Музей Изначалья «Сие деньги коломьски» расположен у Пятницких ворот Коломенского кремля, и это - не случайно. Семь веков назад по коломенской земле проходила граница Московской Руси. Именно от этих мест Дмитрий Иванович, впоследствии Донской, шел на Куликово поле, Василий Дмитриевич - на сражение с грозным Тамерланом, Василий Темный - на защиту Окских рубежей. Здесь стоял «со всею силою» против хана Ахмата Иван III, готовился к отражению нашествия Крымского хана Василий III и четырежды шел покорять Казань Иван Грозный. Этот малый отрезок пути у восточных ворот коломенского кремля стал дорогой от Руси к России, местом ее исторического взлета.
Музей расположен в историческом памятнике конца XVIII века. Здесь когда-то проходила древняя дорога на Владимир, которая шла параллельно юго-восточной стене Кремля. До 1921 года улица называлась Владимирской. Заканчивалась улица пристанью на Москве-реке (сейчас там разводной мост), поэтому не случайно с южной стороны улицы находился торг, на его месте в конце XVIII века были построены торговые ряды, стены которых были сложены из кирпича, полученного от разборки кремлевских стен. В здании музея в советское время находилась керосиновая лавка.
Вот так выглядела эта лавка на рисунке Козакова
Все экспонаты музея - из коллекции коломенского краеведа-исследователя Михаила Амосова, который уже больше десяти лет собирает уникальные монеты и по ним изучает историю Коломны. Именно у него и возникла мысль о создании в городе музея коломенской деньги. И, в то же время, парадоксальность музея в том, что демонстрируя нумизматическую коллекцию, он говорит не о деньгах, а об изначалье России в эпоху героической борьбы за свободу и независимость Русской земли и ее освобождения от ордынского ига.
У входа в музей помещена Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного
Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного, XVI в. Остермановский второй том, Библиотека Российской академии наук (БАН)
Миниатюра Лицевого летописного свода запечатлела встречу «во вратех градных» 21 сентября 1380 года великого князя Дмитрия Ивановича, впоследствии Донского, возвращающегося с дружинами в Коломну после Битвы за Доном (Куликовской битвы). На миниатюре виден характерный силуэт Пятницкой башни с арочным проездом на изломе стены коломенского кремля. Минитюарист изобразил современные ему Пятницкие ворота каменно-кирпичного кремля XVI века, сохранившиеся до наших дней. По большому счету он не ошибся. Археологи установили, что Пятницкие ворота были возведены примерно на том же месте, где стояли «врата градные» деревянного кремля XIV столетия времени Куликовской битвы. Так, место у Пяитницких ворот пережило архитектуру. Оно помнит Дмитрия Донского и славную эпоху куликовской битвы. Подпись под миниатюрой Лицевого свода из Сказания о Мамаевом побоище: "Прииде же князь велики на Коломну с Дону месяца сентября в 21 день, на память святаго апостола Кондрата. И встретил его Герасим, епископ коломеньский, во вратех градных со живоносными кресты и со святыми иконами, со всем священным собором".
Музей имеет два уровня: Первый уровень - символическое информационное пространство, раскрывающее на базе подлинных музейных предметов главный символ-образ музея, а также, обращенную лично к человеку, символику ювелирных украшений коломенской земли.
Логотип музея - взлетающая птица - выбран не случайно. Птица символизируется исторический взлет России, как рассказывают в музее. Его прообразом является коломенское пуло, на котором изображена птица влево с распростертыми крыльями, перед клювом - точка.
Птицы иногда изображались на средневековых коломенских монетах, как и на монетах Золотой Орды, которые имели хождение на территории Руси, так же - на монетах удельных княжеств и Московского государства. Еще в седой древности человек наделял птиц поэтическими образами. Степные народы произвели себя от хищных птиц, на родовом знамени Чингисхана был изображен белый кречет. В представлении восточных славян птицы были проводниками в потусторонний мир, связанны с душами предков, плодородием, небесными светилами и музыкальным ладом Вселенной. Предки верили, что птицы летят туда, где живет счастье и находится рай - Ирий. Особое место в славянской мифологии занимали - гусь, лебедь, утка, обитающие сразу в трех сферах: на суше, в воде и воздухе.
Коломенское пуло - первая русская медная монета, отчеканенная в Коломне во второй половине XIV века, предположительно во время княжения Дмитрия Донского. Подражание арабской надписи на реверсе монеты, делает ее похожей на монеты Золотой Орды. . На аверсе монеты - мифическая птица, похожая на гуся. Этот, характерный для коломенской монетной чеканки образ связан с природным ландшафтом Коломны, стоящей на берегах трех рек. Поза коломенской птицы не похожа на другие изображения на монетах того времени. Хвост птицы распушен, крыло приподнято - птица собирается взлететь (символ исторического взлета Коломны). Второе крыло похоже на щит - и опять виден образ - этим щитом на пути Ордынских набегов был город-крепость Коломна, а, точнее - обращенные на восток Пятницкие ворота коломенского кремля (напоминаю - Музей Изначалья находится возле Пятницких ворот).
Лиц. стр. Птица вправо, с распростёртыми крыльями, перед клювом - точка. Вокруг - линейный ободок, за которым видны следы неразборчивой надписи. Обр. стр. Грубое подражание арабской надписи. Вокруг - линейный ободок, за которым - точечный ободок. Вес 2,65 г, медь (Cu) Дата и место находки: весна 2009 г., к югу от Коломны, левобережье р. Оки.
Золотоордынская монета с тамгой (клеймом) Дома Бату. Бату́ (Баты́й) (ок. 1209 - 1255/1256) - монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, правителя улуса, и внук Чингисхана. В 1236-1243 годах Бату возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого были завоёваны западная часть половецкой степи, поволжские и северокавказские народы. На Русь войска под его формальным руководством ходили несколько раз. В битве под Коломной 1 января 1238 г были убиты князь Роман Рязанский и сын Чингисхана Кюльхан, единственный чингизид, погибший в бою.
Бату Средневековый китайский рисунок
Лиц. Ст. В линейной окружности тамга дома Бату. Справа от нее слово «Чекан», слева - «Булгар». Об.ст. - В линейной окружности летящая вправо птица, возможно - хищная, вокруг - звездочки и точки. Датируется монета предположительно концом XIII века. Вес - 1,35 г серебро (Ag). В те времена серебро на Русь завозили из арабских стран и такая серебряная монетка стоила 16 медных.
Золотоордынский пул (медная монетка) хана Узбека
Узбе́к, хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Он упразднил баскачество на Руси, передав право взимать дань вассальным князьям − так русские князья стали сами заниматься отправкой дани в Орду. Караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. В 1331 году Калита получил ярлык на всё княжество. При Калите Коломна была признана его главным неотчуждаемым достоянием и вторым городом после Москвы. При Иване Калите в Коломне был срублен новый мощный кремль, не уступавший своими размерами Московскому.
ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД " В том же году сел царь Азбяк на царство и обасурманился".
Лиц. Ст. Опять птичка - на сей раз - сокол с тремя цветочками перед клювом. Слева от птицы - Чекан Сарая, справа - 726 (год по мусульманскому календарю - 1326г от Р.Х.
Джанибе́к (ум. 1357) хан Золотой Орды (1342−1357). В его правление Золотая Орда достигла своих максимальных размеров.
Джанибек в русской летописи назывался «добрым». В 1347 году произошёл единственный за всё время правления Джанибека набег на Русь - в окрестности города Алексина. В связи с нехваткой серебра Джанибек провел денежную реформу, в результате которой была выпущена огромная масса легкой медной монеты с изображением цветка и двуглавого орла. Во время правления Джанибека на Золотую Орду обрушилась эпидемия чумы, которая распространялась с караванами по Шелковому Пути, идущему через Золотую Орду. В 1353 году чума пришла в Москву, где от болезни даже умер великий князь Симеон Гордый. По смерти Симеона, Джанибек поставил на великое княжение младшего брата Симеона, московского князя Ивана II Ивановича Красного (1326-1359), отца Дмитрия Донского.
Условный портрет Джанибека в Каталанском атласе 1375
Лиц. Ст. Двуглавый орел в «коротких штанишках». Лапы у орла мохнатые, напоминающие штанишки. Хорошо выражены «крючочки» на груди. Глаза окантованы (выражны). Об. Ст. Чекан Сарая Нового. Слева слово»ун». Внизу слово»алты» - данник. Датировка - правление хана Джанибека - 1342-1357. Вес 1,42 г. Медь (Cu).
Золотоордынский пул (медная монета) хана Азиз- Шейха.
Азиз-шейх- хан Золотой Орды с сентября 1365 по 1367 год. Азиз-шейх правил в период напряжённой междоусобной борьбы за власть в Орде, названной в русских летописях «великой замятней».С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов. Одним из главных противников Азаз-шейха был Мамай, который не был Чингизидом и не мог занять ханский трон, но фактически управлял западной частью Орды.В центре конфликта была борьба за влияние на Руси, приносящей большие доходы. Крупную роль в выплате ордынской дани играла Коломна с «волостьми», дававшая более трети всего «выхода» Московского княжества (342 рубля из 1000). В годы правления Азаз-шейха в Коломне состоялась свадьба великого князя Московского Дмитрия Донского с Евдокией Суздальской (1366г). Мамаю удалось организовать заговор против Азиз-Шейха, который был зарезан прямо в постели в 1367 году.
ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД "Князь же Ордынский Булат-Темир, гонимый гневом Божьим, вернулся в Орду с небольшой дружиной и был убит там царем Озизом".
Лиц. Ст. Двуглавый орел в шестиугольнике ( в солярном знаке). Об.ст. Внутри треугольника: Чекан Гюльстана. По кругу прописью - 766 (год по мусульманскому календарю, соответствующий 1364/1365 от Р.Х.) Датируется правлением хана Азиз-шейха 1365-1367. Вес 2,50г, медь (Cu).
Монета Василия III. Василий III (1479-1533), великий князь Владимирский и Московский (1505-1533), отец Ивана IV Грозного, продолжал политику собирания русских земель и впервые был назван царем. До этого царями на Руси называли только ханов Золотой Орды. В годы царствования Василия III главная опасность для Московского государства исходила от Крымского и Казанского ханств - осколков Золотой Орды. На переднем крае обороны от Крымских татар находилась Коломна. В 1522 году для отражения похода Крымского хана Махмед-Гилей. Василий III стоял с войсками в Коломне все лето. В 1525-1531 гг. по указу Василия II в Коломне по образцу Московского строится кирпичный кремль - одна из самых мощных и больших крепостей своего времени. Его строительство началось с Пятницких ворот, на въезде из которых была помещена главная святыня города - икона Донской Богоматери.
Василий III на французской гравюре Андре Теве
Лиц ст. Птица (голубь или жаворонок) с распростертыми крыльями вправо, вокруг линейный ободок. Об.ст. Надпись вязью «Государь», вокруг линейный ободок. Датировка - царствование Василия III 1505-1533 вес 0,15г серебро. (Ag) Эта полденьги или полушка - очень маленькая и легкая, но, так как она серебряная, на 2 такие денежки можно было закатить пир.
В средневековье монетная чеканка и ювелирное мастерство были тесно связаны между собой.Изначально монеты чеканились не на монетном дворе , а в ювелирной мастерской и серебряных дел мастера работали из материала заказчика. Слово «серебро» ("сребро») долгое время на Руси было синонимом денег. Не случайно ювелирное мастерство было развито в Коломне - древнем торговом перевалочном пункте на караванных путях Евразии; стратегической порубежной крепости; в месте сбора русской рати; Епархиальном центре русской метрополии; в богатом , многолюдном, великокняжеском городе, вторым по величине после Москвы. Археологические раскопки средневековой Коломны говорят о том, что посадские слободы города имели ярко выраженную направленность, в которой заметная роль принадлежала ювелирному ремеслу. Дворы ремесленников располагались близ берега Москвы-реки, вдоль древней дороги из Москвы на Рязань и Зарайск, под стенами Кремля, в исконном районе города Запруды на левом берегу Москвы-реки. История сохранила имя ювелирного мастера Козлока в связи с покражей оклада иконы Николы Заразского (об этом - чуть ниже). Ради серебра, который всегда был в дефиците «а в Московском государстве золота и серебра не родится» и «сыскати не могут» - свидетельствовал русский публицист XVII в. В экспозиции музея представлены ювелирные украшения коломенской земли домонгольского и послемонгольского времени XII-XV вв, пролежавшие в коломенской земле 7-9 столетий.
В Древней Руси украшение, одеваемое на перст (палец), называлось перстнем. Перстни носили на всех пальцах рук как женщины, так и мужчины и дети. В музее представлены перстни домонгольского и послемонгольского времени из бронзовых сплавов. Их поверхность украшена различной обережной символикой, к которой относились: птица-солнце, орел со змеей, вспаханное поле, засеянное поле, единорог,. Самый большой перстень изображает иммитацию трех сомкнутых пастей волка.
Височные кольца были распространены у восточных славян, девушки и женщины носили сразу по несколько пар колец. Кольца так же играли роль оберегов и, заодно - паспорта женщины. Девочки-подростки, ещё не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или в крайнем случае носили самые простенькие, согнутые из проволоки. У девушек-невест и молодых замужних женщин височные кольца особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям и вновь меняя на очень простые, почти такие же, как у маленьких девочек. На территории Коломны в X-XII вв жили славяне - вятичи. Вятические женщины носили семилучевые височные кольца, лучи которых позднее расширились и превратились в секирообразные лопасти. Серьги были в те вренмена были не популярны и носили их изредка в основном мужчины, причем - только одну сережку.
В прошлом пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные силы. На Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной. Словарь Владимира Даля пишет, что «Пуговица - это пугалка». В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции. Магическая природа определялась двумя способами - рисунками, обережными узорами ( чаще всего - символ солнца - спираль или круг с точкой посередине) на пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом плодородия, круглая - символ солнца - очень сильный оберег).
В зале висит икона Николая Чудотворца в серебряном окладе. Сначала - откуда она появилась.
Накануне открытия музея 18 мая 2014г , когда шел монтаж экспозиции, в музей заглянул протоиерей Сергей Рогожин, настоятель старинной коломенской церкви Николы Гостиного, что в кремле.
http://vittasim.livejournal.com/110473.html
Храмовой иконой этой церкви является икона свт. Николы Зарайского с житием. Узнав о музейной теме «Коломенские чудеса», связанной с пребыванием чудотворного образа Николы Зарайского в Коломне, настоятель подарил икону Николая Чудотворца из своего храма музею. Эта встреча случилась через 500 лет после перенесения чудотворного образа Николы Зарайского в Коломну « В лето 7021» (промежуток между 1 сентября 1513 и 31 августа 1514)
Рассмотрим., почему в музее была поднята тема : «Коломенские чудеса», и какое отношение эта тема имеет к ювелирному делу в средневековой Коломне. Цикл «Повестей о Николе Заразском» завершается так называемым «Коломенским эпизодом». Он рассказывает о событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах. Подробнее про чудеса можно прочитать здесь.
http://www.mepar.ru/library/vedomosti/70/1443/ ,разберем лишь один эпизод, связанный с неким Козлоком. Этот Козлок, серебряных дел мастер, выкрал из Никольского храма серебряный оклад с чудотворной иконы и спрятал у себя во дворе. «…что его покрал Козлок, серебряной мастер, а живет за речкою за Коломянкою на Чуре за прудом, а стоит приклад у Козлока на дворе пред избою под примостом в корчаге в земле…».
Доктор исторических наук, профессор А.Б. Мазуров так объясняет этот эпизод из «Повестей о Николе Заразском»: « …ремесленники работали на привозном сырье, постоянно испытывали дефицит, используя любые металлические отходы, сломанные и старые вещи. Очевидно, серебряный оклад был украден с целью переделки. При этом не седует думать, что серебряных дел мастер был слишком самостоятельным человеком. Ювелирное мастерство гарантировало лишь средний уровень благосостояния, и только мастера, работавшие на княжеско-боярский круг, отличались зажиточностью. Интересно, что Семен Козлок прятал более, чем просто: «на дворе пред избою под примостом в корчаге в земле». «кузнец сребру» в самой обычной избе. Примост - настил из досок перед дверью избы, некое примитивное подобие крыльца; корчага - крупный красноглиняныйшарообразный сосуд для хранения сыпучих продуктов. Социальный портрет Семена Козлака вполне определен - это представитель рядового, непривилегированного ремесленного населения, имевший свой небольшой двор на посаде».
По винтовой лестнице спускаемся на второй уровень, но об этом - в другом посте.
https://www.facebook.com/museum.iznachalia/photos/http://izi.travel/ru/208f-muzey-iznachalya-sie-est-dengi-kolomski/ru#dd45-vitrina-1-tovarnye-dengi/ruhttp://kolomna-text.ru/images/stories/Kolomenskie_moneti.pdfhttp://kolomnamuseum.com/museum/denga/http://kolomnaonline.ru/blog/2014/05/16/muzey-iznachalya-sie-dengi-kolomski-u-pyatnitskih-vorot-kolomenskogo-kremlya/http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=16691Аудиозапись экскурсии