За два дня в Царском Селе из "непрофильного" успела посмотреть только готовящийся к торжественному открытию павильон Эрмитаж, и то на бегу, внутреннее убранство, а вот само здание так быстро проскочили, что забыла его щелкнуть и разглядывала уже на чужих фото в интернете. Сапожник без сапог:) Павильон еще не видел своих первых посетителей, еще не всё расставлено, как положено, но в этом вся прелесть - видеть процесс, который больше никогда не повторится.
Фото павильона отсюда:
www.tzar.ru/museums/palaces/catherine_park/regular/hermitage. Остальные фотографии мои.
Павильон предназначался для развлечений в узком кругу приближенных. (Отсюда название - в переводе с франц. "уединенное место".) Разработка плана павильоном принадлежала М. Г. Земцову, а строительные работы вел С. И. Чевакинский. Начатая весной 1744 года кладка фундаментов к осени того же года была закончена.
Летом 1749 года павильон был отстроен, но в этом же году его фасады были переделаны по проекту Ф.-Б. Растрелли - его идея заключалась в том, чтобы сделать павильон как бы отголоском главного сооружения ансамбля - Екатерининского дворца.
В "уединенном месте" - Эрмитаже - любила бывать Императрица Елизавета, а впоследствии и Екатерина в компании избранных вельмож и иностранных гостей. Там господствовала атмосфера нескончаемых праздников, беззаботного веселья. Для большей занятности вместо обычных лестниц были устроены подъемные канапе - предшественники современных лифтов. Маленькие диванчики, обитые зеленым бархатом и золотым позументом, с помощью специальных устройств доставляли званых гостей наверх.
Зал был полностью изолирован от внешнего мира и недоступен даже для прислуги: "Пять сервированных столов, - вспоминает современник, - неожиданно для присутствующих появлялись из-под пола. Специальные, входившие в их сервировку деревянные нижние тарелки опускались и поднимались по железным трубам, доставляя на стол желаемые кушанья. Для заказа служили грифельные доски и система сигнализации в виде колокольчиков на веревках. Когда обед кончался, столы снова исчезали, парадная столовая превращалась в большой зал и по паркету, набранному из заморских древ, кружились и скользили танцующие".
В отличие от Екатерининского дворца Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его планировка и внутренняя отделка дошли до нашего времени почти без изменений: в первозданном виде сохранились резьба, позолота, паркетные полы, деревянная облицовка. Воссозданы только живописные плафоны и канделябры. Однако, подъемные канапе не сохранились - одно подъемное устройство было заменено в 1812 году каменной винтовой лестницей, а другое уничтожено в 1911 году, и вместо него сделана деревянная лестница. Однако, остатки оригинальной подъемной конструкции все еще хранятся в подвале Эрмитажа.*
*текст полностью отсюда:
al-spbphoto.narod.ru/prig/pushkin-ek_starsad.html
1. Служащие сервируют столы.
2.
3.
4. Старинный наборный паркет.
5. Здесь еще ничего нет, хорошо видны лифтовые подставки под блюда, висящие шнуры, чтобы звонить для смены блюд и контур на паркете - этот квадрат со столом уезжал вниз, а дырка закрывалась.
6.
7.
8. Все это великолепие - муляжи! Но организм отказывался в это поверить и начал требовать того же и побольше...
9. Берем грифель и пишем заказ в центре подставки...
10.
11.
12.
13. Веселый человек Алдис Бричевс. И судя по всему сытый)))
14. И это тоже муляж...
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21. Копия царского сервиза.
22.
23. Зам. директора Царского Села Ираида Ботт рассказывает про сервиз.
24. Обожаю двухцветное стекло! Особенно синее и вишневое.
25.
26. Винтовая лестница.
27. Большой лифт, поднимающий центральный стол.
28. Лифты для боковых столиков.
Прекрасные ссылки по теме:
Петербург и окрестности
al-spbphoto.narod.ru/prig/pushkin-ek_starsad.html,
www.srspb.ru/article.phpСоюз реставраторов в Царском Селе
www.srspb.ru/article.phpОфициальный сайт Царского Села
www.tzar.ru/museums/palaces/catherine_park/regular/hermitage