Костюмы императорского двора. ( часть вторая)

May 23, 2014 19:12

 Платья экспонируются там, где сто и больше лет назад украшали своих хозяек на балах, наверно, когда посетители уходят, они рассказывают друг другу истории и делятся всякими секретами, которые знают только они.







Взаимоотношения между дамами были не всегда гладкими, вдовствующая императрица Мария Федоровна и молодая жена её сына - Александра не сходились во взглядах на моду. Княгиня Ольга Николаевна написала в своих мемуарах: "Щекотливым был и вопрос, касающийся нарядов. Мама нравились броские, с отделкой платья, причем, определенных цветов. Она никогда не учитывала вкусы самой Алики. Зачастую Мама заказывала платья, но Алики их не носила. Она прекрасно понимала, что ей идут платья строгого покроя."
Дамы при дворе и сами императрицы были примером для остальных, ясно, что ответственность была большая, они должны были быть образцом вкуса. Тут уж нельзя быть в "жутких розочках".




Как говаривала моя бабушка:"Боже мой, при свете в розовом корсете,хоть бы в худом, да в голубом!"







Ольга Николаевна, увлекавшаяся живописью, запомнила подробности балов:" Алые, белые, голубые мундиры гвардейских офицеров, оливковые платья статсдам, рубинового цвета бархатные платья фрейлин, а на всех нас - серебряная и золотая парча... Рубины, жемчуг, бриллианты и алмазы..."
Балы красиво писал Михай Зичи, его акварели есть на выставке.



История императорских балов и маскарадов интересна, можно почитать здесь : http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Vtoraya-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/40
Исторические маскарады начались во времена правления Александра Третьего, в 1883 году на историческом бале блистала молодая еще Мария Федоровна в костюме русской царицы.



А в 1903 уже Александра Федоровна была русской царицей. Николай Второй одел подлинный костюм царя Алексея Михайловича, завалявшийся во дворцовых чуланах. Костюм был немного великоват, а одежда русской царицы оказалась тяжеловатой для Александры.



Сейчас на Ленфильме готовят к съемкам фильм про два дня из жизни Матильды Кшесинской. В фильме будет императорский бал, богатое шитьё костюмов выполняется в золотошвейных мастерских  и на фабрике в Индии. Пожелаем фильму состояться и тогда увидим реконструкцию бала в кино.
Бал 1903 года оказался последним историческим балом. К нему серьёзно готовились, танцы поставил Кшесинский. На вечере перед балом пели Федор Шаляпин и Нина Фигнер. Видеороликов, к сожалению, не сохранилось от мероприятия, но сохранились фотографии, дамы в сарафанах и кокошниках и кавалеры в костюмах стрельцов и бояр с удовольствием позировали, после чего был издан альбом со 173 я фотографиями. На выставке можно увидеть и фотографии и часть костюмов.



Костюмы воссоздавались по архивным данным, но заметна корректировка в соответствии с временем и влияние стиля модерн в цветовых предпочтениях некоторых костюмов. Конечно, во времена Алексея Михайловича не было сиреневых кафтанов, как на Феликсе Юсупове. Сиреневый - один из модных цветов стиля модерн. Татарские сапожки подчеркивают происхождение рода Юсуповых. Веер внизу принадлежал маман Зинаиде Юсуповой, на нем карикатурные изображения участников бала.




Сарафаны в отличие от настоящих русских имеют приталенность, ясно, что они одевались на корсеты.













В этом же зале есть несколько настоящих русских костюмов.













Выставка собрана не в хронологическом порядке, костюмы Петра Первого, Екатерины Второй и другие, более ранние, выставлены не в начале выставки,а далее.





Очень красивы по цвету платье жены Павла Первого , выполненное по мотивам мужского камзола того времени, вышитого по бортам и очаровательные камзольчики его сыновей.










Эпоха модерна выставлена, пожалуй, менее всего удачно: многие платья в глубине и в темноте, их тяжело рассмотреть.















Ушли в небытие корсеты и шлейфы, ностальгия по ним осталась, поэтому нет-нет да и видишь, что где-то провели бал.













На этом сайте можно прочесть о бале и посмотреть фото:http://www.liepa.ru/eng/projekt/2003_02_26a.shtml

Выставки, Из истории моды

Previous post Next post
Up