Про что гулять?

Mar 25, 2014 13:24

Оригинал взят у nashwing в Про что гулять?
Еще одна сборка на память. По материалам интернета, выборка исключительно для себя (для заинтересованных проставлю источники). Видимо, буду периодически такое публиковать...
А вот кто знает ресурсы какие-нибудь, где можно почитать всякие почемучки детские, чтобы потом об этом разговаривать? И вообще, вы о чем гуляете обычно?


На детской площадке. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с малышом, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он "склеивается" водой. Слыша в маминой речи слова: песок - песочек - песочница - песочный, - ребенок постепенно знакомится со словообразовательными секретами языка

Еще песочек может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие - булыжники и каменюги; поменьше - щебенка, галька. Вообще камушки - любимые детские игрушки (после палочек, конечно) - просто, настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями (точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками). И милые мамы, это совершенно не страшно, если ваше чадо сочтет осколок кирпича чем-то вроде самородка - извлекайте из этого пользу: разглядывайте и обсуждайте!

Использование разнообразных по звучанию слов симулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камУШКи и каменЮГи) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий, а для самой мамы может стать забавной игрой.

У малыша постарше, конечно, забавы в песочнице несколько иные: построить дорогу для машинки, оформить садик, "посадив" в него цветочки, росшие на соседнем газоне… Старайтесь говорить с малышом о том, что он делает, обсуждайте сюжет его игры, спрашивайте или подсказывайте о материалах, используемых им работе. Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.

Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются: "Смотри, какой большой листИК у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листоЧЕК, поменьше - он совсем желтЕНЬКий, а вырос он на этом дереве - березе".

Мамин рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому мама должна стараться строить несложные, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее, "слышнее") постигать звуки родной речи, особенности ее звучания. Ученые, занимающиеся вопросами лингвистики детской речи, а также речи взрослых, обращенной к детям, заметили, что именно мамы чаще повторяют те или иные слова, общаясь с крохой. Тем самым они как бы подсознательно стараются привлечь внимание ребенка к тому, как звучит слово, формируют его звуковой образ в памяти ребенка.

Довольно широкие возможности для обогащения малышкового словаря дает знакомство с птичками. Берем с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье - его ребенок тоже может "поклевать") и предлагаем крохе новую игру - кормить птичек. Такая игра может стать постоянным занятием на прогулке, особенно зимой, когда птицам дополнительная подкормка явно не помешает.

Сначала ваш кроха познакомится с различными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это голуби, воробьи, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Итак, птицы попадаются веселые - воробьи, например, и задумчивые - вороны, конечно. В голубиной стае вы всегда найдете самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так, день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями. Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомом голубе, воробьишке или вороне. Весной очень интересно наблюдать за тем, как вороны строят гнезда, а летом занятные сценки можно подсмотреть во время первого вылета птенцов. И пусть многое малышу пока непонятно: рассказывайте ему обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь (может, и книжки специальные стоит почитать) - скоро ваш юннат станет задавать вопросы.

Наши ласковые и строптивые, милые и обаятельные, серьезные и свирепые, независимые и преданные песики, собачки, зверюги, коты, котяры, киски и котятки. Ими можно просто любоваться, разглядывая их окраску (полоски и пятнышки, белоснежность или черномордность), стать (смешную походку и обворожительную грацию прыжка), выраженье морды (умное или ироничное, презрительное или доверчивое), можно удивляться и умиляться их повадками, можно вести с ними разговор - ведь они все понимают. Ребенок постарше может с удовольствием обсуждать с вами различия собачьих пород, вместе вы можете придумывать историю песика или киски, разыгрывать шуточные "диалоги" с полюбившимся четвероногим.   отсюда: http://www.ourbaby.ru/article/Gulyat-i-govorit-Kak-razvivat-rech-malysha-vo-vremya-progulki/
Крепости, усадьбы, дома-музеи

Замечательны для восприятия ребенка-дошкольника маленькие дома-музеи (или усадьбы-музеи, например московские Кусково и Останкино), в которых ребенок может представить, как жили в них люди, внимательно рассмотреть стоящие на своих местах (как в жизни) вещи.

Но и в таких музеях важно не ходить по ним долго, а найти и рассмотреть только то, что представляет интерес для ребенка. Часто лучше не рассматривать все витрины с экспонатами, а обратить большее внимание на устройство дома: сколько этажей, какие в доме стены и окна, есть ли сени и зачем они нужны в доме, как отапливался дом, есть ли батареи или печка (как печка устроена и как украшена, есть ли расписные изразцы, а если есть, то что на них изображено), есть ли в таком доме лифт или на второй этаж надо подниматься по скрипучим ступенькам.

Интересно рассмотреть старинную мебель: найти те предметы, которые сейчас не встретишь в наших квартирах (например, бюро или секретер), и вспомнить, какую современную мебель нельзя увидеть в таком старинном доме (например, "стенку" или диван-кровать). Можно обратить внимание на то, чем писали люди, жившие в этом доме: гусиное перо, перьевая ручка и чернильница вместо привычной нам шариковой или гелевой ручки. Лучше, если заранее, перед посещением музея выбрать и обсудить с ребенком, что можно будет увидеть в музее, а во время экскурсии найти, внимательно рассмотреть и обсудить. И сама экскурсия становится в этом случае для ребенка не просто экскурсией в музей, а походом в гости в дом к человеку, который, например, написал сказку о рыбаке и рыбке или придумал Снегурочку.
Город как музей

Познакомиться с тем, как жили люди в другие времена, можно и не заходя в музей. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печках, батареях, телевизорах и громоотводах, о том, зачем нужны "тарелки и палочки" на крыше, что находится на крыше сейчас (телевизионные антенны, громоотводы), можно ли увидеть дым, идущий из трубы в современном доме, как греет печка, а как батарея, смотрели ли в этом доме раньше телевизор, а если его не было, то что делали вечером. После такого разговора было бы интересно "прожить" один вечер без телевизора в своем доме, поиграть в те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки, вспомнить, например, правила игры в бирюльки.

Детали. Очень интересно рассматривать, как украшены дома: изображения грифонов - невиданных чудовищ с туловищем льва и головой орла, которые, согласно легенде, охраняли золото в северной стране гипербореев - и переплетенные буквы в вензелях владельцев на маленьких особняках позапрошлого века. "Вензель" значит узелок, и в такой узелок обычно "заплетали" первые буквы имени и фамилии человека. И для тех детей, кто уже знает буквы, задание придумать свой собственный вензель, оказывается совсем не сложным. После такого задания удивление ребенка вызывают украшенные вензелями чугунные ворота и ограды домов и парков - как удалось мастерам заплести в такой вензель тяжелый и прочный металл?

Большие (по сравнению с маленькими особняками) доходные дома знамениты совсем другими украшениями. Необычные яркие (а не одноцветные) цветы на фасадах, фигуры рыцарей очень легко пробуждают фантазию ребенка, "предлагая" придумать и украсить фасад своего дома (как тогда такой дом мог бы называться - "Дом с рыцарем", "Дом с маками" или просто разноцветный дом?).

Предметы. Ребенку старшего дошкольного возраста интересно узнавать историю отдельных предметов, например, "историю лестницы, крыльца и ступенек". Какой разной формы бывает крыльцо, как входили и по каким лестницам поднимались в старинные палаты, как устроены лестницы внутри дома, что такое винтовая лестница, как лестницы украшали (цветами, светильниками, зеркалами, картинами).

Новостройки. Но что делать, если добираться в центр города с ребенком-дошкольником долго и утомительно? Ведь место, куда мы можем отправиться, должно быть совершенно исключительным, чтобы привлечь внимание и удержать интерес такого маленького (с точки зрения знакомства с культурно-историческими ценностями) человека.

На самом деле все обстоит совершенно иначе. В этом возрасте детей интересуют самые простые вещи. Районы-новостройки, которые с нашей, взрослой, точки зрения не представляют ничего интересного и не могут похвастаться никакими культурно-историческими памятниками, с точки зрения ребенка этого возраста перенасыщены самыми увлекательными вещами. Задача взрослого заключается лишь в том, чтобы открыть их для ребенка. Громадная яма, вырытая ремонтными службами для замены коммуникаций, обходить которую так сложно - это прекрасный повод поговорить с ребенком на очень увлекательную тему - "Как живет современный город". Без этих труб, проложенных под землей, вся жизнь города могла бы остановиться. Мы открываем кран в ванной или на кухне и оттуда течет холодная или горячая вода, которая пришла в наш дом по водопроводным трубам. Вода из рек, озер или созданных людьми водохранилищ поступает на специальные станции, где ее очищают, и только потом она течет по трубам в наши дома. Вода в кране кажется нам привычным и естественным явлением, но ведь водопровод появился в городах не так уж и давно. По трубам в современные квартиры приходит газ, по кабелям - электричество. И все они обычно скрыты под землей, поэтому мы можем только поблагодарить за длительный ремонт тех, кто дает нам возможность поговорить об этих интересных вещах с детьми. Роль таких "экскурсий" в познавательном развитии ребенка часто оказывается гораздо значительнее, чем участие в "солидных" мероприятиях с экскурсоводом.

В то же время даже обычное и часто столь утомительное и для ребенка и для взрослых "путешествие" в магазин может превратиться в действительно увлекательное путешествие. Ведь устает ребенок в этом возрасте не столько от длительности, сколько от монотонности, однообразия происходящего. И про магазины, и про то, что встречается нам на пути туда, можно узнавать, оказывается, интересные и полезные для развития ребенка вещи. Разговаривая про "ярмарки, лавки, магазины и супермаркеты", можно обсудить не только то, в какой магазин или на какой рынок мы хотели бы отправиться, но узнать:
  • какой магазин "говорит о себе", что он никакой не магазин, а громадный рынок (супермаркет), а какой бывает только раз в году (можно ли ходить на ярмарку каждую неделю, если слово ярмарка состоит из двух слов: яр - что значит "год", и "махт"- рынок);
  • какие интересные магазины были раньше - что за колониальные товары продавали в колониальных лавках; что такое "бакалея" (раньше в бакалейных лавках продавали прежде всего орехи и сухофрукты - изюм, финики, инжир и т.д. , считается, что слово "бакалея" произошло от слова "бакл", что значит "травы, овощи, зелень", но кто-то считает, что от слова "бакалис" - мелкая ягода, или даже "бак-ала" - "гляди и бери, т.е. товар на лицо, бери любое" - было бы интересно придумать, какому из современных магазинов больше подходит название "бакалея" - магазин "гляди и бери"?).
  • кто такие лотошники, коробейники, сбитенщики; что сейчас продают люди на улицах; что покупали их родители, когда были маленькими (какое мороженое любили, какую газировку из автоматов пили, какие леденцы, шоколадки и пряники им нравились).

отсюда: http://www.7ya.ru/article/progulka-po-gorodu-s-rebenkom-4-7-let/

Загадки:




Previous post Next post
Up