Загадочные обстоятельства смерти великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и сегодня, по прошествии двух столетий, заставляют многих исследователей возвращаться к документам, вести поиск и выдвигать свои версии случившегося в надежде добраться до истины.
Одну из этих версий мы рассмотрим в публикуемой ниже статье.
На аукционе «Штаргардт» в Марбурге (ФРГ) в декабре 1970 года за 28 тысяч немецких марок было продано письмо, написанное Моцартом 2 апреля 1789 года. Это письмо, в котором содержалась просьба о денежной ссуде в размере 100 гульденов для поездки в Берлин, было адресовано члену масонской ложи, юристу Францу Хофдемелю.
Просьба Моцарта о ссуде была удовлетворена.
Кто же такой Хофдемель?
Почему он покончил с собой 6 декабря 1791 года, то есть на следующий день после смерти Моцарта?
И почему об этом самоубийстве не сообщается даже в очень полной биографии Моцарта, которая была написана Вольфгангом Хильдесхаймером?
История Хофдемеля произвела настоящую сенсацию, шокировавшую даже кайзеровский дом, была предметом обсуждения в среде венской интеллигенции всякий раз, когда речь заходила о смерти Моцарта, а также нашла свое отражение в новелле Леопольда Шефера «Моцарт и его подруга».
В ХХ веке британец Фрэнсис Карр посвятил супругам Хофдемель специальное исследование, в результате которого появилась книга, имевшая успех «боевика». Все события данной книги были достоверно подкреплены документами.
Но перед тем, как издать свою книгу, Карр устроил нечто вроде спектакля, инсценировав «дело», о котором она рассказывает. Зрители должны были выступить в роли «присяжных»: им предлагалось проанализировать новые и старые факты и слухи, касающиеся смерти Моцарта, особенно версию об отравлении, и сделать свои выводы.
В результате обсуждения большинство «присяжных» пришли к выводу, что все-таки имело место убийство: 60 из них назвали убийцей Хофдемеля, 39 - ученика Моцарта Зюсмайра, 28 - Сальери.
Конечно же, решение «присяжных» в большой мере было основано под влиянием и на выводах Фрэнсиса Карра...
Так что же произошло?
6 декабря 1791 года жена Хофдемеля, пианистка Магдалена Хофдемель, известная как «любимая ученица» Моцарта, которой он посвятил свой «самый интимный» фортепьянный концерт, возвратилась домой из собора св. Стефана, где состоялась панихида по умершему днем раньше Моцарту.
Внезапно, ее муж бросился на нее с бритвой в руке с намерением убить ее. Она была на пятом месяце... Ее крик и крик годовалого ребенка, которые привлекли внимание соседей, спасли ей жизнь.
Прибежавшим на крики соседям никак не удавалось открыть дверь и она была просто снята с петель. 36-летнего хозяина дома нашли только взломав вторую дверь: Хофдемель лежал на своей кровати с перерезанным горлом, все еще сжимая в руке бритву - он покончил с собой после того, как ему не удалось убить жену...
Магдалену Хофдемель нашли в бессознательном состоянии, с многочисленными кровоточащими ранами на шее, лице, груди, руках.
Усилиями двух врачей Магдалена была спасена, но осталась обезображенной...
Фрэнсис Карр приходит к следующему выводу: вместо того, чтобы испытать облегчение от смерти любовника своей жены, Хофдемель пытается убить ее. Он боится, что Магдалена заявит, что это он отравил Моцарта ядом Aqua Tofana, который проявлял свое действие лишь спустя месяцы после попадания в организм и поэтому считался в XVIII веке необнаружимым.
Этот яд представлял собой «не привлекавшую внимания смесь из бледно-серого мышьяка, серебристой сурьмы и окиси свинца» - так описывает этот яд Клаус Умбах, цитируя врачей Дитера Кернера из Майнца и Алойза Грайтера из Дюссельдорфа, которые в 1956 и 1962 годах дали новое обоснование версии об отравлении, но еще не связывали ее с личностью Хофдемеля.2
Моцарт был частым гостем в доме № 10 по Грюнангергассе, первый этаж которого занимала богатая чета Хофдемель. Здесь он музицировал и, конечно же, обедал.
Однако главной целью его посещений были занятия музыкой с Магдаленой - он имел обыкновение давать уроки своим очень немногочисленным ученицам на дому.
Современники и, в частности, старшая сестра Моцарта Мария Анна, рассказывали, что Моцарт никогда не брал девушку в ученицы, если не был в нее влюблен. Хофдемель, несомненно, часто оставлял свою 23-летнюю супругу, знаменитую на весь город красавицу, с Моцартом наедине.
Одна из газет от 21 декабря 1791 года писала, что сама ее величество императрица взяла под свое покровительство вдову самоубийцы, которая теперь направлялась к отцу в Брюнн, чтобы произвести на свет второго ребенка. По-видимому, Магдалена покинула Вену, спасаясь от назойливых репортеров, ведь даже император был разгневан происшедшей трагедией.
Он, бесспорно, был убежден, что в случившемся виновны Магдалена и Моцарт, а не Хофдемель, в противном случае вдове ни за что не удалось бы добиться разрешения похоронить самоубийцу как «нормального» усопшего и получить для него могилу. Ведь в соответствии с существовавшим тогда порядком палач бросал в безвестную яму труп самоубийцы, зашитый в коровью шкуру.
Учитывая состоятельность Магдалены, ее творческую натуру и красоту, трудно представить себе, чтобы она хоть однажды не позировала художнику, как это было принято в те времена. Поскольку ни одного ее портрета обнаружить все же не удалось, Карр полагает, что они (или он) были впоследствии уничтожены...
Свои выводы о том, что Моцарт был отравлен, Фрэнсис Карр основывает, конечно же, не только на трагическом происшествии в доме на Грюнангергассе. В доказательство он приводит такие факты, от которых нельзя отмахнуться, как от болтовни и слухов, и которые являются как минимум косвенными доказательствами.
В самом деле, очень красноречивым кажется возможное лишь по предварительному сговору упорное молчание такого большого количества людей относительно фактов, которые в общем-то обычно бывает невозможно скрыть. Смерть Моцарта, еще такого молодого человека, самого знаменитого композитора в стране, да и во всей Европе, чья «Волшебная флейта» только что шла в Вене с неизменным аншлагом и было таким событием...
Почему эту смерть скрыли, словно позор, вместо того чтобы обставить торжественно. как кончину великого мастера или вельможи?
Ведь обычно, как говорилось, «венцы умеют хоронить с помпой».
Еще два несомненно достоверных высказывания заслуживают самого пристального внимания.
Во-первых, Моцарт дважды сказал своей жене Констанце о том, что скоро умрет, потому что ему дали яд. Констанца, до самой своей смерти, которая случилась 6 марта 1842 года, не проронившая ни слова по поводу смерти и похорон мужа (кстати, как и оба знаменитых врача, приходивших лечить его), тем не менее передала эти слова Моцарта своему второму мужу датчанину Ниссену, который составлял биографию великого композитора.
Эти же сведения она сообщила в 1829 году двум англичанам - музыкальному издателю и его жене,- которые пробыли у нее три дня, не узнав ничего другого, хотя целью их поездки в Зальцбург и Вену было написание книги о Моцарте.
Во-вторых, Констанца повинилась, что супруг ей был неверен. Не исключено, что она рассказала об этом с целью самооправдания, поскольку сама месяцами жила в Бадене с учеником и другом Моцарта Зюсмайром, который, как считают, и был отцом ее второго сына.
Учитывая, что Констанца позднее затушевала в письмах имя Зюсмайра и сперва отказывалась выполнить последнее желание Моцарта, в соответствии с которым Зюсмайр должен был закончить его «Реквием», Карр делает предположение, что Зюсмайр обещал жениться на Констанце, но после смерти Моцарта об этом обещании «забыл».
Зюсмайр, который присутствовал при кончине Моцарта, тоже хранил полное молчание о причинах его смерти.
31 декабря 1791 года «Берлинский музыкальный еженедельник» писал: «Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен»2...
Что если и врачи, которые находились у его смертного одра, видели это и договорились молчать, что и соблюдалось всеми неукоснительно?
Ведь обычно болезнь столь знаменитого человека, которая приводит к его смерти, не обходится молчанием...
На следующий день Хофдемель попытался убить Магдалену. Так не хотели ли посвященные предотвратить слухи, которые увязали бы эту кровавую резню с именем Моцарта?
Настораживают непонятная торопливость похорон, странное решение хоронить великого композитора, чей гений признавался многими при его жизни, «по третьему разряду», то есть в общей могиле, где укладывалось по 3-4 трупа в 3 ряда без гробов.
В последний путь его провожали очень немногочисленные лица, даже жены не было в процессии, а до кладбища практически вообще никто не дошел, якобы из-за сильной непогоды.
Остается также загадкой, почему жена Моцарта, Констанца, впервые посетила кладбище только через много лет, к тому времени место погребения заросло травой, и она не нашла никаких следов могилы мужа...
Карр доказывает: жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после того, как его тело уже было зарыто в общей могиле.
Почему?
http://history-paradox.ru/mocart.php Источники информации:
1. сайт Википедия2. Хоххут Р. «Кто отравил Моцарта ?»
Его жизнь тяжело назвать легкой. Все детство прошло в разъездах по гастролям и постоянных тренировках. Отец Моцарта, желавший успеха сына, ставил ребенка в жесткие дисциплинарные рамки. В четырнадцать лет Вольфганг стал академиком Болонской академии, в которую не принимали никого моложе двадцати шести лет. На поздравления отца мальчик отреагировал просьбой - выйти и просто погулять.
Все детство Моцарта прошло в разъездах и постоянных тренировках
Им было создано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов и сонат.
Нет смысла говорить о безграничном таланте этого великого человека. Музыка была его любовью, его жизнью. Когда Моцарта спрашивали, как ему удается делать то, что он делает, он удивлялся и отвечал, что в этом нет ничего сложного. Он просто слышал музыку в голове, а потом ее записывал. И как же трудно осознавать, что будучи настолько одаренным, подарив миру огромное количество музыкальных произведений, он умер как нищий.
Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что хоронили его впопыхах, на следующий же день после смерти. Без всяких возложенных почестей и уважения. Прощальный обряд совершался наспех у капеллы святого Креста, прилегающей к передней стенке собора святого Стефана. Несмотря на то, что в храме он был помощником капельмейстера, внутрь его даже не внесли. Проводить композитора пришли немногие, среди них были Сальери и ученик Моцарта - Зюсмайер. До самого кладбища сопровождавшие не дошли. Самое странное, что на похоронах семья Моцарта не присутствовала. Жена пришла туда только через семнадцать лет, и то, не нашла точного места могилы. Сами похороны проходили «по третьему разряду», что означало вместе со всеми бедняками, без отдельного места. Можно сказать, что это является основной причиной, почему могила Моцарта была затеряна. Другая причина в том, что и свидетелей, указывающих на конкретное место, почти не было. Создается ощущение, что все специально было организовано таким образом. Но зачем?
В результате медобследования можно сказать, что Моцарта отправили
Слухи о том, что известный композитор умер неестественным путем ходили повсюду. Позже было проведено медицинское обследование его последней болезни. В результате анализа симптомов почти уверено прослеживалось отравление. Доказать это, конечно же было невозможно, так как тело Моцарта не было вскрыто. Провести эксгумацию тоже не предоставлялось возможным, так как никто не запомнил места его захоронения. Но все признаки яда в организме композитора были налицо. Головные боли, неврозы, головокружения, рвота, потеря веса, беспокойное состояние, постоянное ощущение озноба - все это показатели ртутного отравления. Так же на отравление указывало его распухшее тело. Предполагалось, что медленно действующий яд в организм композитора поступал систематически, на протяжении последних месяцев его жизни.
На вопрос о том, кто же был отравителем композитора, есть несколько версий. Первая - Антонио Сальери. Только вот он никогда не был в доме у Моцарта. Соответственно уловку с ядом он проделать не мог. По крайней мере лично. А его доверенное лицо, и одновременно ученик Вольфганга - Франц Ксавер Зюсмайер, теоретически бы мог. И третья - заговор правительственных кругов и лично императора Леопольда II. У императора было довольно неприязненное отношение к масонству. Моцарт же в последние годы жизни стал весьма заметной фигурой в движении.
Моцарт не раз высказывал подозрения о том, что может быть отравлен
Вольфганг Моцарт был тонкой и чувствительной натурой. В период ухудшения состояния, музыкальный гений не раз высказывал свои подозрения о том, что он может быть отравлен. Вскоре у него появилось навязчивое ощущение приближающейся смерти. А после неожиданного визита странного незнакомца, который сделал ему предложение написать «Реквием», это предчувствие усилилось. Появление анонимного заказчика произвело на него довольно сильное впечатление. Все оставшиеся дни, Моцарт был полностью погружен в мысли об этой поминальной мессе, которую так и не успел закончить.
Но как заметил Гете: «Явление, подобное Моцарту, навеки пребудет чудом, и ничего тут объяснить нельзя… Так было с Наполеоном и многими другими… Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти».
http://diletant.media/articles/27313167/