Почему "карета"?

Dec 26, 2013 02:14

Ни когда не задумывались почему автомобиль "скорой" медицинской помощи порой, называют "каретой". Типа:
- Подъехала карета скорой помощи.
Сегодня я задался этим вопросом и "погуглил" в Яндексе, откуда пошло такое название,  а так же почитал пару статей об автомобилях скорой.


"Потому, что Красный Крест был организован в 1863 году, по инициативе швейцарца Анри Дюнана, потрясенного бессилием санитарных служб Итальянской и Французской армий в битве при Сольферино (1859 год). Тогда сначала были заложены принципы оказания помощи раненым солдатам, которые позже были распространены и на гражданское население. Одним из принципов Красного Креста было скорейшее оказание медицинской помощи. Для обеспечения такой скорости помощи существовали санитарные повозки в армии, в городах же использовался более быстроходный транспорт - специально оборудованные кареты на рессорах (уменьшавших тряску и снижавших страдания больного), с 1912, кажется, года впервые появились кареты Скорой Помощи на резиновом ходу. Потому понятие "карета скорой помощи" как символ перекочевало и в современный язык!"



"Первые кареты скорой помощи - бригада из доктора, фельдшера и санитара выезжала именно на карете - в Российской империи появились в Варшаве и Лодзе. И в Киеве инициатором этого благого дела тоже стал поляк - Казимир Модзелевский, служивший одно время бухгалтером киевской канализации. Он сумел заразить идеей и местных врачей, и состоятельных спонсоров, и городских деятелей - и 1902 году на улице Пирогова, 6, открылась спасательная станция Скорой помощи. Никаких «03» или «103» в те времена не было - для вызова кареты надо было просто снять трубку ближайшего телефона и сказать: «Скорую помощь!». Любая телефонистка была в курсе, с кем соединить, ведь АТС тогда еще не было. Дело поставили так, что с момента принятия дежурным звонка до выезда кареты проходило не больше 1-2 минут!"



"Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году. До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах. Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи. В ту пору в Москве существовало Дамское благотворительное общество Великой княгини Ольги. Оно попечительствовало над приемными покоями при полицейских участках, больницами и богоугодными заведениями. Среди членов правления общества была потомственная почетная гражданка, купчиха Анна Ивановна Кузнецова, активная деятельница этого общества, содержавшая на свои средства гинекологическую лечебницу. На необходимость создания карет А.И.Кузнецова откликнулась с глубоким пониманием и немедленно выделила необходимую сумму денег. При Сущевском и Сретенском полицейских участках 28 апреле 1898 года были открыты две первых Станции скорой помощи (Приказ обер-полицмейстера N 117 п.13) На каждой Станции было по одной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и сверхштатные. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Начиналось дежурство в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналу была выделена комната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале. Указывались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи ему оказывался, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены. Вызывалась карета только официальными лицами (полицейскими, дворниками, ночными сторожами). В случае массовых катастроф ставился в известность старший врач полиции. И разъезжали мед работники в ту пору на каретах... со временем карет не стало, а название осталось.."

Краткая история автомобилей скорой помощи в СССР и РФ

До начала 1930-х гг. автомобили скорой помощи в СССР строились преимущественно на импортных шасси, а также на отечественном шасси АМО-Ф-15.

С освоением массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА кареты скорой помощи создавались преимущественно на их шасси, иногда даже с изменённым дизайном оперения. Для нужд армии с конца 1930-х массовой серией выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторки ГАЗ-ММ, который во время ВОВ дополняли тяжелые автомобили ЗИС-16С и ЗИС-44.

После войны на базе массового 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 выпускался санитарный автомобиль ПАЗ-653. Для нужд столичных медицинских учреждений до войны выпускалась санитарная версия ЗИС-101С правительственного лимузина ЗИС-101, а после войны аналогичная модель ЗИС-110А на базе лимузина ЗИС-110.

Для более массового использования предназначался автомобиль ГАЗ-12Б на базе седана большого класса ГАЗ-12 «ЗиМ». Существовала версия и на базе массового седана ГАЗ-М20 «Победа». В качестве массовых санитарных автомобилей в 1960-1980-х гг. использовались автомобили «Волга» с кузовом универсал ГАЗ-22, ГАЗ-24-03 и ГАЗ-24-13, но наибольшую популярность приобрели микроавтобусы моделей РАФ-977, РАФ-2203 и УАЗ-452А.

Для обслуживания медицинских учреждений «4-го управления» на базе седанов большого класса «Чайка» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14) и лимузинов высшего класса ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 иЗИЛ-41047, а также малых представительских автобусов «Юность» (ЗИЛ-118 и ЗИЛ-119) в единичных экземплярах выпускались реанимобили, ставшие в 1980-х непременными атрибутами эскорта престарелого руководства CCCР[источник не указан 1261 день].

В 2000-х гг. основная часть российского парка автомобилей скорой помощи состоит из моделей ГАЗ семейств ГАЗ-32214 «Газель» и ГАЗ-22171 «Соболь», а также модели 3261 на базе микроавтобусов ГАЗ (Газели и Соболя) произведеные в Нижнем Новгороде и УАЗ-3962 и микроавтобусов зарубежного производства (преимущественно марок Ford Transit,Mercedes-Benz Sprinter и Peugeot Boxer). Последние, как правило, - на реанимационных и других специализированных бригадах.

материал из Векипедии.



Типы автомобилей скорой помощи
Класс А - автомобиль для транспортировки пациентов - машина скорой медицинской помощи, предназначенная для транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами, в сопровождении медицинского персонала.
Класс B - автомобиль экстренной медицинской помощи - машина скорой медицинской помощи, предназначенная для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
Класс С - реанимобиль - машина скорой медицинской помощи, предназначенная для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной или специализированной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.

После прочитанного понятно, что все очень просто: раньше была действительно карета скорой помощи, теперь сохранился архаизм - "карета скорой" помощи.
У нас на станции наши автомобили каретами никто не называет. Наверно потому, что раньше карета была символом раскошности и комфорта, перевозившая царственных особ. Наши же машины комфортом и удобством не выделяются, скорее наоборот. И как пишет Михаил Сидоров: Мечта скоропомощных - уложить Президента в «ГАЗель» и прокатить с километр. Чтоб почувствовал.

Желаю Вам поменьше, а лучше никогда не пользоваться нашими каретами.

скорая, Сидоров Михаил, записки на кардиограммах, хроники, авто, ГАЗель, государство, 03, фельдшер

Previous post Next post
Up