Всегда мне кажется странным желание некоторых личностей доказать, что мы в чём-то первые. Конечно, мы в чем-то первые, в каких-то открытиях, достижениях, но история культуры и искусства - непрерывный процесс, начавшийся с того момента, как первобытный человек, движимый непонятным ему самому желанием, взял уголь и начертил на стене контуры оленя, на которого он охотился .
Любое открытие в искусстве подготовлено предыдущими столетиями и не бывает на пустом месте. Византийское искусство создало основы христианского искусства во многих областях, но, не с нуля, а отталкиваясь от предшествующего античного греческого и римского искусства. Это касается и искусства миниатюры.
Любопытно, но историки относят происхождение иллюминирования книг к театру.
Процитирую книгу Галины Колпаковой « Искусство Византии»:
«Довольно давно исследователем рукописной книги Р.Хауситом была высказана мысль, что основой для создания композиционной структуры ранней иллюстрированной книги послужили специфически оформленные тексты драматических произведений, предназначенные для постановщиков спектаклей. Текст комедии или трагедии соседствовал со своего рода вариантами сценографии для режиссера; иногда текст предварялся портретом автора. Такого рода «раскадровки»античных спектаклей легли в основу построения христианской книги. Текст Евангелия, например, предварялся портретами евангелистов и сопровождался сценическими композициями внутри текста.»
Искусство миниатюры ( от слова «миниум «- название красной краски) в Византии развивалось под воздействием, как античного искусства, так и восточного. Затейливость восточных орнаментов и их цветовая яркая гамма также повлияла на характер рисунков.
Книжными центрами были помимо Константинополя, Антиохия , а , в первую очередь , Александрия с её библиотекой - восьмым чудом света, к сожалению, утраченным. Никто не знает, сколько книг погибло, особенно книг античных и римских авторов, поскольку книга была в то время рукописной, а потому подчас единственной, а то, что попало в руки европейских писарей во время крестовых походов уничтожалось. Телячья кожа была дорогой, то, что могла позволить себе богатая Византия - делать новую книгу на новой коже, не всегда могла позволить себе средневековая Европа. Соскабливался записанный слой и поверх писался новый. Полученный таким образом палимпсест уже никогда не расскажет нам трагедии Эсхила, которых было написано порядка 90, а дошло до нас только 7. Впрочем, тут виноват отбор истории, а не только варварство следующих поколений. Редкий случай в истории - Лейденский палимпсест, на котором сумели прочитать первоначальный текст Софокла.
Очень много книг погибло и на Руси во время татаро-монгольского нашествия.
Что-то сохранилось в библиотеках монастырей в труднодоступных местах, на Афоне, на Патмосе.
Рукописная книга приобрела в Византии свои канонический вид : декоративные заставки в начале страницы, оформление рисунками , вертикальными и горизонтальными, боков страницы, маленькими миниатюрами в тексте и иллюстрации на всю страницу.
Постепенно, к 11 веку выработался художественный стандарт .
Среди оформления страниц встречается чисто геометрические, близкие к восточной традиции, рисунки.
И , продолжающие эллинистическую традицию с её интересом к человеку.
Саломея, танцующая перед Иродом. иллюстрация к библии 14 века.
Миниатюры напоминают характером рисунка, золотым фоном и общими канонами византийскую иконопись и мозаики .
Исцеление слепого человека. Вторая половина 12 века.
Храм изображается словно в разрезе с экстерьером и интерьером одновременно.
Вся страница задумана, как художественная композиция, где текст тоже часть этой композиции.
Искусство каллиграфии развивалось вместе с иллюминированием.
Жизнь и исторические события оказались запечатленными на страницах манускриптов.
Византийские хроники, 14 век. Нападение сарацинов на Мессину.
Таинственный византийский огонь - огнеметы. Исследователи считают, что использовалась нефть.
Для исследователя - интереснейшая тема : проследить византийские корни в дальнейшей судьбе миниатюры.