Войдем внутрь храма, чтобы посмотреть фрески, их много, расписан и сам храм и галерея. Состояние фресок разное, что-то восстанавливается. Храм, к сожалению плохо освещен, поэтому смотреть тяжело, а снимать тем более. Тем не менее что-то получилось отснять.
Фрески церкви Иоанна Предтечи написаны в то время, когда канон был под влиянием образов европейской живописи, это можно заметить в росписях всех храмов Ярославской области, которые в основном расписаны костромскими артелями. Здесь, пожалуй, более всего. Реалии жизни вторгались в религиозные сюжеты, с другой стороны было сильным влияние библии Пискатора, которая за 17 век переиздавалась 6 раз с виршами Мардария Хоникова, поэта, переводчика и монаха второй половины 17 века. Поэт был трудолюбив и сочинил более трех тысяч виршей к библии.
Голландские увражи вдохновляли живописцев, хотя при сравнении гравюр и фресок заметно, что, вдохновляясь какими -то композиционными приемами, наши живописцы проявляли много собственной фантазии в трактовке сюжетов. Кроме библии Пискатора вдохновлялись библией Борхта и евангелием Наталиса. Так же, как и в архитектуре храма барокко подружилось с русской строительной традицией, в росписях новое и традиционное благополучно сосуществуют.
Храм расписывали шестнадцать мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева . Плеханов был опытным художником, в его послужном списке были росписи Архангельского собора Московского Кремля, ростовского Успенского собора, ярославской церкви Николы Мокрого, ростовской церкви Спаса на Сенях, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и вологодский Софийский собор.
Росписи были выполнены с 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года, за один год. В храме более 500 сюжетов на темы Нового и Ветхого завета, за время нахождения в нем молящиеся могли вспомнить тексты Священного писания и порадовать глаза работой художника. Несомненно, что бытовые подробности приближали древнюю историю к ним и делали её понятнее и ближе. Художник был своего рода" переводчиком"с высокого штиля на простой человеческий. Фрески наполнены деталями быта, на них можно увидеть утварь того времени, сундуки, посуду и многое другое.
Влияние светской живописной традиции было уже таково, что лики некоторых святых напоминали парсуны того времени.
Обратная перспектива, каноническая для православной фресковой живописи неожиданно соединялась с нормальными перспективными сокращениями по правилам обычной живописи.
Это даже любопытно, как художник умудрялся совместить в одной картине две различные точки схода: к линии горизонта и наоборот.
Внутреннее пространство храма расписано в 9 ярусов. Пять нижних ярусов - фрески отображали православные праздники по порядку, своего рода минеи. Шестой ряд посвящен святому, в честь которого построена церковь - Иоанну Крестителю, сюжеты рассказывают основные события его жизни.
В алтаре представлен цикл из 18 композиций на тему «Толкование литургии», один из наиболее полных в восточно-христианском искусстве. Здесь помещены сюжеты православных праздников и события земной жизни Христа. Многие сюжеты византийского происхождения: «Великое зерцало», «Лимонарь, сиречь цветник» и т. д.
В храме много миниатюрных портретов святых, позднее никто больше не решился на такое количество миниатюр.
Западная стена храма расписана шестью сюжетами "Песни песней". На столбах - деяния апостолов.
Гораздо лучше сохранились фрески галерей, они поражают динамизмом событий на них. Воины, которые бьются, рубят, стреляют, кораблекрушения, водоворот событий словно отражающих активность государства в то время, динамичность его развития в преддверии петровских реформ
Воины, в отличие от древнеримских у Пискатора, все в узорных портах, не Италия чай, без штанов зябко да и не по людски.
Ткани на портах красивы и соответствуют образцам тканей того времени.
Любопытна архитектура , её много, города, интерьеры домов, она далеко не всегда условна, можно заметить вполне точные образы реально существующей архитектуры и архитектурные детали, написанные с пониманием.
Фрески напоминают часто иллюстрации Билибина, настолько они сказочны, или палехские шкатулки. Хотя история шла как раз наоборот.
Детализация и динамизм композиций увлекли художников, но потерялось иное - лица стали более одинаковы, условны и лишены того духовного искания, которое отличало фрески более раннего времени.
Еще немного фресок посмотрим в следующем посте.