Царскосельские дворцы на цветных фото 1917 года

Mar 10, 2013 19:30

Совершенно удивительная история описана на сайте города Пушкин: о том как в 1917 г., когда всё катилось в тартарары, нашлись люди, позаботившиеся запечатлеть для потомков опустевшие императорские дворцы на цветной фотографии...
В ночь на 1 (14) августа 1917 года семья последнего императора покинула любимый дом - Александровский дворец, который через четыре часа после этого принял Г.К. Лукомский, как председатель Комиссии по приемке и учету имущества Царскосельского дворцового управления.
Тогда же, понимая мемориальную ценность предметов, доверенных ему, он обратился с ходатайством к комиссару Временного правительства над бывшим Министерством Двора и Уделов Ф. А. Головину: «Для лучшей каталогизации инвентаря, имеющего художественное значение, представлялось бы желательным фотографирование всех наиболее ценных предметов во дворцах, а так же закрепление для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели в 1917 г., то есть ко времени конца Российской монархии».
Лукомский получил разрешение на проведение съемки во дворцах Царского Села. Для этой цели был приглашен бывший конюшенный полковник фотограф Андрей Андреевич Зеест.
В июне-августе 1917-го были сделаны (методом автохрома) цветные изображения интерьеров, предметов декоративно-прикладного искусства и картин в Екатерининском и Александровском дворцах. После этого 83 пластины были переданы для намеченного в издательстве «Копейка» в 1918 г. трехтомного труда «Художественные сокровища Царского Села» и бесследно исчезли. Большую часть оставшихся цветных снимков Лукомский забрал с собой в эмиграцию. Лишь после войны части этой коллекции стали возвращаться в Царское Село (Пушкин).

1917г., Янтарная комната в Екатерининском дворце, А. Зеест:


Высокое разрешение
Так выглядел подлинник, бесследно исчезнувший в 1945 г.



Часть коллекции цветных автохромов в настоящее время находится в собрании музея-заповедника «Царское Село» и включает в себя сорок два изображения. Тридцать из них в 1968 году были приобретены музеем у наследников фотографа полковника А.А. Зееста, а двенадцать - в 1958 году подарены дворцу английским туристом, членом Оксфордского клуба Г. Барратом. Это позволяет предположить, что пластинки, переданные в дар, входили в число вывезенных Лукомским, так как известно, что последний до конца своей жизни проживал за границей.
В июне 2012 года на аукционе Olivier Coutau Bėgarie музеем были приобретены еще 48 автохромов с видами Большого Царскосельского, и, что особенно ценно, Александровского дворца, вероятнее всего, также из числа вывезенных Г. К. Лукомским.
Сохранившаяся часть коллекции позволяет судить не только о высоком художественном уровне выполненных работ. Автохромы с видами интерьеров Царскосельских дворцов, в первую очередь, Александровского, и мемориальных предметов, их наполнявших, служат уникальным материалом, позволяющим с документальной точностью увидеть и воссоздать жизнь и быт семьи последнего императора для последующих поколений.

1917, Серебряная (Кавалерская) столовая:


Высокое разрешение
Здесь мы видим, что еще в 1918 г. в Серебряной (Кавалерской) столовой находилась скульптурная композиция из серебра, поднесенная лейб-казаками в 1875 г. в дар императрице Марии Александровне, недавно выявленная в фондах Эрмитажа.

1917, Портретный зал:


Высокое разрешение

1917, Китайская голубая гостиная:


Высокое разрешение

1917, Китайский зал в Екатерининском дворце:


Высокое разрешение

1917, Лионский зал:


Высокое разрешение

1917, Карельский кабинет Марии Федоровны:


Высокое разрешение

1917, Буфетная Екатеринского дворца:


Высокое разрешение

1918, Парадная анфилада:


Высокое разрешение

А ведь могли бы пригласить вместо Зееста Прокудина-Горского, и были бы эти снимки в современном цифровом качестве...

1910-е, Интерьеры, autochrome, Санкт-Петербург до 1917

Previous post Next post
Up