Питание питанию рознь. Особенно в школах…

Oct 08, 2015 14:00



На фотографии сверху - питание дошкольников. Но не спешите додумывать, ниже я скажу почему оно выглядит именно так и что именно я сфотографировал во время очередной инспекции по образовательным учреждениям.

На этот раз мне пришлось очень сильно постараться, чтобы увидеть не только то, чем кормят детей, но и всю подноготную этого дела. В это раз я был в школе 1114, точнее в образовательном комплексе, в который она входит. Большим откровением после предыдущих проверок школьных столовых для меня стало, что доготовочные столовые (а я был в обоих случаях именно в них) - это скорее исключение, чем правило. В данном учреждении обычная столовая, где еду готовят из сырья. То есть из сырых продуктов и ничего не разогревают - все подается к столу прямо с плиты.

С учетом того, что школьные столовые я уже видел, то попросил показать где и как готовят еду дошкольников и мне не отказали! И сегодня я хочу вам показать то, что сам увидел. Для начала хочу внести ясность и пояснить чем принципиально отличается доготовочная столовая от столовой «полного цикла». В доготовочной столовой только разогревают еду, готовят чай или компот, иногда готовят салаты. В обычной же столовой все по-старинке - чистят картошку, разделывают мясо, варят суп и так далее.

В общем, поехали - пищеблок, он же столовая, но так как это детский сад в составе школы, дети кушают в своих группах. Вот так выглядит окно раздачи.



Если заглянуть в кастрюлю, то мы видим жидкую манку на молоке.



Рядом висит дневное меню, точно такие же висят в каждой группе и холле. Это сделано для удобства персонала и, в первую очередь, родителей.



Давайте посмотрим, что происходит во время завтрака в группах. Столы сервируют так, чтобы детям было не только вкусно, но и красиво.



Вопрос о том, вкусно или нет снимается после этих двух фотографий. Детей не обманешь, а грязную посуду не прячешь. Съедают всё.





Кстати, очень интересно подошли к тому, как правильно измерить вес некторых продуктов. Масло берется в порционных упаковках, что позволяет точно знать, что ребенок получил свою норму.



А вот этому стоит поучиться многим взрослым - во всех группах стоят бутылки с водой, и каждый ребенок пьет столько, сколько хочет чистой воды. Единственное отличие от «взрослой жизни» в том, что после открытия бутылки ее через три часа выливают, даже если она не выпита.



Но вернусь к пищеблоку, чтобы показать в каких условиях готовится еда. Каждое утро привозят свежую еду, иногда с запасом на 1-2 дня. Например, так привозят мясо и птицу. После разгрузки все продукты сортируют, проверяют качество, при необходимости составляют акт о плохом качестве и убирают в холодильник или другие места для хранения.

«Пункт приема», или дебаркадер, с ящиками для первичной приемки разных овощей.



Так сказать кладовка с холодильниками и местами для хранения разных продуктов.



Абсолютно все продукты имеют бирки, подтверждающие их качество







А это уже готовят обед. Почему с утра? Детей много, кастрюли большие, а сам процесс приготовления - это не банальный домашний обед, а готовка с соблюдением всех технологических норм с применением поварского искусства.



Еще один лайф-хак: для каждого вида продуктов своя разделочная доска и нож.





На выходе из пищеблока заметил много ряженки - это второй завтрак. Растущие организмы прямо на спортивной диете.



А теперь вернусь к верхней фотографии, только крупным планом.



Да, это обед. Которым кормили детей не более 2 суток назад. Оказывается, в каждой такой столовой, где готовят еду, существует процедура под названием «бракераж». Ничего страшного она из себя не представляет, просто все приготовленные там блюда откладываются в стерильные баночки и хранятся двое суток (порционные блюда полностью, остальные - не менее, чем 100 гр). Хотя если бы я повесил только эту одну фотографию и написал, что этим кормят детей, то было бы очень много шума и домыслов. Бракераж производится с одной целью - если вдруг с кем-то что-то случится, то эти образцы немедленно передадут в СЭС и другие места для анализов. Хотя иногда бывают и внезапные проверки бракеража со стороны органов, которые контролируют детское питание.





После этого я решил посмотреть, насколько сильно отличается столовая школы от столовой детсада. Отличается только размерами, видами и размерами блюд.











И снова бракеражный холодильник.



После этого я достаточно долго беседовал с ответственной за питание в этой школе и был удивлен тому, как в Москве относятся к питанию в школах и детских садах. В школе 1114 категорически против доготовочного принципа, так как боятся упустить контроль качества. С одной стороны, в самом факте разогрева еды нет ничего плохого - мы все ее разогреваем дома. Но с другой стороны - такая еда готовится за пределами школы и при очень педантичном отношении к школьному питанию можно смело рассуждать, что лично контролировать процесс готовки невозможно. А когда повара готовят прямо в школе или садике, то ответственный за питание всегда может устроить «внезапную проверку». Например, в 1114 школе за последние несколько лет сменилось 5 бригад поваров, каждая из трех человек, так как качество их работы не устраивало руководство. Очень интересно, что в этой школе нет никаких дней открытых дверей в столовой для родителей. Любой родитель в любое время может прийти туда и посмотреть, как готовят еду. Правда для этого ему придется одеть халат, шапочку и маску. Особо мнительных готовы и кормить, и водить на кухню каждый день.

Я не хвалю и не ставлю в пример другим эту школу, просто увиденное и услышанное тут заставило меня задуматься о том, что у всех есть свое отношение к работе. И если где-то всех устраивает доготовочная столовая - это хорошо, если есть своя столовая, работающая на сырье и за которой следит опытный специалист - это еще лучше.

И мне тут подсказали один момент, с которым можно всем родителям инспектировать школы. Достаточно в школьном буфете попросить показать вам пачку одноразовых перчаток, для подачи выпечки… иногда их нет, что является фактом нарушения санитарных норм.

Ну что, проверим в какой школе их нет?


Previous post Next post
Up