Давно хотел сделать пост о 10 культовых автомобилях 20 века, но пока о некоторых из них по отдельности. "Культовыми" можно называть такие машины, которые оставили яркий след в истории одной и более стран, стали символами эпохи, героями масскульта и фольклора, завоевали народную любовь и память о которых живёт ещё многие десятилетия после прекращения производства.
Одним из таких культовых автомобилей по праву считается французский Citroën 2CV, получивший прозвище "Дё-шево" (фр. Deux chevaux - две лошади). Эта микролитражка выпускалась во Франции с 1949 по 1988 год, а в Португалии - до 1990 г.
Во Франции он сыграл ту же роль, что Форд Т в США или Фольксваген "Жук" в Германии: «посадил за руль» нацию. В довольно бедные послевоенные годы за 2CV выстраивались очереди, поскольку это была первая машина, которую мог позволить себе тамошний средний класс. Маркетинговый успех объяснялся весьма доступной ценой, ради которой автомобиль сделали предельно упрощенным, если не сказать примитивным: матерчатая крыша и деревянный каркас плюс слабенький двигатель. Простой в обслуживании и ремонте, утилитарный, годный для неблагоустроенных дорог и перевозки небольших грузов - он должен был заменить французскому фермеру лошадь и телегу, горожанину - велосипед и извозчика.
Через четверть века "Дё-шево" станут называть во Франции "автомобилем неудачников", но в 1950-е это был предел мечтаний!
Само название машины ("Две лошади") было несколько обманчиво. Индекс в названии обозначает условную мощность двигателя (фр. CV, chevaux vapeur), рассчитываемую по его объёму, облагавшуюся налогом (фр. chevaux fiscaux, cheval fiscal - транспортный налог, букв. лошадиный налог) на автомобили в тогдашней Франции, в то время как реальная мощность (фр. cheval-vapeur) исходного варианта - 9 л. с.
Проект 2cv был разработан ещё в 1930-е годы.
К концу 1934 г. компания «Ситроен» оказалась на грани банкротства. Новый вице-президент и главный конструктор Пьер Буланже переориентировал компанию на снижение расходов и завоевание массового рынка. Как часть новой политики фирмы в 1936 г. был запущен проект TPV (фр. Très Petite Voiture - особо малый автомобиль), основанный на маркетинговых рекомендациях, подготовленных Жаком Дюкло. Для того времени задание было необычным: в Европе, предпочитавшей до сих пор дорогие и основательные автомобили, предполагалось запустить в производство «зонтик на колёсах», чрезвычайно дешёвый и неприхотливый, с помощью которого крестьяне могли бы возить свой товар с фермы на рынок по неухоженным сельским дорогам. Предусматривалась грузоподъёмность 100 кг с водителем и пассажиром, скорость 60 км/ч и неплохая экономичность - всего 3 литра бензина на 100 км пути. Машина предназначалась для сельских жителей, которые в большинстве своём ещё не приняли автомобиля из-за высокой цены и эксплуатационных расходов. К 1939 г. TPV был готов, и успели построить несколько прототипов, но война отодвинула начало производства на целых 10 лет.
Так выглядел TPV, прототип 2cv:
Реклама 2cv делала особый упор на вместительно этого микроавтомобиля:
Успех продаж «Дё Шево» был оглушительным - в первые же несколько месяцев после начала производства очередь на машину растянулась до трёх лет, а вскоре - и до пяти. Машина, купленная с рук, стоила дороже новой - покупателю не приходилось ждать. Темп выпуска возрос с 4 машин в день в 1949 году до 400 в 1950-м.
Для целых поколений французов он стал воспоминанием о беззаботной юности:
"Дё-шево" - это весело:
Для фермеров и лавочников выпускался пикап:
Среди бесчисленных модификаций 2cv были даже как бы внедорожники:
Машинка быстро распространилась по французским колониям и бывшим колониям, в основном в Африке:
Плакат, посвященный 60-летию автомобиля:
В Испании 1960-х:
Реклама 1972 г.: "Больше чем автомобиль. Это образ жизни":
К концу 1970-х для французов это слоган уже звучал насмешкой.
Реклама 1976 г.:
Брошюра 1986 г.:
Герой комиксов:
В наше время это один из символов Франции, вдохновляет и художников, и издателей открыток:
2cv - это настоящая Франция!
Мультяшный 2cv встретился с другой французской автолегендой:
Во многих странах мира есть клубы фанатов 2cv, особенно много их в Португалии.
Это я снимал в Коимбре:
Подобно «Жуку», 2CV выпускался во многих странах и не один десяток лет. В период с 1948 по 1990 годы было выпущено 3 872 583 собственно 2CV, плюс 1 246 306 небольших грузовичков на его базе, плюс несколько миллионов более поздних модификаций («Диана», «Мехари» и др.) - общий выпуск составил 8 756 688 штук.