Довелось посетить в Париже выставку во дворце Шайо, посвященную стилю ар деко.
Выставка добротная, охватывающая стиль во всех его проявлениях парижских воплощений в виде живописи Тамары Лемпицкой, моды Жана Пату, и многих других дизайнеров и архитекторов. В начале выставки есть примеры показывающие разницу между стилями артнуво и ар деко. Между этими двумя стилями прошел водораздел между веком 19,закончившимся сто лет назад с началом Первой Мировой и современностью. Даже не 20 веком, а всем тем периодом, который был позже, потому, что то, что делалось в 20 е, формально ар деко сформировался к 1925 году, воспринимается нами как современные вещи, иногда не очень отличимые от того, что делается сейчас, за вычетом того, что сейчас оно делается всё больше китайцами на потоке, а тогда было еще много ручной работы. Что же касается дизайна, то он не выглядит, в отличие от дизайна артнуво, принадлежащим прошлому.
Одежду ар деко вполне можно было бы носить сейчас. Архитектура иногда мало отличается от нынешней. Изменились автомобили, но тогда они только-только появились и еще не очень далеко ушли от того, что запрягалось лошадьми.
Вместе с тем стиль ар деко вполне отчетлив, это , пожалуй, последний из больших стилей, которые проявлялись во всем и достаточно определенно. Стилизация, начавшаяся во времена модерна, здесь дошла до определенной системы, лаконичной и стильной, без излишеств, но с выверенными формами. Это были времена, когда суть вещей обнажилась, отслоилась шелуха наслоений декора и вычленилась чистая форма.
Платья Пату, при всей простоте кроя, красиво вышиты. Геометризованная орнаментальность рисунков ар деко сочеталась с блеском стекляруса, бисера и пайеток, удобство и лаконичность, соответствующие новому стремительному времени, соединялись с тоской по красоте былого , ушедшего, утраченного навсегда вместе с довоенной эпохой.
Новая женщина носит короткую стрижку, укороченное платье, водит машину, играет в теннис, курит и сама выбирает себе партнеров.
Орнаментика ар деко выросла из модерна, с его сложными бионическими формами, но здесь больше схемы, определенности и стилизованности. Если во время модерна мы видели кариатид с реальными портретными чертами, то здесь люди и звери больше символы, чем конкретные особи.
Очень хороша керамика и фарфор этого периода.
Это блюдо напомнило фильм "Ураган" с Мией Фэрроу, в котором героиня крутила любовь с парнем с островов в Тихом океане. Как раз в эти годы.
Очаровательные фарфоровые дамы, одетые по моде того времени художника Жана-Батиста Говэнэ.
Мчится с бешеной скоростью километров 60 наверно в час.
Забавляют стенды с автомобильными эмблемами-пробками на радиаторах, которые часто откручивали и уносили с собой, чтобы народ не позаимствовал. Поражает фантазия дизайнеров и количество тогда существовавших марок автомобилей. Конкуренция за покупателя была приличная.
Веяние времени - активный спорт, вспоминаешь картины Дейнеки, все куда-то бегут.
Проект универмага Самаритэн при современных лаконичных членениях фасада вполне парижский, в нем прочитываются мансардные парижские крыши с рядами окон в три яруса.
Архитектор Жан-Леон Курреж.
Архитектор Пьер Пату. Почти Ле Корбюзье. Окошки по размеру функционально разнообразны, начались времена, когда по размеру окна можно уже узнать, что за фасадом : гостиная, кухня или туалет.
Любопытен был раздел выставки, где была представлена архитектура, которую французы создавали для своих колоний и других стран, ар деко на экспорт. Я не сняла фотографии, но там было много интересного, поскольку стиль, господствовавший в столице, преображался с учетом местных реалий и традиций. Иногда получался забавный конгломерат.