Витражи базилики Сен-Дени

Jul 03, 2013 20:15

Базилика Сен-Дени названа в честь первого епископа Парижа - святого Дионисия, который пришел из Рима проповедовать христианство сначала в Испанию, затем в Галлию. Он был обезглавлен язычниками на вершине горы Монмартр ( в переводе "гора мучеников"). По легенде святой прошел со своей головой на руках до храма, где его погребла христианка Катулла. Возможно, что по её имени поселение на месте нынешнего предместья Сен-Дени называлось Катуллиак (лат. Catulliacum)

В 475 г., с благословения  святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую  базилику. При короле  Дагобере 1ом здесь был основан монастырь бенедиктинцев и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Нынешняя базилика знаменует в истории архитектуры Франции момент перехода к готике, она была первым сооружением в этом стиле, построенным при аббате Сугерии, или по -французски Сюже, в 1137-1144 годах. Готический стиль знаменит витражами, это искусство получило большое развитие во время готики в виду того, что сами стены храмов превратились в каменные кружева, лишившись мощной тектоники романского периода.




Храм стал примером для следующих церквей эпохи готики.
Сугерий придумал расположение исторических и библейских сцен на витражах и витражную розу - круглое окно над главным входом храма, что стало впоследствии каноном.



Базилика пережила не одно столетие, от витражей времен Сугерия мало , что осталось.  От базилики двенадцатого века до нас дошли лишь часть нартекса (две травеи под башнями - оставшаяся часть была перестроена в XIII веке), деамбулаторий с венцом капелл, хранивших витражи двенадцатого века, и западный фасад в сильно измененном состоянии.
Витражи аббатства объединены в циклы с одним сюжетом.  В одном из них рассказывается о событиях Первого Крестового похода, в другом - о посещении Святой Земли Карлом Великим.
 Дошедшие до нас немногочисленные панно включают тему Иессеева Древа и Детства Христа в осевой капелле (капелла Девы). С левой стороны от осевой находилась капелла со сложными аллегорическими композициями, включающая темы Mедного змия, Квадриги Аминодава, Христа, коронующего Церковь и снимающего покрывало с лица Синагоги, Апостола Павла, перемалывающего зерна Ветхого Завета в муку Нового.  Сохранился медальон со сценой из Пророчества Иезекииля - начертание знака Тау на челах верных. Таким образом, три центральные капеллы посвящены христологической теме, и взаимосвязи Ветхого и Нового заветов. В оставшихся боковых капеллах были, по всей видимости, исторические и агиографические циклы.
 Даже, если не знать подробности тематики витражей, красота убранства храма захватывает яркостью света из его окон, затейливостью рисунков на витражах.
История строительства базилики также запечатлена в них.



И история христианства, связанная с историей самого храма.























































На этом витраже сам Сугерий закладывает храм.



















Париж, Архитектура, Франция

Previous post Next post
Up