Большим и ответственным заказом стал для троицы Сааринен, Гезеллиус, Линдгрен, построенный в период 1905 - 1910 годов, Национальный музей Финляндии. Проект 1902-1904 годов.
Здесь можно увидеть развитие темы парижского павильона в другом масштабе. Здание построено на проспекте Маннергейма, башня становится приметной доминантой городского пейзажа Хельсинки.
Издали её можно принять за церковь.
Композиция здания похожа на павильон, но башня перенесена в угол, прием , опробованный на виллах.
Мишка, ставший уже одним из символов финской национальной идеи.
Здание эффектно смотрится с проспекта, из окна машины. Оно стоит выше уровня улицы и природный холм превращен в подиум, в ракурсе с нижней точки оно величественнее.
Угловой нависающий эркер напоминает романскую архитектуру. Причем скорее деревянные фахверковые дома Германии с эркерами и башенками.
Интересно сравнить в этом плане музей с церковью архитектора Фишера, построенной в 1900е в Штутгарте.
Декоративные "контрфорсы" усиливают средневековость впечатления.
Знакомые до боли "ласточкины хвосты", что говорит о знакомстве с итальянской исторической архитектурой. Есть подозрение, что авторы уже выезжали в другие страны и посмотрели всякую архитектуру. Похожая история случилась с нашим архитектором Белогрудом, который во время проектирования дома на Каменноостровском выехал в Европу. После чего на доме появились порталы, как на Нотр Дам де Пари и башенки средневековых замков. Еще влияло развитие фотографии и быстрый доступ через неё к информации.
При обходе дома можно найти много разных деталей, которые, в отличие от дома "Похьела", не отмечены единым стилем, выглядят цитатами из разной архитектуры.
А вот это цитата как раз из "Похьелы"
Одной из самых известных построек стал новый железнодорожный вокзал Хельсинки, конкурс на который выиграл Сааринен в 1902 году.
Сравнить проекты любопытно, поскольку интересно отметить влияние проекта Сигурда Фростеруса на окончательный проект Сааринена.
В 1902 году Гельсингфорсе уже было построено здание Национальной оперы архитектором Онни Тарьянне на привокзальной площади.
Оно тоже отмечено поисками национального подхода к модерну.
Проект Сааринена предусматривал пристройку галерей, соединяющих вокзал с театром, таким образом площадь становилась обрамленной единым ансамблем из зданий, сам вокзал тактично напоминал отчасти архитектуру театра, отчасти национальный музей Финляндии: похожая башня, похожие щипцовые крыши.
Проект Сааринена подкупает четкой организацией пространства площади и красивыми пропорциями фасада вокзала.
Проект Фростеруса не занял первого места, но были в нем новые идеи, которые привлекли внимание Сааринена.
Это использование большого витража на фасаде вокзала. И мягкие полуарочные галереи. Крупная арка на фасаде задавала другой масштаб, сразу показывала разницу между жилыми домами и вокзалом, зданием иной функциональности и символом нового века, века техники.
Талантливый Сааринен, чутко ловящий новые веяния в архитектуре, это почувствовал.
А, возможно, его заставила изменить решение поездка в Англию для изучения вокзалов. Уже в 1852 году был построен лондонский Kings cross с двумя большими застекленными арками.
Решение, скорее всего, пришедшее сразу после открытия в 1851 году Хрустального дворца в Лондоне, здания повлиявшего сильно на развитие архитектуры по всей Европе и даже в Америке. Металл и стекло - вот материалы будущего. Большой пролет, перекрытый арочной конструкцией как нельзя лучше подходил для нового типа зданий - вокзалов.
Но Сааринен делает не две арки, как на лондонском вокзале, а одну, как на конкурсном проекте Фростеруса.
Проект вокзала получился уже на стыке двух стилей, Сааринен снова оказался впереди, здесь уже есть дух ар деко.
Фигуры воинов, бережно держащих в руках земной шар стали одним из символов Хельсинки.
Интерьер вокзала просторный, арка на фасаде задает и внутри тему больших арочных перегородок.
Зал ожидания с мягко обрисованными консолями у потолка хорош.
После вокзала в Гельсинфорсе, был еще построен вокзал по мотивам этого, но меньшего размера в Выборге, к сожалению взорванный красной армией при отступлении из Выборга.
Фирма распалась и архитекторы продолжили свой творческий путь уже самостоятельно.
Финляндия получила незавимость, но Сааринен в 1923 году уехал с семьей в Америку, там были иные перспективы, страна развивала строительные технологии, там он преподавал и сделал проекты небоскребов. Интересно сравнить композицию вертикали небоскреба с композицией башни вокзала.
Сын Элиэля Сааринена - Ээро Сааринен стал известным американским архитектором, он построил аэропорт JFK, который своими бионическими формами напоминает арт-нуво. В проектах отца модерн был сурового вида, без лишних выкрутасов, но дети приходят в этот мир показать родителям иную сторону жизни. И архитектуры. Ээро родился в 1910 году, как раз тогда, когда был закончен проект вокзала. Формально, он родился гражданином России, так-как в тот момент Финляндия была частью России.
Отец и сын Сааринены слева, рядом с отцом его жена Лойя, которая была сестрой Гезеллиуса.
Отец и сын вписали в историю архитектуры своё имя.
А творчество трех архитекторов оказало влияние как на собратьев по цеху в Финляндии, так и на творчество петербургских архитекторов, что было объяснимо. Наш климат и природа во многом похожи.
Фото конкурсных проектов вокзала с сайта :
http://finmodern.narod.ru/asema.htmlФото церкви Штутгарта с сайта:
http://stuttgart-daily-photo.blogspot.ru/2011_04_01_archive.htmlФото аэропорта с сайта :
http://www.dailymail.co.uk/news/article-2214917/A-look-inside-TWAs-unused-flight-terminal-JFK-airport.html