Исаакиевский собор. Интерьеры

May 13, 2017 20:19

Месяц назад вдруг решили сходить в Исаакиевский собор пока он еще музей. А то неизвестно чем дело закончится, а поснимать будет уже сложно..День на редкость выдался солнечным, тот случай когда погода милостиво согласилась посодействовать съемкам.




Думаю, что все знают имя архитектора собора Огюста Монферрана.
Род Монферран ведет свое начало из Оверни, где у деда Огюста было поместье Монферран. Сведения о его жизни во Франции довольно скудны. Известно, что он закончил Парижский лицей и до поступления в специальную школу архитектуры посетил Рим, так-как в своих трудах он упоминает о путешествии по Италии в целях изучения архитектуры. В течение 18-19 веков Рим был своеобразным университетом. Ясно, что собор святого Петра произвел впечатление на будущего автора нашего собора.
Обучение отложилось, так-как Монферран был призван в армию и воевал с наполеоновскими войсками в Италии.После ранения покинул службу и в 1807 году вернулся в школу.
После окончания школы Монферран попал на войну вторично, отличился в битве при Арно и получил чин старшего квартирмейстера.
После отречения Наполеона Монферран вернулся к своей профессии и проработал некоторое время у Молино, известно, что до отъезда в Россию он принимал участие в строительстве церкви Мадлен в Париже.
Молино отмечал усердие и талант своего подчиненного, армия научила его дисциплине и отвественности, но, как служивший у Наполеона он не мог рассчитывать на блестящую карьеру после реставрации Бурбонов. В 30 лет Монферран принял решение покинуть Францию.Зодчий сформировался и мечтал строить по собственным проектам.



Монферран приехал в Петербург в 1816 году, в русской архитектуре начинался завершающий этап развития классицизма.Победоносное завершение войны предъявило новые требования к облику Петербурга, он должен был стать городом, в котором архитектура отражала идеи силы русского государства и русской воинской доблести. Монументальность собора продиктована решением создать храм-памятник.
Перед приехавшим архитектором встала задача перестройки Исаакиевского собора так, чтобы он занял одно из ведущих мест в архитектуре городского центра. Так сложилось, что архитектор отдал собору всю свою жизнь. 30 мая 1858 года собор был открыт, а 28 июня Монферран умер в возрасте 72 лет. В течение всех этих более чем 40 лет Монферран руководил стройкой, которая прошла многие сложные этапы.




Исаакиевский собор Монферрана был третьим по счету после соборов Маттарнови и Ринальди. Еще в 1809 году был объявлен конкурс на проект, в котором участвовали известные архитекторы того времени, но ни один из проектов не был принят к исполнению, к тому же ни в одном из проектов не было планировки самой площади. Из-за войны работа была приостановлена, лишь в 1816 году Александр Первый предложил возобновить проектирование. Незадолго до этого в "Комитет по делам строений и гидравлических работ" был принят старшим чертежником Монферран. Решив попробовать свои силы Монферран составил 24 проектных варианта в разных стилях, даже в стилях китайской и индийской архитектуры.
Альбом с вариантами и рекомендация от Молино были представлены государю и 21 декабря 1816 года Монферран официально стал придворным архитектором и начальником чертежной "Комитета" - ведущей проектной и строительной организацией города, должность он занимал в течение 10 лет.
Проект собора Монферран выполнил после изучения русской архитектуры, конкурсных проектов предшественников, в том числе Воронихина с его куполом. Стоит отметить, что Монферран, несмотря на то, что купол стал главенствующей идеей храма, сумел найти тонкий компромисс и выразить национальную идею: он создал храм, в котором большой купол окружен небольшими четырьмя, не сразу заметными, но напоминающими о традиционном русскои пятикупольном храме.




Руководство стройкой давалось нелегко, в том числе из-за интриг и даже энергичной кампании некторых архитекторов, называвших Монферрана невеждой и неучем.
А так же из-за борьбы с консервативными порядками и бюрократией. Монферрану пришлось приспособиться к русской строительной традиции в виде артельной системы, столкнуться с хищениями. Впрочем и его обвиняли в злоупотреблениях после того, как он купил собственный дом и начал вести широкий образ жизни. Дом на Мойке Монферран купил, получив от государя сто тысяч за установку Александровской колонны.
Строительство шло во много этапов: разборка старого здания, и укладка фундамента : на дне котлована были забиты 10762 сваи длиной 6.40 метра. С 1828 по 1830 возвели колонны портиков, в 1830-36 годы стены и к осени 1837 года - своды и основание подкупольного барабана. Все общестроительные работы были закончены к 1841 году и далее до 1858 года велась отделка помещений.

Проект интерьера делался уже в другую эпоху, когда на смену классицизму пришел романтизм и увлечение историческим прошлым.
Классицизм прослеживается в отделке интерьера мрамором. Здесь можно увидеть светло-розовый и темно-красный тивдийский мрамор, филенки стен из желтого сиенского мрамора, зеленого генуэского, цоколь из белого итальянского, плинтус из черного сланца с переходом к серому мозаичному полу, обрамленному фризом из красного шокшинского порфира. В отделке есть и мрамор из карьера Рускеала, который теперь превращен в парк для туристов.







Иконостасы выполнены из белого итальянского мрамора в сочетании с мозаичными панно, колоннами из малахита и лазурита, накладная золоченая бронза усиливает контраст.



















Вся верхняя сводчатая часть собора по характеру архитектурно-декоративного оформления напоминает образцы отделки интерьеров в эпоху итальянского барокко 17 века.




Ведущая роль в оформлении интерьера принадлежит скульптору И.Н. Витали и работавшим с ним крупнейшим скульпторам середины 19 века: П.Клодту, Н.Рамазанову, Ф.Толстому, А. Беляеву, Р.К. Залеману и Н.Пименову.
Более 200 пластических изображений пророков, евангелистов, ангелов , а также многофигурных композиций, барельефов составляют скульптурное убранство собора.

Применяя различные новшества в украшении собора, Монферран ввел и витраж, сделав запрестольный образ, изображающий Христа. Витраж сделан на Мюнхенской мануфактуре, отличается яркостью и глубиной цвета. Его изготовил выдающийся мастер-витражист М.Э.Айнмиллер.










Собор является хранилищем ста пятидесяти картин и плафонов, представляющих лучшие образцы русской монументальной живописи.
Верхний свод купола был поручен Карлу Брюллову, а также четыре паруса и пространство под парусами. Ф.А. Бруни расписывал своды и аттик, П. Шамшин  пять картин на тех же сводах. И большая команда художников расписывала все остальное.
Брюллову выпала самая ответственная задача расписать плафон площадью 720 квадратных метров с учетом специфических особенностей построения композиции, обозреваемой снизу. Мастер был занят в течение пяти лет подготовительными эскизами. Работа в недостроенном сыром соборе подорвала его здоровье: художник уехал в Италию, где в 1852 году скончался.







Что же касается дверей, то автор стремился воспроизвести композиционные приемы и способы проработки барельефов, характерные для эпохи Возрождения. А вот сюжеты были из русской истории, к примеру история крещения Руси князем Владимиром.







Когда-то над этим местом качался маятник Фуко.













Значительное место в оформлении интерьера занимают мозаичные картины, некоторые выставлены в качестве экспонатов и их можно рассмотреть вблизи. 62 мозаичные картины представляют собой крупнейшее собрание произведений русского мозаичного искусства второй половины 19 века.







А далее мы поднимемся на самый верх, чтобы разглядеть поближе ангелов Исаакиевского собора

#Санкт-Петербург, Интерьеры, Питер изнутри, Музеи, Архитектура, Питер, #музеи

Previous post Next post
Up