Если говорят "мы живем / жили в Черемушках", то стоит добавить ясность и уточнить, имеется ли ввиду административный район или историческое место. Дело в том, что исторически Черемушки примерно в три раза больше современного микрорайона с таким названием. На этой карте исторические Черемушки обозначены голубой линией (область, ограниченная Малым железнодорожным кольцом на севере, Ленинским проспектом на западе, Севастопольским проспектом на востоке и улицей Обручева на юге), административные - розовой. Конечно, такое историческое отделение примерное.
Кстати, та самая 3-я улица Строителей действительно существовала, но сейчас она называется ул. Марии Ульяновой (на этой схеме - параллельно улице Крупской, и ее не видно). А знаменитая "типовая" новостройка, которая фигурирует в фильме, имеет другой адрес: пр-т Вернадского, 125, там сейчас висит мемориальная табличка.
История села Черемушки идет аж с XVI века; в 1783 году его очередным владельцем становится внук Александра Меньшикова, и в руках хозяйственного рода Меньшиковых барская усадьба в селе становится настоящим памятником архитектуры, растет, расширяется и богатеет. Деревня Черемушки существует до 1950-х гг., а в 1956 здесь начинается экспериментальная застройка первыми "хрущевскими" пятиэтажками. Усадьба и некоторые постройки сохранились до сих пор.
На этой фотографии 1956 года видно именно то место, что через год станет первыми кварталами пятиэтажек, и куда въедут мои бабушка и дедушка. Улица Дм. Ульянова видна слева, она уходит в левый верхний угол по направлению к МГУ. Справа у линии горизонта - село Троицкое-Черемушки, ныне ул. Винокурова.
Дедушка и бабушка родились еще до революции в Тульской губернии и в 1930-х приехали в Москву на заработки. Приезжих селили в бараках - одноэтажных деревянных домах на несколько семей. И переселение в новые дома, слом бараков для них означало только радость. Моя мама родилась в мае 1945, формально уже в Москве. (Чтобы снять вопросы, почему дед не воевал в 1944, отвечу, что он был ранен на войне в ногу и был демобилизован как инвалид.)
В 1957 году получили 3-комнатную квартиру (кухня 5 кв.м., санузел с сидячей ванной 1.5, проходная комната 18, две комнаты 7+9), семья состояла из 9 человек - бабушка, дедушка, два сына, три дочери и два зятя... Не представляю, как они все размещались, но все были счастливы новой квартире! Примечательно, что полы были деревянные паркетные, на кухне - линолеум. Имелось два встроенных шкафа. Двери шкафов и межкомнатные двери - деревянные тоже, не ДСП.
Но была и другая сторона медали - коренные жители села Черемушки. Для них это была трагедия - ломали дома, в которых жили их предки, вырубали вековые деревья и сады, забирали скот и птицу.
Фото 1958 года. Слева за кадром - наши кварталы. Слева направо пройдет дорога, по которой я спустя ровно 20 лет пойду в школу.
Первая пятиэтажка. Говорят, ее сносить не будут, оставят, как памятник эпохи. Похвально. Непонятно, что с жильцами - так и будут мучиться или как?
Улица Гримау названа в честь испанского коммуниста Хулиана Гримау Гарсия.
Интересная статья о первых "хрущёвках" на сайте "Прогулки по Москве". Рекомендую и статью, и сайт. Даже есть отрывок из оперетты Шостаковича "Москва - Черемушки".
Вот и родное гнездо:
Окна на втором этаже, моя 7-метровая келья - слева.
Конечно, надо было снимать весной или осенью, когда зелень не закрывает дома. Но ведь пока гром не грянет...
У нас был очень хороший уютный двор. Единственное место на исторической родине, видеть упадок и исчезновение которого мне до слез жалко. Росло много зелени, кусты хорошие по всему периметру двора, в них отлично прятались или устраивали "домики".
Эта дорожка из плитки и турник - единственное, что осталось из моего детства. Все, больше ничего нет, даже кусты не выжили. Турник всегда был зеленый. Сейчас мне и прыгать не надо, достаю просто подняв руку, настолько поднялся уровень покрытия - ведь утоптанную землю, по которой мы бегали босиком, потом засыпали то гравием, то еще чем-то. Здесь тоже были кусты.
Тут под сенью дерев собирались мужики, пили пиво, водку, портвейн, играли в домино, стояли две лавочки и стол. Если муж долго не шел домой, его искали здесь. Обычно находили. Мужики были не буйные, детям ничто не угрожало. Все уже вытоптано.
Но заливные луга все еще остались. Недолго им...
Здесь росли любимые кусты сирени. Густые и очень удобные - внутри было пространство, т.е. в них можно было буквально зайти. Тут был "домик", играли в больницу или разбойников, а в дочки-матери как-то не популярно было. Я же вообще не любила дочки-матери как жанр, просто не понимала, в чем прикол и интерес, так что отсутствие материнского инстинкта у меня с детства. Куда лучше в магазин играть или в пиратов-разбойников.
Фото внизу. Я стою на месте качелей. 4 посадочных места, одни - вообще на подшипниках!! Это значит, что на них была очередь. Ход у них был плавный, но если сильно раскачаться, подшипник мог вылететь из гнезда, и получалось очень неприятно попе:) С них прыгали, кто дальше. Взрослые сильно на это ругались и запрещали. Сейчас нормальных качелей нет. В стороне поставили одни, дурацкие для малышни, на них и раскачаться нельзя толком.
Слева - какая-то хрень из труб, никто не понимал зачем это поставили и что с этим делать. Появилась в начале 1980-х.
Напротив по курсу - была большая беседка (как на фото справа - из другого двора), я ее помню примерно лет до 5 урывками, потом ее сломали, и какое-то время не было ничего. После выхода фильма "Приключения Буратино" (1975) сюда поставили жуткое цементное изваяние с Мальвиной, Пьеро и Буратино, сидящими на Артемоне, Артемон стоял на бедной Тортилле. Изваяние было страшное и дурацкое, его возненавидели все и быстро оторвали ему всё, что можно. Вместо рук торчала арматура, ее перегрызть не удавалось. Фото этого безобразия сохранилось в домашнем архиве, но он у мамы. Такая же статуя Маши и Медведя, установленная в другом углу двора, прожила дольше.
Перед беседкой часто привозили и вываливали много песка, и мы в нем вымазывались до свинства. Гора влажного песка была больше нашего роста, представьте, какая детям радость (и расстройство мамашам). Рыли ходы и пещеры.
Бывший каток. В детстве, помню, снега наваливало мне по шею. Домой приходили все в сосульках:) Обычно тут заливали каток, а летом играли в бадминтон или мяч. Потом какие-то умные головы засыпали место гравием, бегать стало неудобно, недавно поставили сюда горки, и каток заливать уже негде. Горки делали сами - из снега, они были самые лучшие, удобнее, шире, чем эти металлические, о них всю попу отобьешь. На ледяную горку даже залезть - уже достойное приключение, а по лестнице любой дурак заберется.
Весь двор.
В следующей записи пойдем из двора на улицу, по окрестностям и в школу.