. На это у нас просто нет времени. Поэтому, мы просто обращаемся к самым звериным вашим инстинктам. И они победят вас.
Итак, запомните: массовая поэзия - это область формирования вашего подсознательного. Поэзия = секс.
Во всех псевдохалифатах / на Майдане / в Мексике /на Кавказе - всегда полно народу на том месте, которое желанно женщиной. Потому что это место воспели мы.
Да и что там воспевать - сам поэт - рекламодатель своего товара. Образ поэта - нищий, но богемный, асоциальный, но безжалостный к сильным мира сего, всё сокрушающий, но слабый, презирающий авторитеты, но непотопляемый. Рано сгорающий. И неизменно разбивающий сердца. Просто мечта животных женских фантазий. Поэту и не надо особо воспевать образ муджахида или стахановца. Нам просто достаточно поставить знак равенства между героем и собой. И звериные инстинкты обоих полов столкнутся на этом месте.
В общем, кого мы воспоём, тем и станут ваши дети и молодёжь. Осталось определиться:
то ли это - Гагарин, Шурик и Добрыня,
то ли - Симпсон, бандит из 90-х или Курт Кобейн.
Но решать - кто станет этим секс-идолом - будем мы.
Понятно, что люди искусства слабы на передок. Да и на краюху хлеба. Поэтому правителям достаточно лишь указать место, помазать немного в области будущих предпочтений - и масса пророков, поэтов и прочих интеллигентов уже будут размахивать на этом месте флагами, совращая вас к этим новым истинам. Флаги эти могут быть, например, радужными. Правителям стоит лишь профинансировать пару грантов, объявить о желательности политики гендерного равенства, мультикультурализма или свободы выбора. И через пол часа впереди паровоза будет бежать сонм алчущей интеллигенции, пытающейся раньше других «оседлать волну». Активно работающей локтями по отношению к коллегам, и не боящихся «перегнуть палку».
Итак, запомните: везде, где пахнет переменами, полно поэтов, которые, невзирая на риск, будут крайне сожалеть если вдруг «войны не будет».
Поэт, по сути - разрушитель. В идеале стих пробивает брешь в защитной стене вашего равнодушия и впускает в этот зияющий пролом трепещущее новое чувство. Поэтому наилучшая пора поэта - смутное время (люди легче расстаются со стабильностью).
Посмотрите в историю: Россия, Италия, Испания, Швеция 20-х гг., Германия 30-х. Да что далеко ходить: сегодняшняя Украина.
Майдан. Песни-лозунги. Героизация Бандеры. «Москаляку на гиляку». «Не кохайтесь, девки, с москалями». «Никогда мы не будем братьями» Н.Нечипорук. Куча мемов: колорад, ватник, рузке, няш-маш, киборги - фактически создаётся и культивируется целый эпос, который неизбежно войдёт в фольклор. А привлекательным его уже сегодня делают поэты. Разные поэты. Пусть и похабные. Но создающие эффект для устойчивого дальнейшего употребления.
«Пуй-ло! Ла-ла-ла-ла-ла-ла». «Сала Уркаине! Героям сала!» Плох стих? Смысл? Поэзия - это ритмика. И здесь она работает.
Поэзия = ритм. И всегда это и ритм времени.
Думаете, сидящие передо мной курсанты не таковы?<
Вот, например вы - избрали профессию воина. А это значит, что, возможно, вам придётся убивать и умирать самим.
Но вообще-то, психически здоровый человек не склонен ни к убийству, ни к жажде смерти. Как же происходит, что наступает время, когда мы готовы и то и другое совершать с великим удовлетворением?
Возьмем, к примеру, маленькую мирную страну.. Какую-нибудь условную Финляндию.
Если я сейчас прокричу «давайте сокрушим их!», вы сочтёте меня нездоровым. Зачем их захватывать? Живут мирно, особо не мешают..
Но если такая задача будет поставлена правителем, то в дело включатся мастера слова, поэты, которые доберутся до самых запретных уголков вашего подсознания.
Лично я буду кричать: «они изверги! Они насилуют маленьких детей! хотят напасть на нас! Они нам угрожают». Потом я обращусь персонально к душе каждого из вас:
«братья!» (и вы почувствуете себя 1 большой семьёй)
«они изверги!» (и вы посознательно присоединитесь к силам добра, то есть - ко мне)
«защитим наших матерей, жён и сестёр…» (и вот за матерей, жён и сестёр вы окончательно озвереете и будете готовы сокрушить кого угодно) на всякий случай!
Всё это оборачивается в красивую обёрку рифмы, шутки и песни. Замечали, насколько военные строки апеллируют к нашему подсознанию? Вспомните сакральное:
Вставай, страна огромная,
Вставай на СМЕРТНЫЙ бой
С фашистской СИЛОЙ ТЁМНОЮ,
С ПРОКЛЯТОЮ ОРДОЙ!
Пусть ярость БЛАГОРОДНАЯ
Вскипает, как волна,
Идёт ВОНА НАРОДНАЯ,
СВЯЩЕННАЯ война!
Дадим отпор ДУШИТЕЛЯМ
Всех пламенных идей,
НАСИЛЬНИКАМ, ГРАБИТЕЛЯМ,
МУЧИТЕЛЯМ людей.
Всё! Тут всё будит во мне древние инстинкты, над которыми я не властен! И передо мной уже не люди, а изверги. Они достойны смерти. Образ врага расчеловечен. Я тянусь к винтовке! Вы тоже уже бежите умирать. И, я надеюсь, с великим удовольствием и чистой совестью. Так легче.
Вы уже пересмотрели взгляд на философов и поэтов? Я тоже. Итак, как это работает:
Философы/мыслители - придумывают, поэты - заставляют Вас поверить, Вы - делаете.
Итак, запомните: кто-то решает «куда идти». Я придумываю «зачем». Вы - идёте.
Хотите вы этого или нет, вы побежите умирать туда, куда я вас призову.
Это называется - программирование сознания.
В конечном итоге работает это так:
Поэтические метафоры - лозунги - правило - факт.
Задумайтесь над фразами: «2 беды: дураки и дороги», «русскому хорошо, немцу смерть», «коня на скаку, в горящ избу..» Разве мы не начинаем действовать в соответствии с этими афоризмами?
Но это же просто строки из стихов!
Мы и сами сформированы этим огромным пластом культуры, отождествляем себя с ними и становимся ими.
МЫ СТАНОВИМСЯ ТЕМ, ЧТО СОЗДАЁТ НАША КУЛЬТУРА.
А поэт - просто самый цепкий вирус этого огромного процесса.
Поэт - это то, что модно.
То, что идёт против волны.
То, что не сломаешь обычной силой.
В том и сила поэта, что его не сокрушить. Что не делай, его слово сильнее.
Он изгой, но желанный изгой.
Где поэт, там всегда и женщина.
Поэт - это жрец современности.
Поэзия, ребята, это когда словами выражается то, что словами выразить невозможно.
Когда сказанные слова становятся больше, чем просто слова. Сила поэта - в слове. В Сильном слове. Зажечь. И в оставшийся пепел бросить зерно нового мира.
Такие дела.