Где работают волшебники

Aug 04, 2011 16:04

Святая святых Царского Села - реставрационные мастерские. Были с подругой. Сопровождала нас наша дворцовая Фея, а рассказывала и показывала - реставрационная Фея. Не поверила своим ушам, когда сказали: "А что же вы не фотографируете? Ведь этого нигде больше не увидите!" А я стеснялась спросить.

Столик середины XVIII века, из дворца в Ораниенбауме, сделанный там же по соседству из смальты производства фабрики Михайлы Ломоносова. Тут он на 90% из смальты современной, оригинальная за 250 лет осыпалась - тому виной сила тяжести и рассохшаяся от старости мастика. В начале сентября Ораниенбаум отмечает свое 300-летие, откроется после ремонта Меньшиковский дворец (до него немцы не дошли, он развалился под охраной государства самостоятельно), и столик отправится туда, на родину.



В 1753-1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. 
Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы - всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.
Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.*

2. Вот она, смальта для столика.


3. Сохранившаяся в идеальном состоянии столешница с мозаикой из смальты. Мы не поверили глазам - всем этим ярким краскам 250 лет! Только лежит кверху ногами.


4.


5. Часть огромной карты СССР сталинского времени, реки и моря - из лазурита, суша - яшма и еще что-то. В оригинале на ней рубинами указаны города, рядом с городами - месторождения полезных ископаемых. Месторождения показаны кусочками этих же ископаемых.


Холодная баня была построена для императрицы Екатерины II в 1780-1788 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Нижний этаж павильона был отведен для мытья, верхний предназначался для отдыха. В связи с тем, что две комнаты в бельэтаже были отделаны уральскими яшмами, один из видов которых назывался агатом, павильон в ходе строительства был назван также “Агатовыми комнатами”.

Во время ВОВ здание сильно пострадало, облицовка искусственным мрамором Большого зала и яшмовая облицовка Агатового и Яшмового кабинетов находятся в угрожающем состоянии. Искусственный мрамор отслаивается и грозит обрушением, поверхность его покрыта трещинами. Мастика, на которой укреплены яшмовые пластинки облицовки кабинетов, потеряла связующую способность; трескаясь, она разламывает яшму; облицовка интенсивно осыпается, особенно на фигурных поверхностях. Сейчас там ведутся реставрационные работы. 
Под вскрытым полом обнаружены... глиняные кувшины! По этому вопросу я смогла найти только упоминание о раскопках в таджикском местечке Хишт-Тепа, где под дворцом XI века были обнаружены развалины еще более древнего, а под полом этого древнего дворца найдены большие кувшины - хумы, в которые закладывался горячий древесный уголь для отопления помещения. Быть может, похожий древний опыт был использован и русскими мастерами, быть может, есть другая причина появления кувшинов под полом в Холодной бане. Но мне показалось, что их размер не так велик, как в таджикском дворце, похожи на обычные крынки, но побольше.
Фотографий павильона у меня нет, в этот раз туда не успели вообще, в июне же была пробегом - на минуту, чтобы увидеть кувшины. Да там все равно ремонт.

Есть видеоролик, посмотрите обязательно.
 
Подробно об истории Агатовых комнат здесь:
1 часть, 2 часть, 3 часть.

6. Ребро массивной двери из Агатовых комнат


7. Дверь полностью. Видимо, двигалась на полозках, т.к. совсем неподъемная.


8. Макет убранства. Все украшения - из пластилина. Затем будут отлиты гипсовые формы.


Восьмо чудо света, Янтарная комната,  была создана в 1713 году по указанию Фридриха I, затем в 1716 г. за ненадобностью подарена новым прусским королем Вильгельмом I русскому царю Петру I. В качестве благодарности Петр подарил кубок собственной работы и 55 гренадеров. Однако, при жизни Петра комната так и не была смонтирована. Она была собрана лишь в 1746 году в Зимнем дворце при Елизавете Петровне, а в 1755 перевезена в Большой дворец Царского Села.
Серьезная реставрация намечалась на 1941 год, но началась война. Из-за хрупкости Янтарную комнату было решено не перевозить вглубь страны, а законсервировать на месте. Занявшие город нацисты считали, что созданная прусскими мастерами из прусского же янтаря комната должна вернуться на родину, и вывезли ее в Кёнигсберг, где она была выставлена в музее. Причем, часть украшений была просто сколота солдатами "на память". При отступлении немцев панно снова были разобраны и вывезены в неизвестном направлении. В 1990-е годы начали всплывать отдельные предметы убранства комнаты - их находили у частных коллекционеров и у потомков нацистов.

Янтарная комната восстанавливалась 23 года, впервые была открыта для посетителей в 2001 году. На ее восстановление ушло более 6 тонн янтаря. Лишь небольшая ее часть подлинная - это возвращенные в 2000 году из ФРГ флорентийская мозаика "Обоняние и Осязание" (1787 год, всего было 4 мозаики) и янтарный комод (1711), находившиеся в частном владении. Удивительно, что когда были возвращены подлинные фрагменты, сравнение их с копиями, созданными питерскими реставраторами поразило точной цветопередачей и такой же искусностью работы. В самом зале дворца фотографировать было нельзя, но здесь можно было осмотреть копии в мельчайших подробностях и даже потрогать. Комнату восстанавливали по черно-белым фотографиям, сделанным до консервации. Анализируя тени и плотность тонов подбирали цвета. Работа колоссальная.

Полная история Янтарной комнаты.

9. Довоенное фото фрагмента Янтарной комнаты. Обратите внимание на правый угол рамы.


10. Его пластилиновая копия. Потрясающе.


11. Все это сделано здесь, в янтарной мастерской, гравировка выполнена нашей реставрационной Феей.


12.


13.


14.


15. Будущая янтарная икона. 


16. Как вы думаете, из чего вырезано лицо и кисти рук? Это не янтарь. Это... бивень мамонта.


17. Миллионолетний бивень мамонта... На фото справа видно, что именно из него вырезали руки Святой Галины.


Сказать, что мы были в шоке - ничего не сказать. Мы были в какой-то культурной отключке. Поход в мастерские загрузил нас эмоциями до перегрева процессора. Сидят простые люди с золотыми руками, делают ими невероятные вещи и, скорее всего, получают за это гроши, как и все, кто действительно делает что-то стоящее для государства.
Потом были еще Мейсенский фарфор, новые павильоны, янтарная выставка... Вы это тоже увидите.

музеи, Питер

Previous post Next post
Up