В первые годы после создания Китайской Народной Республики в этой отсталой крестьянской стране при колоссальной поддержке СССР и непосредственном участии советских специалистов были заложены все основные отрасли современной промышленности, включая оборонную. Однако к концу 1950-х левацкой части китайской Компартии стало казаться, что можно одним скачком догнать и перегнать "советских ревизионистов", а заодно и Запад, если сделать ставку на революционный энтузиазм масс.
Поскольку главным показателем индустриальной мощи виделись объемы производства стали, Мао решил в считанные месяцы увеличить её выплавку в разы, используя для этого идею т.н. "малой металлургии".
В соответствием с директивами Партии, в каждой коммуне стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень. В результате из самопальных "домен" появлялся низкокачественный чугун.
В 1958 г. производство такой «стали» возросло на 45 %, а в 1959 - ещё на 30 %.
Одновременно для резкого подъема урожайности в сельском хозяйстве был организован массовый забой воробьёв, обвинённых в поклёве посевов.
В разгар "Большого скачка" американский журнал "Лайф" послал в Красный Китай французского фотографа Анри Карьте-Брессона (Henri Cartier-Bresson), чтобы тот запечатлел всё это безумие.
Его репортаж вышел в одном из январских 1959 г. номеров журнала.
Это те самые деревенские металлурги в процессе строительства глиняных "домен":
Люди "Большого скачка" на обложке журнала "Лайф":
Массовые торжества по случаю окончания строительства очередной речной плотины:
Крупнее Дамбы строились тоже каким-то особыми революционными методами, в основном, киркой и лопатой:
500 тыс. китайцев в Пекине протестуют против политики США и Англии на Ближнем Востоке:
"Монахи на марше":
КрупнееДо начала Тибетского восстания оставались считанные месяцы. Справа внизу кадры политучёбы.
Ударный труд строителей коммунизма с китайской спецификой:
ЕМНИП, именно в 1958 г. Мао "бросил в массы" лозунг "Три года упорного труда и 10.000 лет счастья".
Однако через 3 года "Большой скачок" окончательно и полностью провалился. Производство стали рухнуло и было восстановлено на уровне 1958 г. только в 1964-м.
Истребленные воробушки аукнулись нашествием насекомых на народные поля. В Вики приводятся цифры людских потерь от голода в 20-40 млн. человек, что является одной из самых страшных социальных катастроф в истории.