Как живёт Валя из коммуналки с английским аристократом Дэвидом

Jun 14, 2021 09:12

Статья из журнала «Лилит», далее цитата.

О Вале Гусевой мы писали в первом номере «Лилит» в 1992 году -- как экскурсовод из рижской коммуналки, не зная ни слова по-английски, вышла замуж за английского аристократа Дэвида Джарретта, президента Британской шахматной федерации. Почти 20 лет мы ничего о Вале не слышали, и вдруг новость: Валя в Риге -- как представитель европейской образовательной программы для взрослых Grundtvi. Публикуем ее рассказ.

Кто я? Не знаю...

Три года у меня ушло на то, чтобы выучить английский, и семь - чтобы понять менталитет англичан. Англия - это совершенно другая культура и мышление. Нам британцы кажутся чопорными, холодными, но я бы назвала это воспитанностью. Там тебе не лезут ни в жизнь, ни в душу. Каждый сам за себя и ничего не решает за других.

Помню, как Дэвид решил познакомить меня с родителями. За неделю мы записались к ним на прием, долго выясняя по телефону, когда им будет удобно нас принять. А когда мы пришли и сели обедать, два часа говорили только о погоде. Сижу и думаю: «Тоска зеленая, куда я приехала?» Я не сразу поняла, что в этом тоже выражается тонкий английский юмор. И в то же время англичане ценят нашу русскую душевность.

Вот я когда-то подарила отцу Дэвида шарф, который связала своими руками. Он был очень тронут, а спустя много лет завещал мне свой дом.

Английская жена никогда не напоминает по сто раз мужу, что ему надо сделать, там никто ни на кого не давит. Она может спросить: «А есть ли у тебя желание и возможность, дорогой, сделать для меня то-то и то-то?» Там не принято знакомиться с соседями. Я до сих пор не знаю, кто они. Хотя вообще-то я - человек очень общительный и без людей не могу. Муж смеется: «Я утром никогда не знаю, какой флаг мне сегодня выставлять на обеденный стол». В смысле - из какой страны гости будут у нас за обедом. Я могу познакомиться с людьми на автобусной остановке и тут же пригласить их к себе.

Я так и не знаю, кто я - еще русская или уже англичанка? Думаю, я за эти годы впитала лучшее из многих культур, посетив 67 стран мира. Потеряла всю свою ненужную мишуру, стала мудрее...

Каждую минуту чему-нибудь учиться...

Приехав в Англию, я сразу пошла на языковые курсы. Там познакомилась и подружилась с Аруной из Индии и Флорин из Италии, у них тоже мужья англичане. Не зная хорошо английского, мы чувствовали себя людьми второго сорта и видели, что точно так же себя чувствуют остальные. И тогда мы втроем открыли в Бристоле благотворительный клуб для иностранок, в котором учили женщин что-то делать своими руками: шить, вязать, плести. 250 000 фунтов нам сразу дала мэрия, еще полмиллиона - лотерея Lucky Number, индийские бизнесмены отдали оверлоки, швейные и вязальные машины б/у. Начали мы с 18 учениц, а через два года их уже было 600. Тогда к нам пришел представитель городского колледжа моды и дизайна и предложил: «Давайте мы возьмем ваших учениц под крыло и будем им давать наши дипломы». Теперь это не просто выпускницы женских курсов, а дипломированные специалисты!

Подучив за два года английский, в 1993-м я поступила в Кембридж и через два года стала мастером бизнес-администрирования (МВА).

В 1995 году (а мне уже было 43) я поступила в колледж на компьютерное программирование, окончила двухлетнюю программу за год и получила серебряный кубок как «Лучший студент года», сдав 14 предметов из 15 на отлично. Теперь я умею создавать сайты, но делаю это редко - когда знакомые просят выручить, помочь кому-то, у кого нет денег на крутых профессионалов.

Между Кембриджем и IT-колледжем я еще окончила колледж моды и дизайна City & Guilds. Я убеждена: человек должен учиться каждую минуту своей жизни -- неважно чему. Я обожаю учиться и считаю, что это делать никогда не поздно, даже в сто лет.

В 2001 году я попала в Сингапур уже как преподаватель английского для иностранцев по программе «Учитель мира» и там увидела на выставке картины в объемном изображении, создаваемые из бумаги. Я заболела этим, осталась на три месяца в Сингапуре, чтобы окончить курсы в Art Academy. Теперь картины в формате 3D - мое любимое хобби. Я сделала более 40 работ, и одна из них победила в этом году на выставке в Сан-Франциско, скоро выставка в Афинах. А мастерство это известно еще c XIV века. Им в совершенстве владели Мария - Антуанетта и мадам Помпадур. В наши дни трехмерные открытки популярны во всем мире.

Про мужа

Когда я выходила замуж за Дэвида, я не очень себе представляла, кто он, из-за своего плохого английского. Я видела, что он небедный человек, хотя квартира у него была довольно скромная. Правда, когда он сказал мне: «Валентина, инглиш-леди не летают «Аэрофлотом» -- и купил билет в бизнес-класс за 5000 фунтов, я догадалась, что он состоятельный джентльмен.



И уже спустя время я узнала, что он - биржевой брокер и один из семи совладельцев Бристольской биржи ценных бумаг (а ей более 200 лет), ворочающий 75 миллиардами инвестиционных фунтов, член «Клуба джентльменов», куда пускают только по рекомендации двух старейшин. Кроме того, он возглавлял тогда Шахматную федерацию Великобритании.



В 2000 году, видя, как Дэвид выматывается на службе, я сказала ему: «Или ты выходишь на пенсию, или я от тебя ухожу. Я не хочу в старости остаться одна». И он подал заявление об увольнении, которое положено подавать за полтора года. В 2003 году он продал часть своих акций и стал заниматься благотворительностью, ведет семь организаций.

С 2006 года Дэвид был исполнительным директором Международной шахматной федерации (ФИДЕ), а ведь ему было уже под 70! Он постоянно в разъездах -- то турниры, то чемпионаты. Фактически мы друг друга не видим. У меня нечасто получается сопровождать мужа. Ведь я сейчас генеральный секретарь Федерации черлидинга Греции (мы с 2008 года живем в Афинах, где штаб-квартира ФИДЕ), тоже часто езжу на «свои» соревнования. В ноябре, например, мне предстоит Гонконг, и еще Китай - уже с Дэвидом, где будет мировой чемпионат интеллектуальных игр. Потом Краков, и еще Англия - на месте не сижу! Жизнь - это движение! Когда я в Афинах - занимаюсь вопросами общины русских эмигрантов Греции как ее координатор.

Черлидинг (англ. cheerleading, от cheer - одобрительное, призывное восклицание и lead - вести, управлять) - вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика и акробатика).

Господи, когда же я наконец заживу жизнью серой мышки?

Дэвид иногда говорит мне: «Ну ты можешь уже остановиться, успокоиться и тихонько посидеть дома?» А мой сын Антон ему отвечает: «Это уже будет не моя мама!»

Дэвид по-прежнему смотрит на меня как на икону -- а я все со своими приколами...

Антон и Сара

Когда мы приехали в Англию, Антону было 14. Он сразу полюбил Дэвида, и это было взаимно. У Дэвида нет сыновей, только две взрослые дочери от первого брака. Помню, сидим мы как-то за обедом, и Антон меня тихо спрашивает: «Мам, а можно я буду называть Дэвида папой?» Я говорю: «Спроси у него сам...» «Can I call you Daddy?» -- говорит Антон. И Дэвид заплакал...

Когда Антон окончил школу и надо было выбирать профессию, он сказал: «Хочу быть рабочим. Когда ты богат, всем нужны твои деньги, ты платишь огромные налоги. А я хочу простой жизни». И, получив в училище специальность механика, стал работать чернорабочим в гараже. Но ему не понравился начальник, и Антон стал искать другое место работы. На глаза ему попалось объявление, что требуется инженер в компанию, которая производит тормозные системы для военной техники. Он подал CV -- и, как потом оказалось, это сделали еще 1800 человек. Два года шли собеседования. Он прошел 12 интервью! В итоге их осталось трое: Антон и два англичанина - один с прекрасным университетским образованием, другой - с большим опытом работы в этой сфере. Но взяли Антона!

Решающим пунктом была головоломка, которую ему предложили решить за одну минуту, а он решил ее за 20 секунд. Его теперешний начальник сказал ему: «Мне с самого начала понравилось, что ты вел себя достойно, не слишком пригибаясь перед авторитетами». Теперь у Антона любимая и очень хорошо оплачиваемая работа (есть даже премии за приход в офис вовремя!), свой дом.

Пять лет назад он женился на Саре, девушке на три года младше, с которой встречался еще со школы. Впрочем, регистрировать свои отношения они не торопились. Но как-то раз Сара поехала в Лондон и пошла на выставку «Свадьба мечты». А там лотерея: бросишь купончик -- и можно выиграть «Свадьбу мечты». Купончиков было 85 000, а выиграла Сара! Что ж, пришлось жениться (Антон и не сопротивлялся).

Все торжество было за счет организаторов Dream Wedding: платье и костюм от дизайнеров, стол от лучших поваров, букет от «флориста года», фотографии знаменитых фотографов, лимузин, съемки для ВВС и журнала, медовый месяц на Coco Island в Карибском море и 2000 фунтов каждому на мелкие расходы. Вот такое было у них замечательное приключение!

Живут они дружно, у меня есть внук Reuben, ему полтора года. Сара работает менеджером в страховой компании, имеет степень МВА.

Прошлое

Мальчики никогда меня особенно не любили. Я была «метр пятьдесят с помпоном» и толстушка, но очень веселая. С Гусевым мы поженились, потому что вместе росли и знали друг друга с детства. Он был хорошим мужем - готовил, убирал, стирал, но немножко попивал. Антон родился очень болезненным ребенком (мы жили в радиоактивном городе Челябинск-52, где весь город работал под землей на атомную промышленность, а выброс ядерных отходов в 1954 году дал нам радиацию в разы большую, чем Чернобыль, но тогда об этом ничего не писали), у него были блуждающие органы, и я первые годы его жизни провела с ним в больницах. В это время Гусев нашел себе другую женщину, и я его сразу с миром отпустила. У меня не было желания «спасать семью», мне надо было спасать ребенка. Я всегда отличалась тем, что умела ставить себе одну главную цель и идти к ней. В тот момент была цель «выходить Антона». И я его выходила!

Мы продолжали жить в Челябинске-52. Антон, как и все дети, купался в радиоактивной речке (мы же ничего не знали о радиации), удил рыбу (мы все ее ели). Я работала в горисполкоме и очень хорошо зарабатывала -- тысячи рублей (так нам платили «за вредность»). А потом я вспомнила наказ своей мамы перед смертью: «Валя, пообещай мне, что ты уедешь отсюда -- все равно куда!» -- и уехала в Ригу, где жила тетя. Это был еще СССР. Я разменяла трехкомнатную «сталинку» на две комнаты в рижской коммуналке. Привезла с собой 20 000 рублей, за свои деньги отремонтировала подъезд. Коммуналка была роскошная -- с паркетом и печами в стиле югенд. Работала и бухгалтером, и экскурсоводом. Ну а потом познакомилась с Дэвидом.

***

Что скажете?
Previous post Next post
Up