Жорж Барбье и "Русские сезоны"

Mar 02, 2012 20:12

Я писала уже не один раз про фотографов моды, не менее интересны её иллюстраторы. История моды в иллюстрациях гораздо дольше и эта профессия существует до сих пор. Влияние стиля ар-деко в этом году, которое отчетливо видно в летних коллекциях и уже заметно в зимних, заставляет вспомнить прекрасных художников этого времени.
Один из известных - Жорж Барбье.
Мне интересны в его творчестве влияния "русских сезонов" и наших художников.  И его блестящие рисунки моды, которые он делал в следующий период своей жизни.

Барбье родился в Нанте в 1882  , учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1911 году провел успешную выставку, которая способствовала его карьере.
Этот его портрет сделал художник Чарльз Мартин




Считается, что Барбье работал у Дягилева художником на "Шехерезаде", что делал он, что Леон Бакст, который тоже известен своими эскизами к "Шехерезаде" неясно, но видно, что Барбье прекрасно ознакомился с декорациями и костюмами наших художников. -
Идея покорить Париж была авантюрной и "герои дня" сами не ожидали такого успеха. Александр Бенуа, который рисовал эскизы для "Павильона Армиды" , в котором танцевала Анна Павлова, написал в своих воспоминаниях:
"Оказывалось, что русские спектакли нужны были не только для нас, для удовлетворения какой-то «национальной гордости», а что они нужны были для всех, для «общей культуры». Наши французские друзья только это и повторяли: вы-де приехали в самый надлежащий момент, вы нас освежаете, вы наталкиваете нас на новые темы и ощущения."
"Русские сезоны", действительно стали событием для мировой культуры. В течение 20 лет , с 1909 по 1929, были поставлены балеты, в которых сотрудничали лучшие художники этой эпохи, что сильно продвинуло театрально-декорационное искусство.
Звездами дягилевской труппы стали вскоре Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Нижинский, покорявший всех нереальными прыжками и мощью своего танца и томная, прекрасная Карсавина, которая стала любимицей  и музой многих художников.



Русские красавицы быстро обжились в Париже. Тот же Бенуа трогательно пишет : "Те из наших дам и девиц, у кого было больше собственных денег, те сразу обзавелись новыми шляпочками и летними костюмами, и иных из них, только что выглядевших провинциалками, теперь можно было и впрямь принять за парижанок."



На этом портрете Эберлинга Карсавина и впрямь совсем светская дама..Потом она вышла замуж за английского дипломата и жила в Лондоне.



Её портреты писали очень многие : Серебрякова, Добужинский, Судейкин позднее Джон Сарджент ,
Валентин Серов сделал рисунок в роли.



Савелий Сорин сделал портрет Карсавиной в роли "Сильфиды" в 1910 году.



Генри Брюс в своем рисунке 1918 года.отметил её балетную осанку.



Бакст рисовал для неё эскизы платьев.



Арлекин, Пьеро, Коломбина - персонажи комедии дель арте были хорошо знакомы французам. Очаровательная Балерина в исполнении Карсавиной покорила всех.
Бенуа написал о ней так:"Впрочем, и Карсавина, взявшаяся в «Петрушке» исполнить роль куклы-балерины, доказала еще раз, что артистичность задачи способна всегда вознаградить ее за отсутствие «благородной», в смысле чисто балетных эффектов, роли. Надо прибавить, что, несмотря на умышленную «глупость» балерины и ничуть не изменяя этому характеру, Карсавина и на сей раз сумела остаться прелестной и пленительной. Ей к тому же очень шел тот потешный костюм, который я почти дословно скопировал с одной статуэтки гарднеровского фарфора."



Фарфоровые статуэтки и впрямь хороши, знать бы где та, которая послужила прототипом !



Образ Тамары Карсавиной на сцене вдохновлял и Жоржа Барбье. В своей стилизованной манере он сделал цикл рисунков, посвященных звездам русского балета. Первая книга с иллюстрациями Жоржа Барбье вышла в 1913 году. Это был альбом "Вацлав Нижинский. Рисунки танцев " В 1914 году он выпустил следующий "балетный" альбом, посвященный Тамаре Карсавиной.



Можно заметить, что он нарисовал реальные балетные костюмы.









Можно сравнить с картиной Маке, на ней  тот же момент балета, Арлекин, соблазняющий Балерину.



К теме Арлекина и Коломбины Барбье обращался и потом.



А это Карсавина и Нижинский в балете " Призрак розы", красавица, уснувшая после бала, танцует в своих грезах.



И рисунок Барбье.



Нижинский в роли "фавна", узнаются костюмы Бакста.



Нижинский в танце, рисунок 1913 года.



Балеты Стравинского "Петрушка" и "Жар-Птица" были написаны специально для Карсавиной. Сама Карсавина писала:" Я влюблена в "Петрушку" и "Жар-птицу" Игоря Стравинского. Это действительно новое слово в балете. Тут музыка и балет не пригнаны друг к другу, а составляют одно...."
Костюмы к "Жар-Птице" и "Шехерезаде" на музыку Римского-Корсакова ввели в моду восточную и русскую тему. Кроме них были еще поставлены "Синий бог" Ана с Бакстом ,"Саломея " Шнитта с художником Сергеем Судейкиным. Пряный аромат восточной ночи, одалиски и опахала, Ида Рубинштейн, танцевавшая Клеопатру с полуобнаженной грудью - эффектное зрелище, которое не может оставить зрителя равнодушным.



Карсавина в "Шехерезаде"





Собственно говоря, эта мода  на Восток была во французской живописи давно. Еще Эжен Делакруа писал картины на восточные темы. Французский живописец Кларэн, - автор картин несколько похожих на живопись прерафаэлитов только с более гламурным оттенком, после путешествия по Марокко писал красавиц, напоминавших "Шехерезаду" Бакста.



Публика была подготовлена, но поражена первым же балетом "Шехерезада", его размах и красота были непривычны для парижан. Постановщики с трудом приспособили декорации к театру "Шатле".

К "Шехерезаде "рисовали и Бакст и Барбье, интересно сравнить их рисунки. Рисунок Барбье похож на картину Анри Матисса.



И похож на эскиз Бакста.





Еще костюмы Бакста





И рисунок Барбье



Балет "Синий бог " - костюмы Леона Бакста.





Карсавина - Жар-птица



Эскиз Бакста "Жар-птица"



Костюм "Синей птицы" по эскизу Бакста



Карсавина в роли "Жар-Птицы" воплощена в фарфоре.



Ожившая статуэтка из фарфора прожила свою жизнь звезды русского балета и застыла снова в хрупком, как и сам балет материале. Сказка в стиле Андерсена.

Барбье посвятил "Шехерезаде " цикл рисунков и возвращался к этой теме еще не один раз.



"Саломея"



Восток стал моден у создателей одежды. Рисунки Барбье для модных журналов это тоже зафиксировали. Тюрбаны и чалма с эгретами, юбки -шаровары, обнаженные руки и большие декольте, полупрозрачные ткани. Бакст тоже был приглашен рисовать эскизы для модного дома "Пакен", но сотрудничество не получилось.







Рисунок 1920 года.





В этот период сложился стиль Барбье, как художника и началась его слава иллюстратора.

Иллюстраторы, Балет, Из истории моды, #графика.

Previous post Next post
Up