Раннехристианские надгробия

Jul 12, 2012 00:41

В коллекции археологического музея Стамбула хранятся скульптурные надгробия 2го века из Сирии - бывшей окраины  Византии.






Раннехристианская  скульптура сформировалась на основе позднего римского портрета и традиций Востока, рельефов Малой Азии и надгробной скульптуры. Римский портрет, очень реалистический вышел из давней традиции снимать восковую маску с лица умерших патрициев, которая потом хранилась в семье. Затем по ней начали изготавливать портреты из камня. "Фотореализм" римского портрета претерпел изменения под воздействием новой религии - христианства. Его кажущаяся неумелость в изображении черт усопших, на самом деле,  - поиски новых выразительных средств в условиях новых задач. Взамен отражения физиогномических черт человека - попытка выразить жизнь его души. Отсюда в скульптуре появляется символика открытых глаз (глаза- зеркало души). Умерший словно видит иную, лучшую жизнь.





Процитирую по этому поводу Сергея Аверинцева :" ...Ближневосточные ваятели первых веков нашей эры, нащупавшие в пределах античного искусства скульптуры новые, неантичные возможности экспрессии, начали просверливать буравом зрачки своих изваяний, глубокие и открытые, как рана....изваяние, по своей внутренней форме - уже икона: тело - только подставка для лица, лицо - только обрамление для взгляда, для экспрессии пробуравленных и буравящих зрачков."



Однако, эти портреты на надгробиях сохраняют индивидуальные черты, живших когда-то людей той давней эпохи.
Можно даже судить о том, как одевались дамы, разглядеть их украшения и головные уборы. Эта наивная прелесть  деталей облика красавиц , живших почти тысячу лет назад , очень трогает. Словно и не было этой тысячи лет, женщины так же принаряжались, любили и были любимыми и судачили друг с другом про детей и мужей.











Стамбулиада, Византия, Скульптура

Previous post Next post
Up