Лои Фуллер - танцовщица и муза

Dec 26, 2010 19:58

                                                                                         Ты рождена воспламенять воображение поэтов...
                                                                                                                                    А. С. Пушкин

Гуляя по Праге,  я увидела на фасаде женскую фигуру , вот эту :



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387787" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Мне она сразу напомнила нашу питерскую девушку на фасаде дома по Малому проспекту Петроградки, в том месте, где Малый вдруг выкидывает коленце, вместо того чтобы достойно нести звание "Малой першпективы". 




{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387788" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Наша , разумеется, более классична и похожа на богиню, но, неожиданно я прочла в одном месте фразу, в которой говорилось, что была мода на таких девушек на фасаде и мода эта была навеяна танцами Лои Фуллер.
Конечно, я заинтересовалась этой дамой и, погрузившись в недра интернета , удивилась тому, что она кого-то только не вдохновила собою,  видно танцы её действительно были хороши.

Мария-Луиза Фуллер родилась 15 января 1862 года в штате Иллинойс и начала танцевать в 4 (!!!) года. Потихоньку взрослея, она была постоянной участницей бурлеск-шоу под названием Buffalo Bill, Wild West Show.
Легенда гласит далее, что в 1891 году Лои Фуллер придумала танец с тканями из шелка, вдохновившись вздымавшимися во время репетиций шторами. Девушке навеяло и она создала "Змеиный танец", во время которого ловко манипулировала длинными кусками шелковой ткани , которые подсвечивались цветными прожекторами. Цвета менялись, в дальнейшем она получила несколько патентов по использованию сценического освещения. В общем, она оказалась новатором, догадалась использовать свет и развевающиеся ткани. Сейчас этим никого не удивишь, но всё бывает в первый раз и в первый раз поразило неискушенную подобными спецэффектами публику. Настолько, что слава Лои не замедлила прилететь на крыльях с лавровыми венками. Может быть, питерский архитектор Власовский как раз изобразил богиню славы Лои Фуллер.
Была ли она хороша ? По фото не сказать, чтобы очень. По нынешним модельно-балетным канонам ей следовало бы скинуть килограмм 20. К тому же она начала покорять мир в 30 лет, что опять -таки в танцевальном бизнесе сейчас поздновато для начала. Но были другие времена и каноны.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387767" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387768" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Однако, видно по горящим глазам, что шла от неё энергетика и образ, который она создавала на сцене, делал её прекрасной, потому что все воплощения в живописи и скульптуре  навеяны не конкретной женщиной, а танцем,  душой этого танца, его , судя по всему, завораживающим действом. Жаль, что не было цветного фото.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387785" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Это фото уже 1902 года, даже был уже снят фильм братьями Люмьер . Да, к тому времени Лои уже покорила Париж.
Париж был тогда столицей мира и все, кто мечтал о мировой известности , стремились туда. Быть признанным в Париже - значит быть признанным во всем мире. Голливуд тогда делал первые робкие шаги.
Дебютировав успешно в 1892 году в Нью-Йорке в феврале, Лои уже осенью танцевала в Фоли-Бержер. Танец назывался  "Fire dance ", сохранились его афиши.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387772" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387771" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Зажигательный танец происходил на стекле, которое подсвечивалось снизу.
Лои быстро завоевала признание парижан, стала подругой известных художников, таких , как Роден, Тулуз-Лотрек, Жюль Шере и музой, вдохновлявших их и многих на всякие воплощения.
Вот наброски Тулуз-Лотрека, пытавшегося остановить прекрасное мнгновение танца Лои и передать его энергетику, сейчас бы не сучался, а взял видеокамеру. Развитие техники не всегда на пользу искусству, сколько всего не было бы нарисовано, если существовал бы уже тогда фотография.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387766" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387770" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
А это попытки изобразить танцевальный экстаз Лои другим художником Коломаном Мозером.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387784" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Лои виделась богиней танца,  танцевала ли она обнаженной, история умолчала. но позировала .
Портрет работы Мари-Феликс Ипполит.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387763" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }

Сравнивая этот портрет с пражской скульптурой, можно сказать, что пропорции фигуры вполне переданы.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387786" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Венок, в котором она выступала, приобрел вид любимого цветочного орнамента эпохи арт-нуво.
На этом портрете Лои видимо более похожа на себя.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387769" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Образ Лои послужил даже для создания декоративных подставок под лампы.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387764" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
А это вот статуя стояла при входе в её театр на Всемирной Парижской выставке  1990 года.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387765" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Огюст Роден запечатлел также образ Лои в хорошенькой женской головке,  немного приукрашенной, если сравнивать с фото, но тоже в венке.



{ login: "alena-tahtamysheva" ,author: "alena-tahtamysheva" ,photo: "387775" ,offered: true ,ticket: "uf8fa8c69e52653162cec5863b3bd8d97" ,nodes: { confirm: 'photo-notes-confirm', text: 'photo-notes-text', add: 'photo-notes-add' }, areas: [ ] }
Однако мужчины Лои не интересовали. Она прожила одна , написала в 1908 году мемуары "15 лет жизни танцовщицы", которые были в 1913 переведены на английский язык. После Первой Мировой войны уже не танцевала, а преподавала в Париже в своей школе. В 1926 году съездила в Штаты со своей подругой - королевой Румынии Марией, а в 1928 году умерла.
Её последовательницей была Айседора Дункан, у нас более известная, благодаря тому, что приезжала на гастроли и крутила роман с Сергеем Есениным.
Судьба Лои в очередной раз наводит на мысль, что не родись красивой, а родись умной и талантливой. Умная женщина сумеет создать образ красивой женщины, даже при не слишком больших авансах природы.  А красивая , но глупая , останется только красивой, да и то временно.

#модерн, Архитектура, Прага, История вещей, Живопись.

Previous post Next post
Up