Идеал женской красоты на Руси XVI-XVII века.

Jun 07, 2016 15:19




На сегодняшний день стройная фигура считается одним из основных составляющих женской красоты. На какие только диеты не садятся девушки и женщины, лишь бы похудеть. В допетровскую эпоху в России тоже существовала своя диета, а вот в чем она проявлялась - рассмотрим далее.

Иностранцы, посещавшие царскую Россию, очень занятно описывали тамошних женщин. Они говорили о том, что худощавых женщин в России считали нездоровыми. Секретарь австрийского посольства Иоганн Корб в своих записках отмечал, что все дело в русском наряде свободного кроя. Мол, тело, не заключенное в корсет, «может разрастаться как попало». Но другие иностранцы считали, что у русских женщин «нежное и пышное» телосложение.

Действительно слово «худой» в то время было синонимом к понятиям «тощий, негодный, плохой». Лечащий врач царя Алексея Михайловича Сэмюэл Коллинз описывал, что в погоне за красотой (т. е. полнотелостью), «русские женщины целыми днями лежат в постели, пьют водку, спят и снова пьют…» Как таковая, водка не приводит к полноте, но она улучшает аппетит.


В допетровскую эпоху имел место уклад, который сейчас можно назвать «свадебной диетой». Он касался только девушек из богатых семей. За пару недель до свадьбы невест начинали откармливать в прямом смысле слова. Они ели невероятное количество сладкого и жирного, чтобы «довести себя до кондиции». На венчании невеста должна была выглядеть дородной, а не худой.


Когда в невесты царю Михаилу Романову была определена Мария Хлопова, вскоре по прибытию во дворец с ней случилось недомогание. После осмотра голландский врач Валентин Бильс постановил, что у девушки проблемы с пищеварением, т. к. Мария употребляла слишком много сладкого, которое ей без конца подносили. Он рекомендовал ей кушать гораздо меньше.

Остальные его выслушали, но ничего не приняли, т. к. девушка должна была выйти замуж пышнотелой. Тогда голландец сказал, что невесте надо пить водку, от этого она будет лучше кушать. Стоит отметить, что в силу разных обстоятельств, Мария Хлопова не стала женой царя, и по возвращении домой, все желудочные хвори у нее сразу же прекратились.


После свадьбы девушки с радостью возвращались к привычному режиму питания. Тогдашние лекари рекомендовали: «Не ешь лакомо», «Ужин не нужен, был бы обед», «Отчайся обжорства - оно ведет к похоти телесной», «В постные дни готовь про обиход яства рыбные и пироги постные с маслом с деревянным и с ореховым, и с льняным, и с конопляным, капусту сырую и гретую, грузди, рыжики солёные, сырые и гретые, и ягодные и овощные яства, без масла».

Стоит отметить, что постных дней в православном календаре было около 200, поэтому девушки и женщины из простого народа не отличались особой полнотой, т. к. соблюдали все строгие каноны.


Традиции и каноны в допетровскую эпоху имели основополагающее значение. Раньше достаточно было только взгляда, чтобы отличить замужнюю женщину от девушки.
Уникальность царственной личности и всего придворного персонала, естественно, сформировала и свой идеал, свое представление о красоте с позиций престижных социальных привилегий. В среде царского терема и боярских хором, как и в самой бедной крестьянской семье, идеалом были физически здоровая девушка, пригожая, с белым лицом, с долгим волосом, черными соболиными бровями... «Здоровый» - на низшей ступени социальной лестницы подразумевал рождение детей и воистину богатырскую силу той безответной жизни труженицы и покорной мужской воле исполнительницы, воспитательницы и кормилицы в едином лице, которой держалась основа жизни крестьянской семьи.
В этих условиях дородность - как синоним здоровья - была только идеалом.



И по сей день в деревнях Вологды, Кирилова, Белозерска старые женщины восхищают своей худощавостью, дисциплиной труда и распорядка дня. А свидетели более давнего времени - одежда, и в частности рубахи, - всегда поражают малостью объема манжета, характеризующего величину запястья. Другое дело, царские и придворные одежды. Там этот же идеал, развиваясь в изолированной среде, в резервации терема и светлицы, ограниченный в физической деятельности и оставляющий только религиозные отправления и некоторую часть рукодельных «измышлений», взрастил дородность и неподвижность как проявление привилегированного состояния. Мнение иностранцев носит несколько карикатурный характер и затрудняет определение меры объективности... «Здесь любят низкие лбы и продолговатые глаза, для того стягивают головные уборы так крепко, что после не могут закрыть глаз, так же как наши женщины не могут поднять рук, - говорит англичанин Коллинз. - Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием. Красотою женщин они считают полноту. Худощавые женщины почитаются нездоровыми, и потому те, которые от природы не склонны к полноте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть...»


«Женщины в Московии (конец XVII столетия), - говорит Корб, - имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают румянами; стан у них также не всегда соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины московские носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало...».
Литературный и, очевидно, желаемый идеал был выражен в романтической форме:

«Белое лицо как бы белый снег,
Ягодики как бы маков цвет,
Черны брови, как соболи,
Будто колесом брови проведены
Ясны очи как бы у сокола...
А ростом-то высокая.
У ней кровь-то в лице, словно белого заяца,
А и ручки беленьки, пальчики тоненьки.
Ходит она, словно лебедушка,
Глазом глянет, словно светлый день...»

И.Е.Забелин. «Быт русских царей»

Использованы материалы с сайтов Культорология и maskball.ru/ ©

русь, история, девушки

Previous post Next post
Up