Такой привычный и даже тривиальный кирпич оказывается при ближайшем рассмотрении материалом с большими художественными возможностями.
У кирпича богатая и давняя история. Слово кирпич тюркского происхождения.Изначально он имел иные размеры, не такие, как сейчас по ГОСТу. И даже был разным. Сначала кирпич был плинфой. ( от греч. πλίνθος - кирпич) Плинфа была широкой и и плоской, это была прабабушка нынешнего кирпича, из плинфы строили в Византии и на Руси в домонгольский период. Её толщина в основном от 2,5 до 4,5 см, длина. и ширина также не оставались постоянными, эволюционируя в сторону уменьшения размера, что хорошо видно при сравнении плинфы киевского Софийского собора (40-е гг. 11 в.) - 37×27×3,5 см и новгородской церкви Спаса-Нередицы (1198) - 26×17×4,5 см.
Привычный нам кирпич появился в Англии в 16 веке. Его размеры удобны для среднестатического человека, это можно понять, когда берешь кирпич в руку. Берешь в руку - маешь вещь ! Его вес и размер дают возможность держать его одной рукой. Лучший друг кирпича - цемент. В Древней Руси использовался известково-цемяночный раствор. Знакомые со строительной археологией подтвердят, что кладку на цемяночном растворе разбить очень сложно. В Киевской Руси была так называемая смешанная техника кладки - «opus mixtum» - стены воздвигали из плинфы и камня на розовом известковом растворе - цемянке. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, а розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича.
Теперь раствор между кирпичами занимает примерно 1 см по высоте, швы углублены , а кладка делается с перевязкой швов для прочности, чему способствуют гостовские кратные размеры кирпича: 250 на 120 на 65. Два кирпича поперек равны кирпичу вдоль.
Перевязка делается через некоторое количество рядов, иногда через 4, иногда через 5.
Сама кирпичная стена, когда она идеально выложена, уже красива. Мастерство каменщика, однако, предполагало раньше умение выкладывать по кружалам арки, своды, а на фасадах создавать декоративные пояса и пилястры. В Петербург каменщиков традиционно поставляла Ярославская область.
Тот, кто имел дело с кирпичной кладкой, знает, кирпич можно выдвинуть из стены на четверть его длины, без риска опрокинуть ряд. Потом еще на четверть. Таким образом, получается рельеф в кладке.
Было популярным украшать фасад вензелями владельцев. Обратите внимание, как красиво заплетены кирпичи на арках.
Можно поставить его на попа и вы получите вертикальный поясок. Но у зодчих дореволюционного периода были еще и другие возможности: существовало много видов лекального кирпича, который делался на кирпичных заводах, а их было немало, что теперь можно увидеть по сохранившимся клеймам на кирпичах. традиция уже ушедшая. Лекальный кирпич значительно обогащает пластику фасада, что можно заметить на многих петербургских зданиях Ближе к модерну появился лекальный кирпич с закругленными краями, что соответствовало концепции стиля, в которой был приоритет бионических плавных линий.
Кладка часто ведется в два цвета, что усиливает рельеф стены.
Кладка обогащалась декоративными вставками.
Каменноостровский проспект, угол Большой Монетной.
В советское время из кирпича строили достаточно много, несмотря на обилие панелестроения. Да, каменщики не всюду были опытны, для выполнения более сложных работ с архитектора требовали нарисовать "порядовку" - планы стен в сложных местах, например там, где примыкает эркер, с подробной раскладкой кирпичей по двум рядам с перевязкой.
Теперь строительство из кирпича в больших масштабах совсем сократилось. Если так пойдет дело, слово "кирпич" будет вспоминаться только на непроезжих улицах.
Между тем в Петербурге есть на чем поучиться, посмотрим лучшие образцы "кирпичного " стиля по городу.
Напротив Малой Голландии - тоже образца "кирпичного "стиля, стоит на канале дом Кранкенгагена постройки архитектора А.А. Бруни, 1900 год. Его фасад украшен эркером, а крыша рядом слуховых окон с треугольными фронтончиками. Кладка стены вызывает уважение. Фасад по питерски элегантен,изящны слегка округлые обрамления окон, слабый рельеф стены, не вступающий в спор с главной доминантой фасада - богато декорированным эркером. В солнечный день ( коих мало в Питере) можно дополнительно отметить роль теней в архитектуре: они выгодно подчеркивают пластику фасада.
Влияние модерна ощущается в этом доме по улице Егорова, 26. Он построен в 1903-1905 годы архитектором Робертом Марфельдом для Попечительства императорского человеколюбивого общества ( вот название ! ). Большие витражи, полуциркульное окно, плавные линии окон. А работа каменщиков вызывает восторг. Она виртуозна, тяжело заметить возможные ошибки в кривизне арок или их неодинаковость, все практически идеально выложено. Стоит отметить еще то, что толстая кирпичная стена дореволюционной кладки до метра позволяла разогнаться до многих слоев рельефа. Здесь можно насчитать порядка 9 уступов от заглубления между окнами до окантовки окна на центральной выступающей части, что означало, что у каменщиков было хорошо развито пространственное воображение. В общем, если вдуматься, то это высший пилотаж.
Большой проспект В.С. 1902-1905 годы, архитектор М.Ф. Еремеев.
Васильевский остров, 2я линия, 23, дом купца П.Я Бекеля, архитектор Пуншель.Ф.К. 1882 год. Дом, к сожалению, был нелепо достроен до 5 этажей в 1930 году и потерял силуэт кровли.
Облицовочный кирпич был изготовлен на заводе Гофмана в Зигерсдорфе (Силезия), а железные ворота и лестничные перила - на петербургском предприятии К. Винклера.
Зоологический переулок. Доходный дом В.А. Шретера, 1881-82. К счастью, остался несмотря на невысокость недостроенным. Надстроенные этажи, что часто происходило в советское время с дореволюционными домами, портили первоначальный вид здания.
Васильевский остров,2 линия, 9. Архитекторы В.А.Шретер и И.С. Китнер, 1873-74 гг, дом В.Ф. Штрауса.
В решении фасада использованы романско-готические мотивы. Дом облицован желтым и красным кирпичом, который был заказан на заводе Дитмера в Реннберге.
При строительстве здания впервые в Петербурге был применён кирпич уменьшенного размера, специально изготовленный на заводе «Товарищества обработки строительных материалов
Над окнами второго этажа помещены лепные изображения грифонов.
На фасаде сохранились керамические барельефы и накладные металлические вензеля, образованные латинскими литерами W и S - инициалами домовладельца, коммерсанта В. Ф. Штрауса.
Улица Большая Пушкарская, угол с Гулярной, Здание построено на участке, который в конце XIX - начале XX вв. принадлежал жене доктора медицины Ю.К. Добберт. Рижский арх. А..Я. Рейнберг выстроил доходный дом в кирпичном стиле с элементами ганзейской готики.
Напротив него стоит бывшее здание картонажной фабрики "Отто Кирхнер", архитектор Андреев построил угловой корпус в стиле модерн в 1914 году.
Троицкий проспект, 6. Здание мастерских Н.Е. Фрейберга . 1898 г. - арх. А. И. Рейнбольдт
Разумеется. это далеко не все петербургские здания в "кирпичном" стиле. Закончить я хочу забавным примером.
Это здание находится в поселке Понтонный, ближайшей окраине Питера, доехать я не собралась, фото с сайта etovidel.
Здание прославилось как "самая странная церковь". Однако строилось оно в конце 80х как музей фанерной фабрики пос. Понтонный.
Проектировал его архитектор Шмелев, вошедший в историю архитектуры как теоретик и апологет золотого сечения, издавший книгу, в которой интегральные уравнения отпугнут 90 процентов решивших разобраться с тайнами гармонии золотого сечения.
В то время, когда здание было уже практически построено, мой муж, вчерашний студент, познакомился в своем проектном институте с Шмелевым, тогда уже седовласым мэтром, и тот пригласил приехать в мастерскую, которая была там же в поселке Понтонный. Видимо, ему польстило внимание к его трудам со стороны молодого архитектора. Книга тогда была еще не издана, но свои воззрения Шмелев рассказал в более понятной форме, показывая макеты своих будущих построек. Не все было воплощено.
Этот музей, теперь церковь какой-то христианской секты, напомнил своим образом построенный где-то за границей памятник, кажется рыбакам. Он промелькнул в архитектурной прессе и там был понятен месседж : три срезанных и поставленных на попа лодки. Здесь же он теперь выглядит странным.
Но причем тут "кирпичный" стиль ?
Дело в том, что вопреки советскому ГОСТу архитектор добился, чтобы для этого здания был специально изготовлен кирпич со сторонами, соотносящимися в пропорции золотого сечения. Как ему удалось убедить строителей, осталось неизвестным. И этот кирпич оказался похожим на плинфу, более низким и длинным. Так что старые мастера знали секрет мировой гармонии !