Вчера - та же история; обратилась ко мне миловидная дама на русском языке и как током ударило:
-Шо ж ты, така-сяка, на мови нэ розмовляешь? Сколько лет на Украине живёшь, хлеб наш жрёшь, а язык учить не желаешь, и я точно знаю, что специально не учишь, на зло нашей Великой Независимости, которая тебе поперёк горла стоит, кацапня ты неумытая….
Пока я свои эмоции обуздаю и вспомню, что сам руский, люблю Россию, веру православную - власть самодержавную, эта мыслишка успевает проскользнуть. И так всегда когда услышу, в Галичине, живую русскую речь. Русский язык хоть на Галичине, хоть в Галичине звучит одинаково отвратительно. Язык Пушкина органичен в местах его повсеместного применения, например в интернете или в Турции, а у нас это нонсенс, даже сейчас, когда русские перестали быть оккупантами. В советские времена ещё хуже было.
Стою я как-то в длиннющей очереди за водкой, в стране которую мы потеряли, и ненавижу всех кто пытается пролезть. Толерантно ненавижу, молча. А позади меня оккупант пристроился и сразу, глотая гласные, орать начинает «ПрАдавец! Без очереди, не давать!». Вместо того, что бы поддержать орущего, хочется ему рот заткнуть. Ведь это именно он виноват, что всё в дефиците и за всем очереди и всё по блату. Или едешь в переполненном автобусе, который устал ждать, услышишь « вперёд пройдите, там ещё есть место» и звереть начинаешь. Нормальные люди в живую Deep Purple и Led Zeppelin слушают, а в стране, которую мы потеряли, в свободной продаже детективы только о советских разведчиках.
В те времена все советское ассоциировалось с русским и ненависть к тоталитаризму, атеизму и демократическому централизму переходила в ненависть ко всему русскому.
Сейчас многое изменилось. Руские - русскоязычные граждане, старательно коверкают родной язык во всех местах, которые даже с натяжкой можно назвать общественными. Не так страшен национализм как его малюют, но кому охота встретить не дружелюбный взгляд освидомленного индивидуума находясь во вражеском окружении. В «логове врага» только три категории населения смело разговаривают на языке империи; богатые, очень богатые и бомжы. Среди этих категорий населения русская составляющая очень велика, до 70% по моим подсчётам. Руские есть руские; они не приемлют средины; лёд или пламень, пан или пропал. Русскоязычные живущие «как все» склонны считать свою жизнь неудавшейся.
Население по привычке винит руских в своих бедах, но обвинения эти год от года теряют смысловую составляющую, становятся занудными и неинтересными. Народ с большим воодушевлением начал выискивать виновников неудавшегося всеобщего благоденствия среди своих, обвиняя в предательстве всех кто оказался попроворнее.
Но галицкий синдром дает о себе знать. Первая реакция на русский язык - агрессия. Дальше надо посмотреть с кем ты разговариваешь. Бомжи все без исключения воспитанные, я бы даже сказал вежливые, с налётом интеллигентности, люди. Особенно это заметно - утром. По дороге на работу я прохожу мимо пункта сдачи вторсырья и обязательно услышу «день добрый» от двух незнакомых молодых парней. Не «здравствуйте», не «добрый день», а именно «день добрый». Денег не клянчат, сигарет не просят, приятнейшие люди, если на них не смотреть. Кто видел в интернете фотографии завсегдатаев тюрем меня поймёт. Поздороваешься в ответ и идешь себе дальше. С богатыми по другому. Те тебя испытывать начинают. При всех моих стараниях на украинский не переходят, держат масть упорно. Более того; суля тебе всяческие материальные выгоды в виде заказов и приобретений стараются склонить к общению именно на русском. С удовольствием наблюдают, если ты «продав ридну мову», многозначительно переглядываясь друг с другом. Потом начинают пресовать (другое слово в данном случае подобрать трудно) тебя на скидки. Это мне понятно; раз ты быдло, и твои принципы рассеиваются, от одного запаха денег то достоин всяческого унижения.
Вот так мы рассуждаем с дамочкой о современном течении дизайнерских направлений, обсуждаем тонкости интерьера, спорим о предпочтениях в сочетании цветов, а на самом деле боремся за право общаться на родном языке. Хочу вам сказать, в этой идеологической борьбе я почти всегда побеждаю, да и где вы видели галичанина способного с таким остервенением отстаивать родное слово кроме как руского?
Дамочка, видя, что при всей своей притворной любезности я готов уступить смехотворно маленькую сумму зовёт на помощь своего спутника. Я хоть и виртуоз продаж и психологии покупателя мне как табличка умножения, никак не могу определить кем эти напарники этим дамочкам приходятся. Такой мужчина может быть ей одновременно мужем, любовником, сыном, водителем, охранником или партнёром по бизнесу, но в любом случае в «бой вступает тяжелая артиллерия».
Тут у меня в правом полушарие мозга мыслишка начинает пульсировать; «ты, гадина, сразу видно, в колхозе ни дня не работала, а папа твой наверняка КГБист бывший, наших людей пытал, расстреливал и в Сибирь ссылал…». Левое полушарие, которое у меня значительно больше, тут же в работу включается: « Окстись, дядька! Не будь неандертальцем, какой твой хлеб, что ты чушь городишь?».
Напарничек подкатывается такой походочкой, словно сейчас заедет тебе в рожу не особо вникая в суть дела. Запугать меня трудно, особенно фразами «я могу позвонить», «да я в принципе не плохо знаком», «мы с прокуратуры» и т.п. Дав ему понять, что козыряние «пантами» здесь не уместно я предлагаю ему назвать свою цену. Сбитый с толку мужественностью более чем хрупкого тела он называет сумму вполне меня устраивающую. Вот так приходится бороться за чистоту галицкого словесного эфира.
С украинским языком тоже не всё у меня просто. Я на украинском мечтаю, ораторствую, общаюсь, но не всегда и этот язык мне подходит. Украинский совершенно не приемлем в том же интернете. Невинная компьютерная игра становится не выносимой если американский пехотинец или русский спецназовец дает команду «нумо хлопці - задамо їм перцю!». Я не могу читать Стефаныка или Шевченко не впадая в депресию, но преклоняюсь перед «скучным» Достоевским, или озорным Гоголем.
Так почему русская речь у руского человека вызывает отторжение?
Продавший первородство - нет. Трус, боящийся быть причисленным к «клятым москалям» - тоже нет. Желание не накалять благостную обстановку украинского тихого болота, в котором никогда ничего не происходит - возможно. В любом случае мне немного стыдно. Стыдно, что русский знаю плохо, что окружающие тебя люди боятся и стыдятся говорить на русском. Стыдно, что часть людей ненавидящая всё русское твои друзья, коллеги, родственники… Но я пытаюсь исправиться. Стараюсь со всех сил и не судите меня строго.
Ну вот же, написал по-русски, не убоялся.