«Надо поторопиться, у нас мало времени», - сказал Габор, и мы поспешили за ним. Секьюрити открыл нам дверь, я увидела впереди в сумерках зала огни сцены и расстроилась. Я не рассчитывала на backstage в буквальном смысле, тут мало света, выносной вспышки на Никоне у меня нет, встроенная слаба, мыльница не годится, вряд ли что путное получится на фото. Габор приказал подождать пару минут и растворился. Вернулся вместе с Кобором. Янош, увидев нас, широко улыбнулся так, будто узнал «этих русских», хотя я в это слабо верю. За Яношем подошел Лаци. Мы как раз доставали подарки - коробки с русским пористым шоколадом для всей группы и диски с журналами. Габор забрал у меня Никон и, пока мы беседовали с музыкантами Omega, сделал несколько снимков, за что ему огромнейшее спасибо
На все про все у нас было буквально пять-десять минут, через час начинался концерт, а у группы еще были запланированы встречи с поклонниками из других стран. Мы подарили группе русский журнал In Rock № 46 с интервью Яноша Кобора сайту headbanger.ru и найденные в сети сокровища: созданный неизвестными умельцами DVD-audio Omega-8 “Csillagok útán” со звуком 5.1, концертную запись Omega 1975 г. в Германии (очень приличного, кстати, качества) и сделанный нашим другом из Германии Андре вычищенный рип с LP “Élő OMEGA”. Альбом был выпущен в 1972 г. на виниле, а в 1992 г. переиздан на CD. CD-переиздание почему-то содержало моноверсию с добавленными эхо-эффектами и неважным звуком. Именно из-за этого переиздания на CD мы повсеместно в интернете читаем, что альбом записан плохо, но на самом деле плохо записан попавший на этот CD микс. На виниле, как выяснилось, было полноценное стереозвучание. Надеемся, что подарки оказались удачными, во всяком случае, Лаци, заглянув в пакет с шоколадом, очень обрадовался русским сладостям, а Янош интересуется вопросами записи звука, ну так пусть слушает многоканальную Omega-8.
Янош Кобор, я и
veluroff с мешком подарков.
Все те же, плюс слева - Лаци, справа - Дьюла
Жаль, не видно, чему так Янош радуется:)
На подпись мы приготовили сладкое: редчайший виниловый сингл “Perlen Im Haar” (45 rpm), изданный немецкой фирмой Bellaphon в 1973 году. Примечателен диск тем, что на нем кроме немецкой версии «Девушки с жемчужными волосами» есть и ее инструментальный вариант. Когда раритет показался из сумки, Лаци вгляделся, что там такое, и в удивлении схватился за голову. На вопрос, чья была идея сделать инструментальную версию, Янош ответил, что его и Лаци, «двух самых старых» в группе.
Пока мы вручали диски, общительный Дьюла успел договориться с Лаци, что хорошо бы отметить и 75-летие «Омеги». «Ага, отлично! - сказал Янош, - А зрители приедут на инвалидных колясках!» Да! Я согласна на коляску! Лишь бы все продолжалось.
Янош рассказал, что из европейских стран они не были только в России и Албании. Что несколько лет назад пытались организовать концерт в Москве под эгидой тогдашнего мэра Лужкова, на что мой муж не удержался и ответил, что там на разогреве планировалось выступление группы «Пилигрим», исполняющей ужасные псевдопатриотические песни и недостойной делить сцену с Omega.
Когда-то у мужа был разговор с Михаилом Ланиным (МАЛС Рекордс) о том, что Omega, пожалуй, одна из немногих групп из Восточной Европы, способных собрать у нас приличный зал, просто никому из концертных организаторов в голову не приходит ее пригласить. Но тут важна хорошая и, главное, заблаговременная реклама, чтобы любители из других городов смогли решить вопросы с отпусками или отгулами, проживанием и билетами, ведь приедут со всей России и ближнего Зарубежья.
Ну вот, подарки розданы, автографы написаны, фотографии сделаны, нужные слова сказаны (жаль, что их количество пришлось сильно урезать в силу ограниченности времени). Габор показывает на часы: пора! Что ж, пожали всем руки, распрощались и пошли назад к народу.
***
Это была самая неожиданная часть нашего путешествия, самая потрясающая. Мы-то просто собирались слетать на концерт, подговорили нашего приятеля Дьюлу, чтобы он купил билеты, составил нам компанию и заодно уж довез в Веспрем и обратно. Ничего такого в мыслях не было, куда уж больше - и так два концерта видели «живьем», оба раза лично беседовали, в то время как некоторые поклонники ни разу и на концерте-то не были (хотя телодвижения все те же - виза, билеты, проезд и проживание). Но, видимо, что-то там наверху уже сдвинулось.
Случилось так, что пришлось рассказать
Аттиле Эгерхази (Djabe) о том, что мы едем в Веспрем на «Омегу». Мы не хотели никого собою напрягать кроме Дьюлы, но так уж вышло, и обогнуть этот вопрос не получалось. Аттила, человек, тонко чувствующий и понимающий что к чему, смекнул, что это событие для нас крайне важно, недолго думая позвонил своему приятелю Габору, работающему в команде Omega, и договорился об организации нашей встречи, о чем сообщил нам в письме. Сказать правду, это сообщение нас прибило своей невероятностью. Пригвоздило. Вот так просто, берет человек и делает кого-то сумасшедше счастливым, а что ему от этого? Зачем ему это? Можно ведь было не додуматься и не напрягаться, никто не был бы в претензии совершенно. Но Аттила - человек отдающий, человечище, это было ясно уже в первую нашу встречу в Москве, а описанное событие и наша встреча у него в студии в Будапеште окончательно нас добили.
Места были хорошие, второй ряд бокового сектора, смотреть нормально, но фотографировать низковато. Подруга Дьюлы, Лиза, решила присоединиться к нам попозже, поэтому смогла купить билет только на ряд выше, зато прямо над нами. Я сидела и думала мысль, как было бы хорошо, чтобы переместиться на этот третий ряд, вдруг там случайно будет свободное место… И Лиза великодушно предлагает поменяться со мной местами! Не всякий человек догадается, что кому-то неудобно фотографировать, что это важно, и уж тем более не предложит пересесть, если новое место чем-то хуже, ой, не всякий...
Концерт
Начало задержали совсем чуть-чуть, минут на двадцать, вовремя начинать рок-концерты не комильфо, я считаю. Программа непростая, с симфоническим оркестром, некоторые вещи исполнялись совместно (композиции из программы Omega Rhapsody), что-то было полностью исполнено оркестром (Omega Symphony), а что-то без его участия. Очень хорошо, что оркестр в совместных вещах не был ведущим, да и в сольных бодр и не зануден, так что я не была расстроена его присутствием. Обычно же симфоническое исполнение рóковых вещей меня вгоняет в тоску.
Приятно удивило то, что Кобор активно общался с залом - сколько мы видели видеозаписей, да и на тех двух концертах в Варшаве и Лейпциге - везде несколько слов произносил Тамаш, но это нельзя было назвать общением. Тут же как прорвало: какие-то шутки, подколки, довольно пространные вступления или послесловия к песням. Кобор и без речей отличный фронтмен - не подумаешь, что этот высокий статный мужчина со спортивной фигурой, легко и быстро двигающийся по сцене, годится мне в отцы… Вблизи, конечно, возраст виден, но стоит отойти на несколько метров - как не было стольких лет. При этом забавно было узнать, что при создании группы в 1962 году Кобор хотел играть на гитаре, друзья тянули жребий, кто чем будет заниматься в группе, ему выпал вокал…
В сентябре 2012 года группа праздновала свое 50-летие. Только подумайте! 50 лет, из которых 40 в неизменном составе! Никто ни с кем не разругался, сольные проекты все делали не покидая группу, вместе пережили трудные для рока восьмидесятые и многолетнее молчание, огонь, воду и медные трубы. Привет «Битлз» и «Роллинг Стоунз»! Мы всю весну и лето караулили информацию о концерте в Будапеште, чтобы заказать билеты и планировать поездку, но на сайте ее все не было и не было… Юбилейный концерт состоялся 6 октября на спортивной арене Papp László, как раз в тот день, когда никто из нас совсем не мог уехать из Москвы даже на сутки, это было досаднее некуда. Однако сет-лист в Веспреме оказался точно такой же! С единственной разницей, что сверху не сыпались конфетти, но уж это вполне можно пережить. Зато было барабанное соло, отсутствующее в сет-листе будапештского концерта (или просто в него не вписанное).
Концерт открыл симфонический оркестр со связкой Nyitány - Nyári éjek asszonya - Kemény játék. Обработка песен оказалась удачная, не было ничего, что я не люблю в симфонических оркестрах, и осталось все, за что я люблю эту музыку. Затем - нечасто исполняемая на концертах Babylon, очень хорошо, что в последнее время про нее вспомнили и стали включать в программу. Конечно, в будущем должен выйти DVD с юбилейным концертом, но мне очень хотелось хоть что-нибудь снять на память, и я кроме фотографий сняла несколько роликов на мыльницу. Качество не ахти какое, особенно по звуку, но зато можно прямо сейчас увидеть, как оно было.
Click to view
В целом, программа была составлена как из предсказуемых обязательных вещей, так и из вытащенных на свет божий полузабытых, таких как, например, Hallgatag szív с Omega XII 1986 г. Я всегда считала, что там нечего слушать, кроме Fekete pillangó, а вот и нате. Из разочарований - снова не было одной из самых красивых и мощных вещей Varázslatos, fehér kõ. Видимо, ее стало слишком тяжело исполнять, голос все-таки уже не тот, а она сложная для вокала.
Очень хорошо звучат живьем такие контрастные вещи, как Éjféli concert, Napot hoztam, csillagot, Őrültek órája, Mozgó világ, Metamorfózis II, A kereszt-út vége, Finálé. Объем огромного зала раскрывает всю красоту и глубину звука, чего нельзя достичь при прослушивании компакт-диска в домашних условиях. На Éjféli concert на сцене появилась колоритная девушка-басистка Katy Zee (сессионщик и басист группы The Tax). Ее первые следы в истории группы Omega были найдены на сольнике Тамаша Михая (Mihály Tamás) «Last Minute» 2011 г. под фамилией Szöllőssy (Сёлёшши).
На «бис» выдали четыре песни: Léna, Petróleumlámpa, Gyöngyhajú lány и Régi csibészek. Присутствие «Лены» в обычной заключительной тройке меня удивило - как правило, ее исполняли где-то посередине, но мы потом посмотрели информацию о других концертах, везде она поставлена на «бис».
Я горевала, что зал закрытый, и не будет фейерверков, потрясших меня на записи концерта 1999 года. Венгры - крупные специалисты по фейерверкам, очень это дело любят. Но без огонька не обошлось - на некоторых песнях его дали от души! Пыхало так, что жар долетал даже до нас. Что же тогда чувствовали люди, стоящие ближе к сцене?
Click to view
В самом конце на сцену была вынесена бутылка шампанского и стопка пластиковых стаканчиков. Лаци и Молнар не покладая рук разливали и угощали счастливчиков в первых рядах партера. Последней порцией Элефант размашисто «окропил» фэнов подальше, чтобы уж и там порадовались.
Мы не были единственными русскими на концерте: после него встретили в фойе русскую пару, которая проехала на машине 2000 км, чтобы попасть в Веспрем. Представьте себе: зимой в мороз по российским дорогам до Европы… Да что нам морозы! Мы бы и «Пилигрим» вытерпели…
Сет-лист:
1. Nyitány (симф.)
2. Nyári éjek asszonya (симф.)
3. Kemény játék (симф.)
4. Babylon
5. Az arc
6. Addig élj
7. Ezüst eső
8. Dobszoló (барабанное соло)
9. Hallgatag szív
10. Fekete pillangó (симф.)
11. Nem tudom a neved (симф.)
12. Életfogytig rock and roll
13. Ballada a fegyverkovács fiáról
14. Kötéltánc
15. Hajnali óceán
16. A nagy folyó
17. Éjféli koncert - Katy Zee
18. Napot hoztam, csillagot
19. Ha én szél lehetnék
20. Naplemente
21. Start (симф.)
22. Gammapolis 1 (симф.)
23. Égi vándor (симф.)
24. Őrültek órája
25. Mozgó világ
26. Metamorfózis II
27. A kereszt-út vége
28. Finálé (1995)
Бис:
29. Léna
30. Petróleumlámpa
31. Gyöngyhajú lány
32. Régi csibészek
Еще фотографии:
Для исполнения "Лены" Лаци нарядился в русскую офицерскую фуражку.
Поклоны:
Эта же статья на сайте журнала In Rock
http://www.inrock.ru/live_reports/omega_2012 Еще больше фотографий (47) в альбоме Пикаса
OMEGA at Veszprem Arena 29 dec. 2012