«Цветным не нравится «Маленький черный Самбо». Сжечь ее. Белым не по себе от «Хижины дяди Тома». Сжечь ее. Кто-то написал книгу о табаке и раке легких? Сигаретная публика плачет? Сжечь эту книгу. Безоблачность, Монтаг. Спокойствие духа, Монтаг. Выпихни весь разлад наружу. А еще лучше - отправь его в печь!»
«Вот мы и имеем то, что имеем, Монтаг. Никакого правительственного нажима сверху. Никаких официальных заявлений и деклараций. Начать с того, что и никакой цензуры тоже не было, нет! Технология, массовая реклама и давление со стороны меньшинств - вот и весь фокус.»
«Теперь возьмем меньшинства в нашей цивилизации, идет? Чем больше население, тем больше меньшинств. Упаси вас Бог наступить на любимую мозоль обожателям собак, обожателям кошек, врачам, адвокатам, торговцам, племенным вождям, мормонам, баптистам, унитариям, китайцам второго поколения, шведам, итальянцам, техасцам, бруклинцам, ирландцам, людям из Орегона или Мексики. За персонажами данной книги, данной пьесы, данного телесериала ни в коем случае на стоят какие-нибудь реальные художники, картографы или механики, пусть даже живущие очень далеко. Запомни, Монтаг, чем больше рынок, тем меньше возможностей улаживать противоречия. Все эти меньше-меньшего-меньшинства лучше обходить стороной, не ровен час заденешь чей-нибудь пупок.»
Как вам эти цитаты из повести , написанной в далеком 1953м ( когда вся прогрессивная Америка боролась с маккартизмом, оттачивая методы борьбы , так востребованные в наше время ?) Пробирают? Поэтому я с легкой усмешкой слежу за этими мемами , избитым « мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» и поновее « Make Orwell fiction again!» - нет, конечно, и
Франц Германович, и
Эрик Артур Блэр были выдающимися антиутопистами, предсказавшими многое, но... Но вот то, что разворачивается в последние годы на американском континенте ( и так « обло, огромно, озорно и стозевно» (с) проявилось в последние месяцы) , ИМХО сумел предсказать и описать другой писатель, чьими цитатами я и начал свой пост - и переведенными фантастическими повестями которого зачитывались большинство моих сверстников в далекие 70-е.
Ну, не буду тянуть кота испытывать терпение тех, кто не узнал первоисточник - это « 451 по Фаренгейту», наиболее знаменитое произведение автора «Марсианских хроник» и «Вина из Одуванчиков» , выдающегося фантаста Рея Дугласа Брэдбери. Причем весь цимес заключается в том, что основную канву сюжета (451°) помнят практически все - а вот именно эти детали, воочию показывающие как зарождалась эта “Cancel Culture” в воображаемой Брэдбери американской реальности , помнят очень немногие. И я вовсе не имел в виду себя любимого - мне найти дорогу к этим мыслям помогла попавшаяся в ФБ-ленте ссылка на неизвестное послесловие к (451°) , написанное Брэдбери спустя 20 с лишним лет после публикации повести.
«Ибо этот мир безумен, и он станет еще безумнее, если мы позволим меньшинствам, будь то гномы или великаны, орангутаны или дельфины, сторонники гонки вооружений или экологи, компьютерщики или неолуддиты, простаки или мудрецы вмешиваться в эстетику» - уже ради этой фразы это эссе из далекого 1979-го стоит держать у себя на столе сегодня ; но меня она подтолкнула к дальнейшему «эскапизму» . Я забросил все дела, и на 2 ночи погрузился в детство, запоем прочитав скачанный с сайта местной библиотеки оригинал (451°) - оно того стоило! Он это знал ! Он воочию представил себе, какими именно «благими намерениями» будет вымощена дорога к безмятежной утопии будущего - и наглядно показал как нежелание слышать и читать неприятные вещи приводит к кострам из книг в конце пути. Так что тут и ванговать не нужно - вслед за Томом Сойером и Скарлетт О’Харой , главный герой (451°)Гай Монтаг обречен быть персоной нон-грата в этом наступающем « дивном новом мире» ;-( ( да, кстати,
героям Олдоса Хаксли туда дорога тоже заказана будет) .
В общем не постесняюсь повторить еще раз свой банальнейший совет - Друзья, перечитывайте классику!