Бурные, или ревущие двадцатые (
англ. Roaring Twenties) - эпоха
1920-х годов в
США,
Великобритании,
Германии,
Франции. Название характеризует динамичность искусства, а также культурной и социальной жизни этого периода. Эпоха началась с возвращения к мирной жизни после Первой мировой войны. Радикально изменились мода и стиль одежды, наступил расцвет
джаза и
ар-деко,
радиовещание стало повсеместным,
кинематограф обрёл звук и из редкого развлечения превратился в массовый вид досуга и отдельный вид искусства. В двадцатых годах был сделан ряд важных научных открытий и изобретений, имевших далеко идущие последствия, в отдельных странах отмечался беспрецедентный рост промышленности и потребительского спроса. В конце двадцатых годов произошёл
крах западной экономики и наступил период
Великой депрессии.
Социальные и культурные изменения двадцатых годов начинались в крупнейших городах США и Европы:
Чикаго,
Новом Орлеане,
Нью-Йорке,
Филадельфии,
Париже и
Лондоне. США достигли на тот момент доминирования в сфере финансов, в то время как Германия, проиграв войну, не была способна даже выплачивать
репарации, наложенные на неё по
Версальскому мирному договору. Чтобы решить эту проблему, был предложен
план Дауэса, по которому Германии был предоставлен кредит для укрепления её экономики и рассрочка платежей в пользу победителей. США стали крупнейшим кредитором как Германии, так и других европейских стран. К середине 1920-х годов мировая экономика укрепилась, и вторая половина десятилетия даже в Германии известна как «
золотые двадцатые». Во Франции и
франкоязычной части Канады это время называют «сумасшедшие двадцатые» («années folles»)
[1].
Дух ревущих двадцатых современниками воспринимался как радикальная
модернизация и разрыв с традиционными ценностями
викторианской эпохи. Благодаря новым технологиям, всё казалось легко осуществимым. Жизнь представлялась фривольным танцем.
Ф. С. Фицджеральд нарёк это время «
веком джаза».
В конце 1929 года произошёл
биржевой крах, ознаменовавший конец эпохи ревущих двадцатых. Миллионы людей внезапно лишились средств к существованию. После биржевого кризиса начался коллапс производства, умноживший бедствия за счёт роста
безработицы. Последовавшая длительная экономическая рецессия получила название Великая депрессия.
Экономика США
Ежегодный
валовой внутренний продукт США в 1920-1940 годах и его долговременная тенденция к общему росту
[2] Хотя фермерство и горнорудная промышленность после войны переживали трудные времена, в целом экономика США быстро перестроилась на мирное производство и продолжала расти. США стали самой богатой страной мира, их промышленность обеспечивала массовое производство, а общество привыкло к
потребительству[3].
Демобилизованные солдаты по возвращении домой получили жалование и тратили его на новые продукты, появившиеся в это время на рынке. Прекращение военных заказов поначалу вызвало в экономике короткую, но глубокую депрессию, однако по мере возвращения демобилизованных солдат в мирную жизнь она прекратилась. Предложение на рынке превышало спрос, что обусловило сравнительно низкие цены на товары и стимулировало продажи в кредит, но в течение 1920-х годов потребление росло
[4].
Во время президентства
Уоррена Гардинга (1921-1923 гг.) ещё не все демобилизованные нашли работу, и уровень безработицы поначалу доходил до 20 %. В 1913 году подоходный налог составлял 7 %, но в годы войны его увеличили до 77 %, что делало производство невыгодным. Чтобы оживить экономику, Гардинг начал понижать налоги (до 25 % к 1925 году) и принял ряд других мер, что в совокупности привело к экономическому буму в годы правления следующего президента
Калвина Кулиджа (1923-1929 гг.)
[5]. В то же время из-за широкого потребительского кредитования в экономике образовался
спекулятивный пузырь, спровоцировавший крах 1929 года
[6][7], когда к власти пришёл президент
Герберт Гувер. Он пытался сохранить за правительством роль арбитра в делах бизнеса, не вмешиваясь непосредственно в экономические процессы, но успеха в борьбе с наступившим кризисом не добился.
Новые продукты и технологии
Автомобиль Ford T
Поточное производство было рассчитано на сбыт продукции
среднему классу[8]. В результате в 1920-х годах
автомобиль,
кинофильмы,
радио и продукты
химической промышленности стали массовыми. Быстрее всего росла
автомобильная промышленность. До войны автомобили были роскошью, но в 1920-е годы они стали обычным явлением. К 1927 году было продано 15 миллионов штук модели
Форда Т. Одновременно появлялись шоссейные дороги, мотели, станции обслуживания, рынок подержанных автомобилей и новые жилые дома вдалеке от линий общественного транспорта.
Радио стало первым
средством массовой информации и поначалу было дорогим. Оно предложило новые развлечения и средства рекламы, благодаря чему приобрело столь высокую значимость, что стало частью
массовой культуры. В США в 1927 году была создана
Федеральная комиссия по радио, которая, вопреки распространённому заблуждению, не «установила государственный контроль над радио», а лишь переняла часть полномочий Департамента торговли, который прежде уже занимался вопросами радиовещания и даже выдавал соответствующие лицензии. После передачи полномочий, связанных с радиовещанием, Федеральной Радиокомиссии, был утверждён Закон о Радио, который, в связи со взрывообразным ростом числа радиостанций, ввёл регистрацию частот вещания, а также взял на себя функции своеобразной цензуры, установив три запрета: 1) выходить в эфир на частотах, уже занятых другой станцией; 2) распространять богохульство; и 3) передавать «непристойности» (то есть передачи
порнографического характера), какие казались немыслимыми в 1910-х, но неожиданно оказались востребованными в 1920-х.
В 1925 году появился
электрофон и электрические способы
звукозаписи, что стимулировало дальнейшее распространение
грампластинок. Производство
кинофильмов также переживало бум, что привело к возникновению центра киноиндустрии в
Голливуде и создало новый способ развлечения, вытеснивший прежний водевиль. Ходить в кино было дешевле, и оно быстро стало массовым. (О кинематографе см. ниже в разделе «Культура».)
В 1927 году
Чарльз Линдберг впервые совершил трансатлантический полет, что продемонстрировало возможности коммерческой
авиации, развивавшейся затем в 1930-х годах. Среди важных открытий и изобретений, сделанных в этот период и реализованных в недалеком будущем, были разработки
телевидения и выделение
Александром Флемингом первого
антибиотика,
пенициллина.
Новая инфраструктура
Появление новых технологий потребовало новой
инфраструктуры, и её создание в основном финансировалось
правительством. Для автомобилей было важно наличие хороших
шоссейных дорог.
Электрификация в США во время войны замедлилась, но после войны создание общенациональных
электрических и
телефонных сетей продолжалось. Большая часть индустрии перешла с парового привода на электричество. Строилось множество новых
электростанций. Продолжающаяся
урбанизация привела также к развитию современных систем
канализации. Как правило, все эти заботы подлежали ответственности местных властей, которые не справлялись с финансированием решения всех проблем своих регионов и к началу Великой депрессии оказались в долгах. Помогать им пришлось федеральному правительству, которое использовало для этого доходы от военных
репараций и федеральных налоговых сборов.
Урбанизация в США
Урбанизация в 1920-х годах достигла пика. Впервые количество городских жителей Америки превысило сельское население. В крупнейших городах проживало около 15 % населения. В Нью-Йорке и Чикаго строили небоскребы.
Финансовый и
страховой сектор экономики бурно росли. Количество работников категории
белых воротничков увеличилось настолько, что не только в больших, но и в городах сравнительно небольших размеров они стали составлять значительную часть населения. В должности мелких клерков, работающих с бумагами, пишущей машинкой и телефоном, нередко работали незамужние женщины. Быстрее всего росли города
Среднего Запада, где не было проблем со снабжением горожан продуктами питания из прилегающих сельскохозяйственных регионов. Открытие
Панамского канала привело к облегчению коммуникаций с городами на тихоокеанском побережье, что привело к их бурному росту.
Культура США
Литература
Дополнительные сведения:
1920-е#Зарубежная литература Ревущие двадцатые были периодом творчества ряда крупных американских писателей. В том числе в 1920-х годах были опубликованы следующие книги:
Последний роман произвел шумный скандал из-за обилия сексуальных и эротических сцен и был запрещен в Великобритании и некоторых других странах.
Потерянное поколение
Основная статья:
Потерянное поколение Потерянным поколением называли молодых людей, призванных на фронты Первой мировой войны и не сумевших психологически приспособиться после этого к мирной жизни. Их восприятие мира отображал круг писателей, в который входили
Эрнест Хемингуэй,
Фрэнсис Скотт Фицджеральд,
Гертруда Стайн и др. Писатели потерянного поколения преимущественно были американцами, поселившимися после войны в Париже, известными также как
экспатрианты. Их жанром стали романы и рассказы о наступлении эпохи материализма и индивидуализма, об ушедших романтических иллюзиях и утраченных идеалах.
Крайслер-билдинг - нью-йоркский небоскреб, построенный в стиле
ар-деко Социальная критика
Другой круг американских писателей продолжал в своем творчестве отражать идеи
прогрессистов, критикуя лицемерие и цинизм наполнявших Америку роскоши и гламура. Среди них наиболее популярен был
Синклер Льюис. В романе «Главная улица» («Main Street», 1920) он сатирически описывал тупость и невежество жителей городка на Среднем Западе. В романе «Эльмер Гентри» («Elmer Gantry», 1927) высмеяна выставленная на продажу религиозность американских обывателей. Другими писателями этого литературного течения были
Шервуд Андерсон и
Эдит Уортон.
Ар-деко и другие стили
Ар-деко, характерный для «ревущих двадцатых» стиль архитектуры и дизайна, зародился в Бельгии и, завоевав Европу, докатился до США к середине 1920-х годов. В Нью-Йорке в этом стиле построено одно из самых высоких зданий -
Крайслер-билдинг.
В 1920-х гг.
живопись в США развивалась иначе, чем в Европе, где художественные стили были более разнообразными и наряду с
ар-деко развивались, например,
экспрессионизм и
сюрреализм. Как констатировал известный американский художник
Ман Рэй в 1920 г.: «
Дадаизм не может жить в Нью-Йорке». В целом живопись и архитектура США продолжали традиции
модернизма.
Кинематограф
В начале 1920-х годов кино ещё оставалось немым и чёрно-белым. Первый цветной кинофильм появился в 1922 году, а в 1926 году киностудия
Warner Bros. выпустила свой первый фильм со звуком и музыкой. Их первой работой, в которой персонажи заговорили, стал фильм «
Певец джаза». Звуковое кино пользовалось бешеным успехом у публики, и студии работали круглосуточно
[9].
Чрезвычайно популярна была мультипликация. Одним из первых популярных мультипликационных персонажей был
кот Феликс. В конце 1920-х годов появилась студия
Уолта Диснея и его
Микки Маус, который дебютировал в 1928 году в мультфильме «
Пароходик Вилли»
[10].
Список кинозвезд того времени включает таких знаменитостей, как
Рудольфо Валентино,
Чарльз Чаплин,
Бастер Китон,
Гарольд Ллойд,
Грета Гарбо,
Уорнер Бакстер,
Клара Боу,
Луиза Брукс,
Биби Даниелс,
Мэри Астор,
Нэнси Кэрролл,
Джанет Гейнор,
Чарльз Фаррелл,
Джон Гилберт,
Долорес дель Рио,
Джон Берримор,
Норма Ширер,
Джоан Кроуфорд,
Мэри Пикфорд,
Дуглас Фэрбенкс,
Анна Мэй Вонг,
Эл Джолсон.
Гарлемский ренессанс. Популярная музыка
Луи Армстронг Основная статья:
Гарлемский ренессанс В 1920-х годах впервые в американской истории начался расцвет
афроамериканской культуры (т. н.
гарлемский ренессанс). Его средоточием стали этнические клубы
Гарлема.
Лэнгстон Хьюз и другие чернокожие сыграли ведущую роль в становлении
джазового стиля поэзии. В обществе начался пересмотр стереотипных взглядов на негров, проявлением чего стал отход от
блэкфейса. В 1923 году в Гарлеме создан
баскетбольный клуб «
Нью-Йорк Ренессанс», чья команда стала одной из лучших в мире.
См. также:
век джаза Наибольшей популярностью среди музыкальных стилей 1920-х годов пользовался
джаз, в особенности
страйд. В эту эпоху началось творчество знаменитых джазовых певцов и музыкантов, таких как
Луи Армстронг,
Дюк Эллингтон,
Сидней Беше,
Джелли Ролл Мортон,
Бикс Байдербек,
Бинг Кросби. Среди других популярных музыкальных течений этой эпохи -
блюз, одной из наиболее известных исполнительниц которого была
Бесси Смит, а также стиль
кантри.
Танец
В американской культуре обучение танцам в специальных клубах издавна входило в курс обучения молодежи, но к концу 1920 гг. их популярность резко возросла. Классические пьесы, оперетты, народные песни были аранжированы так, чтобы принять вид легкой танцевальной музыки, ожидаемой публикой. Клубы спонсировали танцевальные конкурсы, на которых участники демонстрировали новые танцевальные движения. Профессионалы демонстрировали искусство
степа и других популярных танцев той эпохи в турах по США. С появлением звукового кино популярными стали и киномюзиклы.
Заметную роль в развитии танцевальных стилей сыграл Гарлем, особенно клуб Коттон (Cotton Club), который привлекал публику всех рас, классов и образов жизни. Исполнителями в нём были афроамериканцы, но клиентами преимущественно белые. Другие клубы Гарлема собирали в основном публику из цветных.
Самыми популярными танцами эпохи были
фокстрот,
вальс и американское танго. В 1920-х годах распространились также
чарльстон и
блюз, основанные на афроамериканских ритмах. Чарльстон стал популярным после его появления в двух шоу
бродвейского театра. В 1927 г. главным бальным танцем стал
линди хоп, сопровождаемый
страйдом в ритме
рэгтайма. Позже из линди хопа развился
свинг.
2. Ревущие двадцатые - Википедия
ru.wikipedia.org