Эксперты прогнозируют, что к началу осени в России закроются более 60% кинотеатров, а к середине 2023 года - почти 90%. Огромный сегмент сверхприбыльного бизнеса будет стёрт с лица страны на фоне спецоперации в Украине и санкций Запада. Россия потеряет миллиарды долларов (в рублёвом эквиваленте). Тысячи людей лишатся работы.
Для начала стоит сказать, что индустрия кинотеатров в России является невероятно развитой с конца 1990-х годов. Уже тогда предприимчивые люди смекнули, что если настроить роскошные зрительные залы с современными креслами, звуком и экранами, то можно зарабатывать деньги почти из воздуха. Голливуд присылает новенький блокбастер, он вставляется в проектор, тысячи людей платят за просмотр.
Российские кинотеатры - это, наверное, единственный вид бизнеса, который какое-то время превосходил по качеству и комфорту американский. Многие эмигранты из России, попавшие в рядовой кинотеатр Нью-Йорка в 2000-х годах, чувствовали разочарование. Наши зрительные залы действительно выглядели убого по сравнению с российскими, где вся "начинка" - от стерео колонок до кресел являлась европейской.
До спецоперации в Украину россияне гордились своей индустрией кинотеатров и абсолютно никто не ожидал, что начало конца наступит в первые дни марта, когда студии Disney, WarnerMedia, Paramount, Sony и Universal запретили показывать свои фильмы в России. Это самый длинный гвоздь в крышку гроба киноиндустрии в целой стране за всю историю мирового кинопроката.
Примерно 80% доходов кинотеатры России получали от американских фильмов. Министерство культуры РФ (единственная страна в мире, где вообще существует такое ведомство) на протяжении десятилетий пыталось приучить детей и взрослых к российскому кино, однако люди всё равно идут на зрелищные американские блокбастеры.
Более того, российское кино - за очень редким исключением - является жутким дерьмом. Оно обязательно имеет псевдопатриотический запашок и выделяется на общем фоне искажением исторических фактов, откровенной ложью, плохой работой сценаристов, режиссёров, актёров и т. п.
К примеру, в начале 2021 года в кинотеатрах России вышла развесистая клюква о Зое Космодемьянской ("Зоя"). В фильме она не сжигала дома обыкновенных крестьян, обрекая семьи на смерть в условиях голода и холода, а отважно громила немецкую инфраструктуру. Эту чушь не стали смотреть даже самые отмороженные путинские ватники. На сайте IMDb рейтинг "Зои" снизился до помойного - 3.6/10.
"Зоя" - это классический продукт российского кинематографа. Сначала Минкульт из Кремля получает приказ снимать больше патриотического кино. Потом на съёмки этого бреда выделяются колоссальные деньги. 90% - разворовывается, 10% - уходит непосредственно на съёмки.
Затем пропагандисты и тролли искусственно накручивают рейтинг очередного российского говнофильма. Он с треском проваливается в прокате, не окупив даже маленькой части бюджета. Затем СМИ сообщают о "беспрецедентных доходах российского кинорынка". Никто, однако, не упоминает, что он держится на плаву исключительно благодаря американскому кино.
Санкции со стороны Disney, WarnerMedia, Paramount, Sony и Universal поначалу были восприняты традиционно - российские власти и пропаганда над ними посмеялись. Мол, "да и не нужно нам ваше вражеское американское кино с чуждыми богоизбранному народу ценностями".
Далее начался самый настоящий смех сквозь слёзы.
Сначала кинотеатры решили показывать старые фильмы. На экраны вернулся "Брат" (1997) о приключениях патриота Данилы Багрова. Народ к этой "премьере" отнёсся равнодушно. Критики режима язвительно отметили, что если и возвращать фильмы Балабанова на большие экраны, то надо начинать с "Груза 200". Это картина и о будущем России, и о военных "успехах" на украинских фронтах.
Затем кинотеатры решили крутить старое советское кино.
Этот трюк оказался ещё более неудачным, чем показ "Брата". Советские фильмы вроде "Иронии судьбы" (1975) постоянно крутятся по телевизору. Молодёжь никогда подобное не смотрит, ибо все советские картины снимались в условиях полного информационного вакуума и могут понравиться разве что тем кто ностальгируют по молодости..
Потом россиянам анонсировали беспрецедентное количество азиатского кино. Первые никому неизвестные фильмы из Китая, Южной Кореи и Вьетнама собрали пустые залы. Не помогли даже беспрецедентные скидки на билеты.
Затем у воротил киноиндустрии началась самая настоящая агония. Они анонсировали (внимание!) показ в кинотеатрах фильмов блогеров. То есть тех самых роликов о путешествиях, девайсах, новостях игровой индустрии и т. п., которые находятся в свободном доступе на YouTube.
Представьте, что человек смотрит развлекательный контент не на компьютере, развалившись на диване с бутербродом и чашкой чая в руке, а едет за ним в кинотеатр, где ко всему прочему нужно платить за билет.
К середине апреля маркетологи выдохлись окончательно. Кинотеатры России показывают всякую хрень за большие деньги. Зрительные залы пустуют. Любители кино забрасывают сайты кинотеатров вопросами, когда покажут новый "Бэтмен", "Морбиус", "Фантастические твари" и другие зрелищные фильмы с голливудскими звёздами и огромным бюджетом. Ответ прост: "Никогда".
Немаловажно сказать, что закрытие кинотеатров не сильно ударит по любителям американских блокбастеров в России. Они будут смотреть фильмы с большим опозданием, но в хорошем качестве на бесплатных пиратских сайтах.
Российский кинематограф пострадает не меньше, чем индустрия кинотеатров. К примеру, если Путин отдаст приказ снять очередное лживое кинцо о "победе над украинскими нацистами", то крутить его будет просто негде.
К моменту окончания съёмок этой клюквы все кинотеатры закроются. Агитку придётся запускать по телевизору. В таком случае продюсеры не извлекут даже минимальной прибыли.
Что касается Голливуда, то Россия с её летящей в пропасть экономикой обернётся для него ничтожными потерями. Большие американские студии посылали свои картины в Россию скорее как жест доброй воли.
Прибыль рядового блокбастера на одной седьмой части суши не приносила и 0.3% от общих мировых сборов. Поэтому Голливуд сначала дождётся военного трибунала в Гааге над Путиным, потом - приведения судебного вердикта в исполнение, а затем - через 15-20 лет - начнёт строить планы по возвращению лучших в мире фильмов на большие российские экраны.