Сергей Сельянов: «Наши сценаристы дороже голливудских…»

Oct 07, 2011 14:23

на портале PROFICINEMA -
http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php?ID=114264 
интервью с Сергеем Сельяновым (здесь только текст - там много фото)
 Фонде кино, Альянсе кино и телепродюсеров читайте под катом.

13 октября 2011 года в российский прокат выходит авантюрная комедия под названием «Бабло». Дебютанта в большом кино Константина Буслова (старшего брата Петра Буслова) запускал в производство продюсер Сергей Сельянов (кинокомпания «СТВ»). Для Сергея Михайловича это уже 68-ый фильм в его трудовой биографии. Накануне проката нового фильмы мы встретились с опытнейшим в нашей киноиндустрии продюсером (первый проект Сельянов запустил в 1995 году и назывался он «Время печали еще не пришло»). И расспросили о Фонде кино, об Ассоциации кино и телепродюсеров, о перспективах отечественного кинематографа и узнали, как Сергей Михайлович готовится решать сценарную проблему в России.

Вита Рамм:
Вы живете в Санкт-Петербурге, офис кинокомпании «СТВ» в Москве. Сколько лет так делите свою жизнь между двумя городами?

Сергей Сельянов:
Точно не помню, с 1994-95 года. До Санкт-Петербурга я, пока учился во ВГИКе, так ездил в Москву из Тулы. Сейчас я каждую неделю три-четыре рабочих дня в Москве, остальные в Питере, где так же есть офис. Он главный.

Вита Рамм:
С появлением «Сапсана» проще стало?

Сергей Сельянов:
Я езжу ночными поездами. В «Сапсан» сажусь, когда накапливается не прочитанные сценарии. Тогда в 7 утра в Санкт-Петербурге сознательно сажусь в «Сапсан» и четыре часа читаю.

Вита Рамм:
Сколько можно за такое время прочитать?

Сергей Сельянов:
Четыре-пять сценария точно.

Вита Рамм:
Неужели читаете полностью? Или такому профессионалу, как Вы, достаточно первой фразы-абзаца, чтобы понять перспективность сценария?

Сергей Сельянов:
Нет, читаю полностью. Как правило, ко мне сценарии попадают уже после сита редакторов компании. Хороший сценарий не заметить невозможно, он бьет в глаза, как прожектор в тысячу ватт.

Вита Рамм:
И когда в последний раз попался такой «прожектор в глаза»?

Сергей Сельянов:
В прокат выходит фильм Константина Буслова «Бабло». Сценарий был именно таким - ярким, смешным, многофигурным. Сейчас приступаем к работе над фильмом «Ко-ко-ко». Режиссер Дуня Смирнова написала сценарий вместе с Анной Пармас. Это история о двух женщин, она очень хорошо прописана и выстроена.

Вита Рамм:
На сайте кинокомпании я видела приглашение отправлять вам сценарии. Не боитесь графоманов? Завалят ведь своим творчеством…

Сергей Сельянов:
Шлют много. В этом году мы еще не считали, а вот года два назад к нам поступили 1400 сценариев.

Вита Рамм:
А продюсеры плачут - нечего снимать, никто не пишет!

Сергей Сельянов:
И они правы. Из 1400 - один сценарий заслуживал реального внимания, что тоже еще недостаточно, чтобы по нему можно было сразу снимать фильм. Еще два - авторы были любопытные. Не их сценарии, а именно сами авторы. Мы с ними встречались, знакомились. Вот такое КПД, цифры в пределах статистической погрешности. Но поскольку мы являемся большой компанией, то считаю, мы должны заниматься и такой работой. С надеждой, что вдруг появится сценарий, от которого не отказался бы ни один продюсер.

Вита Рамм:
А пока Вам приходится ждать Алексея Балабанова?

Сергей Сельянов:
Он сейчас пишет сценарий. Как напишет - будем снимать. За столько лет нашего сотрудничества Алексей никогда не подводил.

Вита Рамм:
Вы можете как-то объяснить, почему у фильмов Алексея Балабанова столь малая фестивальная судьба? «Груз 200», понимаю, может шокировать, хотя румыны или корейцы шокируют не меньше, а больше. Но «Морфий» - изысканный киноязык, понятная история…

Сергей Сельянов:
Для меня самого это загадка. Уж художественные качества можно было бы оценить по достоинству. Но Балабанов снимает про Россию и только. «Груз-200» о том, что была страна СССР и, словно кто-то щелкнул, и она пропала. «Морфий» - об этом же, раз, и нет старой России. Скорей всего, в Европе не смогли разглядеть историю о том, как пропадает целая страна. Для них это неактуально.

Вита Рамм:
Тогда поговорим о глобальных проблемах. Например, в российской киноотрасли много двойных структур - две академии, две премии, два союза. И две организации, объединяющие продюсеров: Гильдия и Ассоциация кино и телепродюсеров, инициатором создания которой вы стали в 2008 году. В чем смысл этой параллельной структуры?

Сергей Сельянов:
Небольшое уточнение - я не был единственным организатором ассоциации, а принимал участие в создание в числе почти двадцати своих коллег. Моя должность Председателя правления АП - не пожизненная, а выборная и обязательно вотируемая раз в два года. А смысл Ассоциации простой, но значимый. Если проводить параллели с США, то там есть Гильдия продюсеров США (Producers Guild of America - PGA) и Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America - MPAA). Гильдия занимается персоналиями, физическими лицами. MPAA - юридическими, и выстраивает взаимоотношения компаний со всем миром.
В России начинает работать аналогичная схема. В АП входят 24 компании, уже не первый год работающие на рынке: «Централ Партнершип», «RWS», «Леан-М», «Дирекция кино», «Арт Пикчерс», Star Media, «СТВ», «Профит» и так далее. В нашей стране они производят около 80% теле- и большое количество киноконтента. Напомню, что Ассоциация создавалась в год кризиса и от гибкости производителей и телеканалов, от умения договариваться зависела целая отрасль. Нам удалось выстроить тогда коридор цен, разработать рекомендации, которые снизили себестоимость производства. И отрасль выжила. Сейчас Ассоциация занимается лоббированием интересов киноиндустрии во всех органах власти: в Думе, в Совете Федерации, в Администрации Президента, в Правительстве.

Вита Рамм:
Можете привести пример?

Сергей Сельянов:
Острый вопрос - кинообразование. Свою стратегическую задачу мы видим не в конкуренции с ВГИКом или СПБУКиТом. Они готовят кадры для киноотрасли. Но практика показывает, что знаний, полученных там, недостаточно. Нужны и дополнительные площадки по подготовке специалистов в области кино. Ассоциация формирует заказ на специальности, которые нужны сейчас. Мы вели и продолжаем вести диалог с Министерством образования и науки, с Министерством экономического развития. И заместитель Министра культуры РФ Екатерина Чуковская, и Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и руководитель Департамента культуры и образования правительства РФ Денис Молчанов, и Гендиректор Фонда кино Сергей Толстиков нас поддержали. В итоге в программу «Культура России 2012-2016» внесена важная строка об альтернативном образовании. На первый взгляд формулировка может показаться скучной, но теперь она сможет наполняться финансовыми и материальными ресурсами.

Вита Рамм:
Ректор ВГИКа Владимир Малышев строит новый корпус…

Сергей Сельянов:
Да, Владимир Сергеевич серьезно занимается техническим переоснащением ВГИКа, в СПБУКиТе нет на это финансов. Студенты занимаются на музейной, можно сказать, технике.

Вита Рамм:
Какие учебные программы подразумевает альтернативное образование?

Сергей Сельянов:
Мы изучили опыт американских школ кино. Там есть чему научиться, например, методологии и технологии образования. И у нас уже есть принципиальное согласие с Южно-Калифорнийским университетом (University of Southern California) о сотрудничестве с нашими учебными заведениями. С нового 2012 учебного года мы планируем запустить сценарный курс. Мы ведь наш разговор начали со сценарных проблем. В нашей индустрии сценарный вопрос - острейший. Мы также занимаемся с РАО актуальными вопросами авторских отчислений, с Госфильмофондом обсуждаем порядок сдачи исходных киноматериалов. Еще одна важнейшая область, в которой мы ведем активную деятельность, - борьба с пиратством.

Вита Рамм:
Сизифов труд…

Сергей Сельянов:
Нет, не все так бессмысленно, как кажется. Мы не только кричим, что надо бороться с пиратами. Мы встречаемся с лидерами ИТ: Google, Mail, Rambler, Yandex и так далее. С ними и с Министерством связи мы обсуждаем способы блокирования пиратского контента. Работаем с Советом по кино. Лоббируем и законодательные поправки в 4-ю часть Гражданского Кодекса, который сейчас пересматривается. Государственная машина действует медленно, диалог часто трудный.

Вита Рамм:
Вы говорите «мы». Сложно представить, чтобы первые лица вышеназванных кинокомпаний отложили все дела и отправились «ходоками» в высокие кабинеты.

Сергей Сельянов:
Да, именно так и происходит. Мы собираемся, обсуждаем проблемы отрасли и идем с предложениями к тем, кто может содействовать решению наших вопросов. У известных лиц, естественно, больше возможностей получить доступ в нужный кабинет. Кто-то больше занимается телевидением, кто-то киноотраслью. Мы пока все вместе. Возможно, года через три-четыре компании, работающие для кино и для телевидения, разойдутся по самостоятельным структурам, а пока у нас много общих вопросов. Мы все спокойные, прагматичные люди. Деньги не делим, а наоборот, скидываемся.

Вита Рамм:
Много надо заплатить, чтобы стать членом Ассоциации?

Сергей Сельянов:
Ежегодный взнос - 405 тысяч рублей. Вступительный - 200 тысяч. Текущие дела ведет исполнительная дирекция. Сейчас мы занимается учреждением профессиональной продюсерской телевизионной премии. На ее проведение будут отдельные взносы. Ассоциация также готовит, как принято во всем мире, доклад о состоянии индустрии 2011 года. Он выйдет в марте.

Вита Рамм:
Вы много работаете с властными структурами, но там, принимая какие-то решения в области кино, ни с кем из профессионалов не советуются. Власть больше прислушивается к творцам, к известным еще с советских времен авторам. И выделяет большие суммы «на мультипликацию», «на детское и юношеское кино». А потом встает вопрос - как же освоить эти деньги. И кто будет осваивать…

Сергей Сельянов:
Анимация - большая часть киноиндустрии. Я сам ею занимаюсь уже много лет, и понимаю, что аниматоры, идя на встречу, не подготовились и не смогли четко заявить о нуждах и предоставить план действий. В этом есть вина их продюсеров. Каждый из них работает по одиночке, и шанс такой встречи был использован весьма поверхностно. А правительство в лице Премьер-министра было готово к диалогу. Моя общественная нагрузка и так большая, иначе я бы сам занялся бы созданием Ассоциации продюсеров анимации. Но надеюсь, что среди них найдутся активные игроки, понимающие, что время одиночек уже прошло. Заинтересованным лицам надо работать на свою отрасль в целом и вместе.

Вита Рамм:
Анимационные продюсеры могут брать пример из Вашей биографии. В нашем кино Вы первым начали выдвигать идею выделения денег кинокомпаниям на несколько проектов сразу. И ведь получилось. Был создан Фонд кино, определены компании. Начали появляться фильмы. Но киношный народ ревнивый. Не попавшие под крыло Фонда уже начинают говорить о том, что результаты не оправдывают вложения…

Сергей Сельянов:
Государственная поддержка играет существенную роль в кино. Но средства распределялись по принципу: каждый, кто заявлял о себе, как о продюсере и правильно оформлял бумаги для тендера, получал финансирование. Маленькие деньги распределялись тонким слоем на сотни проектов. Департамент по кинематографии превращался в некий собес и никак не стимулировал развитие индустрии. Появление Фонда позволило структурировать финансирование. Были отобраны эффективные кинокомпании, доказавшие жизнеспособность. И сегодня я могу сказать, что прогнозы оправдались даже больше, чем виделось в самом начале. Наша общественность очень нетерпелива, и даже журналисты, занимающиеся кинематографом, как-то забывают о том, что процесс создания фильма занимает от 1,5 года (в редких случаях) до 2,5 - 3-х лет (если большой проект). Так не бывает, что сегодня придумал, завтра снял, послезавтра показываешь. Уже все позабыли, что Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в сегодняшнем его виде был зарегистрирован 31 декабря 2009 года. Пока определялись компании, пока дождались финансирования - прошло минимум полгода. Деньги ведь стали приходить в июле прошлого года. Получается реальный срок работы Фонда кино - всего год.

Вита Рамм:
В прокате идет очень хорошая картина Дуни Смирновой «Два дня», снятая с поддержкой Фонда.

Сергей Сельянов:
А 13 октября в прокат выходит дебют Константина Буслова «Бабло». Фильм получился веселым, добрым и актуальным. Олег Погодин снял «Дом» - большое, с голливудским качеством кино. «Дирекция кино» вправе рассчитывать на успех с фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». То, что я видел, могу сказать - это будет выдающееся кинопроизведение. В нашей компании завершается работа над мультфильмом «Иван Царевич и Серый Волк». Компания «Базелевс» продолжает «Ёлки 2». Это результат 2011 года. Разве этого мало? Надеюсь, что и зрители, и кинообозреватели оценят качественный рост. А еще 11 крупных проектов с поддержкой Фонда сейчас в работе. В том числе «Сталинград» Федора Бондарчука, «Испытание» Павла Чухрая, «Легенда №17» Николая Лебедева, «Поддубный» Глеба Орлова.
При старой системе такие фильмы не могли бы появляться, потому что Департамент по кинематографии не мог выделять больше, чем было предписано. Я был на площадке у Федора Бондарчука. Если вы хотите посмотреть, как работают в Голливуде, поезжайте на съемки «Сталинграда». Большое, серьезное кино. 500 человек массовки, все лица правильные, из того времени. Сложнейшая техника с кранами. Если мы хотим, чтобы российская индустрия развивалась, без больших фильмов нам никак нельзя. Именно на них второе звено съемочных групп обретает профессиональные навыки.

Вита Рамм:
«Сталинград» снимается в 3D. Не риск ли это, формат уже приедается?

Сергей Сельянов:
Он еще просуществует долго, потому что собирает хорошую кассу. Конечно, все перечисленные фильмы снимаются лишь частично на деньги Фонда, но они дают финансовую гарантию и ощущение стабильности. И можно подтягивать инвестиционные деньги, кредитные и так далее.

Вита Рамм:
Наше кино в прокате в большинстве не окупается. Почему же ни один продюсер не сидит на паперти?

Сергей Сельянов:
Сидит. На государственной. Работать с банковскими кредитами действительно рискованный вариант. До недавнего времени некоторые продюсеры получали миллион, снимая за 600 тысяч ТВ-муви, делая вид, что снимают прокатное кино. Но с прокатом они не связывались, а продавали сразу на телевидение. Даже после всех необходимых выплат, продюсеру оставалась весьма ощутимая сумма. Подобная маржа и нефтяникам не снилась. Так что паперть для многих была весьма комфортной. Сейчас эта поляна сильно уменьшилась. Есть и другой тип продюсеров: для них паперть - инвесторы. «Развел» богатенького рассказами либо про «красную дорожку» в Каннах, Венеции, либо про бокс-офис, показывая цифры «Иронии судьбы. Продолжение» или «Яиц судьбы», и можно не беспокоиться о своем благополучии. Инвестор обеспечит. Такие продюсеры со своими проектами и отвратили российского зрителя от кинотеатров. А ведь был период, когда зритель поверил отечественному кинематографу, активно покупал билеты. А его взяли и обманули. Возвращать доверие сложнее. Надо предлагать качественное кино. Повторюсь, я верю, что это произойдет уже в конце этого года и в 2012-ом.

Вита Рамм:
На сайте вашей кинокомпании видно, что Вы стали заниматься копродукцией. Несколько лет назад Вы были скептиком, мол, ждать, пока зарубежный партнер найдет деньги, пока проект пройдет все этапы согласования, можно и два фильма снять. Что повлияло на перемену отношений к совместной работе? Вступление России в Eurimages?

Сергей Сельянов:
Это важное событие, не буду его преуменьшать. А главное - возможность стратегически планировать свою деятельность, потому что есть поддержка Фонда. Мы исходим из того, что минимум три года, минимум, эта система поддержки кино в России сохранится. И что она будет продолжаться.

Вита Рамм:
Но ее могут, да еще под критическим давлением общественности и остановить…

Сергей Сельянов:
Да, могут. Но пока она работает и позволяет снимать, в том числе и в копродукции. Хоть я и скептически относился к работе с зарубежными партнерами, но это вызов времени, никуда не деться. Надо на его отвечать. Существует мировое пространство, и надо на него выходить. Не импровизируя, а системно. Изучая спрос, рынки. Наши проекты находятся в разной степени развития. Есть немецкий проект «Последний ноябрь» Беньямина Квабека о выселении немцев из Калининградской области в 1947 году, там принимают участие и литовские наши партнеры. Другой, опять же с немцами, называется «Сибирь». Есть финский проект «Голая бухта». Фильм «Маруся» о русской матери и ее дочери в Париже по собственному сценарию снимает румынка Ева Перволовичи, главную роль играет Динара Друкарова, продюсируем мы, «KinoElektron» (Франция) и Fischer Films/Kamoli Films (Dk). Встречался я и с талантливым парнем из Молдавии Игорем Кобилянским. Он работает в Румынии, потому что там проще, и может быть, мы войдем в его фильм партнерами.

Вита Рамм:
Как вы находите друг друга?

Сергей Сельянов:
К нам поступает много предложений, и мы не на каждый даем согласие. Должно быть что-то очень интересное. Например, южноамериканское направление. Мы посмотрели проект, он понравился, и решили войти. Это может стать и хорошей фестивальной историей, и собрать бокс-офис на целом континенте. Интересно ведь поработать с совсем другим миром, установить новые бизнес-контакты. «СТВ» в международном департаменте Фонда входит в рабочую группу департамента по международным связям. Большая поляна для работы.

Вита Рамм:
Европейские амбиции понятны, но ко всем производственным сложностям добавляется и проблема языка - английский, французский, немецкий… Не проще ли восстанавливать связи с СНГ, странами Балтии? Там и русскоязычного зрителя много. Чем не рынок?

Сергей Сельянов:
Рынок. И очень существенный. Потому ведем переговоры с Казахстаном, там очень серьезно относятся к совместным проектам с Россией. С Белоруссией, опять же, стараемся не терять контактов. С Эстонией начинаем работать по сценарию Ярославы Пулинович «Я не вернусь». Драматург она молодой и хорошо чувствующий жизнь. Мы долго искали для этого проекта режиссера, и в итоге договорились с талантливым эстонцем Ильмаром Раагом. Его дебют «Класс» имел большой и горячий успех, в том числе и среди пользователей Рунета. Ильмар сейчас завершил во Франции работу над фильмом «Эстонка в Париже» с Жанной Моро и Лайне Мяги, и будет работать с нами.

Вита Рамм:
Это может быть очень интересно. Кстати, к вопросу об образовании. Посмотрев фильм «Класс», я специально отправилась в Таллинн, что поговорить с Ильмаром Раагом. И выяснилось, что учился он в Голливуде. Цитирую: «Я прошел хорошую школу в Голливуде. Там при каждой крупной студии есть специальные отделы, которые занимаются авторским кино. Если в блокбастерах недостатки сюжета или характеров можно прикрыть дорогими компьютерными спецэффектами, то в авторском фильме основой всего является сценарий. Режиссер должен быть готов к съемкам на все сто - еще и потому, что бюджет всегда ограничен. «Класс» обошелся в 100 тысяч евро».

Сергей Сельянов:
Да, и опять возвращаемся к сценариям. Вот пример. С молдавским аниматором и продюсером Дмитрием Волошиным из Кишинева готовим анимационный проект под условным названием «Цыган Гожо». Мы полтора года пытались сделать сценарий! Казалось бы, и персонажи есть и история хорошая, а ничего не получалось, не то, что целый сценарий написать, даже структуру выстроить наши авторы не смогли. Обидно, во всю уже могли производить. И в итоге решили, что будем обращаться к американским сценаристам. Сейчас проводим их кастинг.

Вита Рамм:
Но это же дорого!

Сергей Сельянов:
Это миф. Это у нас дорого. Там - цены адекватные труду. Наш сценарист за сценарий анимационной ленты просил 60 тысяч долларов, там - 30. Там другая система оплаты, там рынок. Можно найти «звезду» и за 500 тысяч. Но сумма выплачивается после сделанной работы, а не наоборот, как у нас. Важен результат, который идет в дальнейшую работу. А если человек два месяца писал, но не то, что нужно для фильма, то почему я должен ему платить? У нас такие элементарные вещи воспринимают с возмущением даже, настолько все себя любят. Нашему кинематографу не хватает крестьянско-протестантской этики по отношению к труду.

кино и проблемы, профисинема, персона

Previous post Next post
Up