Мир советского плаката. Неожиданное и удивительное

Dec 05, 2012 10:53

Советский плакат представляет собой огромный культурный пласт в истории нашей страны. Издававшиеся многомиллионным тиражом постеры были вездесущи: они окружали граждан СССР на улице, на работе, в школе, в поликлинике, доме культуры, воинской части, местах заключения и т.д.  Они в значительной мере формировали общественное сознание, особенно до распространения телевидения.
При словах "советский плакат" нам представляются, прежде всего, пропагандистские рисунки с призывами защищать Родину, проявлять бдительность, крепить единство партии и народа, повышать производительность труда и надои.
Безусловно, таких было пруд пруди, но проблематика советского плаката была практически безгранична, среди них было много яркого, кративного, необычного, ломающего наши стереотипы, не утратившего актуальности и сегодня.
Этой большой теме мы хотим посвятить несколько постов. Начнём с небольшого обзора того, что многим может показаться неожиданным и даже удивительным.

1926 г. Стенберг В.А., Стенберг А. Госцирк. Негро-оперетта:


Наверное, сегодня это цирковое шоу могло бы вызвать вопросы на предмет "политкорректности".


1919 г. Н. Куприянов. Храните памятники культуры:


Гражданская война ассоциируется (и не без оснований) с разграбленными и сожженными дворянскими усадьбами, хаосом, разрухой, однако правда и в том, что советское правительство с первых дней предпринимало меры по охране культурных ценностей, что помогло спасти и сохранить многие бесценные коллекции.
Очень зловеще звучит адрес: "Мертвый переулок".

1925 г. "Соски и жвачки убили крестьянских детей больше, чем пули солдат":


Сейчас кажется не совсем понятным, почему соски убивали столько детей. И о каких жвачках идёт речь?

Плакат 1923 г. Родченко и Маяковского, напротив, рекламирует "Лучших сосок не было и нет":


Некоторые фразы звучат теперь двусмысленно.

1925, реклама пива от А. Родченко:


Как это напоминает бесконечные разговоры пивного лобби в 1990-е, о том, что, дескать, пусть лучше россияне пьют пиво, чем водку.
Кстати, что такое "ханжа"? В позднесоветское время это слово означало отнюдь не спиртное.

1928 г., реклама пива "Южная Бавария":


Спустя пять лет после мюнхенского "пивного путча" этот плакатик должен был выглядеть довольно зловеще, если бы тогда могли знать... Весёлый мордоворот на постере тоже выглядит как-то "по-мюнхенски", нет?

Для меня было неожиданным увидеть такую рекламу рекламы в трамваях 1926 г. (Д. Буланов):


Вот уж не думал, что они тогда также обклеивали общественный транспорт, как сейчас вагоны метро!

1929 г. Бабиченко Д. Позор получающим зарплату в черной кассе:


Людям 1990-х и даже 2000-х смысли совершенно понятен, но о том, что такое явление было широко распространен в 1929-м. - слышать не приходилось.

1929 г. М. Буланов. Всё для новорождённых:


Очень показательный плакат для оценки уровня бытовой культуры в советских городах 1920-х.

Зарождение социальной рекламы в СССР, возможно, самый ранний плакат против курения.
1930 г. "Наш ультиматум взрослым":


Сегодня каждый день вижу в Москве гадов, которые курят в присутствии детей.

Ещё социальная реклама, этот плакат я с удивлением увидел ещё лет 10 назад:
1930 г. "Позаботилась ли ты о грудях?" П. Бехметьев:


Понятно, что висели такие не на улицах, а в учреждения здравоохранения. Но всё равно видна забота партии и правительства.
Кстати, что говорят современные маммологи по поводу подобного закаливания?

Вероятно, в СССР начали бороться с харрасментом лет на 70 раньше, чем в США.
1930 г. Ротов К. Долой безобразников по женской линии:


1938. Противозачаточные средства продаются в аптеках:


Кто-нибудь слышал про "металлические колпачки кафки"?

Ещё на тему цирковых шоу.
1933 г. Кенгуру-боксер. Дрессировщик Владимир Дуров (младший):


Кто-нибудь знает о повторении этого шоу в последующие десятилетия?

Плакаты найдены на разных ресурсах, в частности здесь.

RE: Soviet Posters, Stalin's Era

Креатив, Реклама и каталоги, 1920-е, Изобразительное искусство, Советское, 1930-е

Previous post Next post
Up