Храм Воскресения Словущего в селе Сушки Рязанской области

Sep 01, 2011 20:47

Старинное село Сушки, что в 60 верстах от Рязани, впервые упоминается как починок (починками на Руси когда-то назывались возникающие сельские поселения) в 1568 году в числе вотчин рязанских архиереев. Спустя век в переписной книге за 1678 год там значилось шесть крестьянских да двенадцать бобыльских дворов - всего 42 души. В 1680 году митрополит Рязанский и Муромский Иосиф построил в Сушках Воскресенскую церковь, где отправлял службы во время посещений своей вотчины. Когда же сгорела церковь в близлежащем селе Засечье, Воскресенская была обращена в приходскую. Для церкви была выделена земля в количестве 38 десятин, в неё перенесли уцелевшую утварь, сосуды и иконы из засеченской церкви. Там началась служба для сельчан села Сушки и Засечья.

1789 году  настоятель иерей Феодор Семенов испрашивал разрешение на перенесение церкви в более удобное место: «Воскресенская церковь стоит вполне одна, без жилья, почему она окрадена была неоднократно, паперти около оной обветшали так, что и взойти едва можно, она ж залита водою, а мос¬тов не имеется». Очень интересные ворота
Нам не повезло - храм был закрыт. Проходящий мимо местный житель рассказал, что внутри неплохо сохранились фрески (жаль, что в интернете я не нашли ничего об этих фресках). мы обошли территорию храма, полюбовались на красивую ограду.
Присланный в Сушки для освидетельствования храма иерей Петр писал в Консисторию: «Минувшего августа дня 1789 г. был я в селе Сушках для осмотра церкви Божией, в которой ... оказалось все благополучно, только она, церковь, требует починки внешней и стоит в отдалении в поле ... и во время разлития воды священноцерковнослужителям и приходским людям к той церкви ходить почасту невозможно, сухим путем версты четыре или пять, а моста для хождения в церковь Божию сделать не можно, а потому в церкви Божией совершается божественная служба не почасту и приходских людей бывает мало, ездят в малых суднах, а иногда и оных сыскать невозможно».
Но перенос церкви не состоялся. Видимо, у епархии не было достаточных средств, поэтому было предложено собрать деньги с прихожан и перенести церковь на новое место. Но у прихожан тоже не оказалось нужной суммы, и всё осталось по-прежнему. Тогда решили просто сделать мост через реку и нанять сторожа. Тем всё и закончилось, храм остался на старом месте. Через несколько лет лишь обновили кровлю, в 1829 году исправили иконостас, а в 1831-м отлили новый колокол.
В начале XIX века в Сушках появился Никон Андреевич Щербаков - будущий старец Никон Сушкинский. Какое-то время он жил при храме, потом в деревянной келье, а когда она сгорела, вырыл себе неподалеку пещеру, в которой провел 24 года в посте и молитве. Он носил тяжелые железные вериги с ошейником, а на груди - медный складник, состоявший из литых икон Спасителя.
Помимо суровой отшельнической жизни, Никон собирал деньги на благоукрашение храмов, много сил положил на помощь не только Воскресенской церкви, но способствовал храмостроительству в других селениях. Когда в Ряжске решили построить собор, Никон несколько лет возил туда на тачке кирпич, покрывая расстояние в сорок верст от Сушек до города.
Постепенно молва о трудах, прозорливости и чудесных исцелениях по молитвам старца Никона распространилась по уездам Рязанской губернии. Ему приходилось порой принимать в своей пещере по 30-40 человек в день. И каждый уходил или исцеленным, или утешенным мудрым советом. Еще старец положил основание Сушкинскому женскому монастырю, названному впоследствии Никоновским, после революции превращенного в лечебное учреждение.
В 1846 году прихожане через своего поверенного крестьянина Дмитрия Исидорова испросили дозволения на возведение в Сушках вместо деревянной и обветшавшей новой каменной Воскресенской церкви с Никольским приделом, и 14 мая 1847 года им была выдана храмозданная грамота. В 1851-м достроили придел. Через год деревянную церковь продали в село Красный Холм за 828 рублей; вырученные деньги пошли на строительство каменной. 13 сентября 1859 года церковь, засиявшую золотым куполом, освятили.
В храме устроено два престола: главный - во имя Воскресения Христова и в приделе - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. К церкви была приписана одна часовня в сельце Засечье. В приходе имелась земская школа, которая располагалась селе Засечье. В ней обучалось 50 мальчиков и 30 девочек. В селе Сушки школа находилась в общественном здании, и в ней обучалось 120 мальчиков и 90 девочек.
Для нужд церкви выделили землю - под храм и кладбище 1 десятину, для пахоты 30 десятин, под луга 9 десятин. В приходе числилось 390 дворов. Общее число прихожан состояло из 1298 мужчин и 1405 женщин. Несмотря на то, что в селе с 1863 года существовала школа, грамотных было всего 244 человека. По штату полагался один священник и два псаломщика, затем добавили ещё дьякона.
В селе Сушки народ благоговейно отмечал храмовые праздники. 11 июля в селе Засечье, которое относилось к приходу села Сушки. Ежегодно совершался крестный ход в память страшного градобития, который было в начале XIX в. Крестный ход шел вокруг селения, затем около засеянных полей, а потом шел к храму.
После революции в окрестных храмах началось изъятие церковных ценностей. Вооруженный отряд появился и в Сушках. По рассказам старожилов, настоятеля отца Николая тут же расстреляли, но церковь каким-то чудом не разграбили. Новый настоятель отец Иоанн Богданов прослужил в Сушках тридцать лет, и храм все это время действовал, исключая лишь небольшой промежуток в конце и после Великой Отечественной войны, когда храм стоял наглухо заколоченным. Вреда ему, впрочем, причинено не было.
Во время войны рядом с храмом строили дорогу пленные немцы, по которой сплошным потоком, иногда длиной до 40 км , шли на фронт сибирские полки. Строители этой дороги жили в Кирицкой церкви (в километре от Сушек), внутри которой понаделали многоэтажные нары. Старожилы говорили: «наша дорога выиграла войну».
После войны жители Сушек стали ходатайствовать об открытии храма. В 1947 году храм вновь открылся. И с тех пор идут туда верующие из многих селений Рязанщины - Сушек, Кириц, Засечья, Иваново... (по материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)
Спустились к реке Кирице. На дереве было прибито объявление о том. что водоем зарыблен и рыбалка в нем запрещена.

От реки маленькое кладбище, что вплотную примыкает к храму. выглядело очень уютно.

http://www.mosjour.ru/index.php?id=461

http://www.ryazan-hram.ru/node/113

архитектура, церковь, цветы, Рязанщина, река, лето

Previous post Next post
Up