Семья Сопрано: исчерпывающий разбор финала. Часть 8

Sep 22, 2016 14:47

Часть 7


Часть II, подраздел A: “Для парней вроде меня, есть два варианта”:

В первом эпизоде четвёртого сезона, Кармела начинает беспокоиться о будущем, после того, как увидела вдову Энджи Бомпенсьеро, работающую в супермаркете. Она беспокоится о будущем своих детей, в случае если Тони убьют. Настроение, как после 11 сентября, появляется в сериале с этого момента. Она зловеще говорит Тони «Всё движется к концу!» Кармела начинает воровать деньги у Тони, чтобы вложить их и защитить своё будущее. В конце концов, она занялась покупкой и продажей недвижимости к концу 5-го сезона. Чейз, возможно, говорит нам, что у Кармелы всё будет в порядке после смерти Тони. Мелкие семена смерти Тони, кажется, посеяны в начале 4 сезона со всеми этими разговорами о том, что смерть Тони будет значить для остальных членов семьи, и растущей уверенностью Кармелы, что она сможет финансово обеспечить своё будущее. Начало сезона 4 резонирует гораздо сильнее, если знать, что Тони погибнет.

Что более важно, Тони начинает анализировать своё возможное будущее с позиции «У парней вроде меня есть два варианта», он говорит об этом доктору Мэлфи в первом эпизоде сезона 4. Ниже приведён важный отрывок, который имеет тематические и сюжетные ответвления к последним секундам эпизода “Made in America”:

Тони: [Есть]Два варианта для такого, как я, серьёзного парня: или умереть, или сесть.

Доктор Мэлфи: Энтони, почему вы не оставите это [преступную жизнь]?

Тони: Вы не дали мне закончить. Есть третий путь всё разрулить: полагаться только на семью.

Доктор Мэлфи: Немногие мужины могут выжить без поддержки жён и детей…

Тони (перебивая Мэлфи): Не-не-не, я говорю о деле. Доверяешь только родным.

Дальше Тони рассказывает доктору Мэлфи о другом боссе мафии, который прожил до 81 года во Флориде, потому что отдавал приказы только через сына. Тони объясняет, что он намерен делать то же самое с Кристофером. Он уже начал постоянно привязывать Кристофера к себе. Ранее в этом эпизоде, Тони сообщил Крису местоположение бывшего копа, который убил его отца. Кристофер убил этого человека, отомстив за смерть отца. Позже в этом сезоне, Тони говорит Кристоферу о своём плане отдавать приказы только через него.

После того, как убита Адриана, отношения Тони и Кристофера начинают ухудшаться. В эпизоде “Sopranos Home Movies”, Тони повторяет, что «Есть два варианта для таких, как я» во время разговора с Бобби в домике на берегу озера. Затем он говорит ему, что его план положиться на Кристофера отменяется из-за их «расходящихся повесток дня». Тони тогда предположил, что Бобби (как зять Тони) заменит Кристофера в его плане избежать обычной судьбы босса мафии. Этот план отменён официально, когда Бобби убит в конце последнего сезона. План Тони, как всё «разрулить» - провалился. В первые минуты 6b сезона, Тони арестован и заключён под стражу за ношение оружия. Здесь мы видим отблеск одного из двух возможных «вариантов». Последние 10 секунд сериала показывает нам второй, и последний, для Тони Сопрано, вариант.

Это всё связано с ключевым диалогом между Тони и доктором Мэлфи, процитированным выше. Невозможность для Тони увидеть то, что действительно важно (его настоящая семья) выражается доктором Мэлфи, когда он делится с ней своим планом. Здесь, Тони переворачивает логику Мэлфи и утрачивает видение всей картины. Он перебивает её и говорит ей, что он подразумевает под семьёй (т.е. Кристофера) в контексте дел «Семьи». Он трагически упускает то, что только его настоящая семья может предложить ему какую-то возможность избежать своей судьбы. Возможность, которую доктор Мэлфи пытается ему передать, заключается в том, что многие мужчины не могут выжить без любви своих жён и детей. Эта тема снова приобретает значение, когда Тони возвращается к своему старому пути, после краткого духовного пробуждения, вызванного его околосмертным опытом. Его концентрация на «Семье» в ущерб семье заставляет его утратить то, что для него важно.

Часть II, подраздел B: “Согласились на Хольстен: Кармела Сопрано в финальном сезоне:

Путешествие Кармелы в 6 сезоне соответствует происходящему с Тони во многих отношениях. В самом начале первого эпизода финального сезона, “Member’s Only”, показано, как Кармеле снится давно погибшая Адриана в её строящемся доме на продажу (вспомним, Сезон 5 заканчивается тем, что Кармела возвращается к Тони, потому что он согласился оплатить её дом на продажу). Кармела говорит Адриане, что она “переживает постоянно.” Потом она говорит Тони за суши, что им «повезло». По мере развития сезона 6A, мы видим отблеск возможного будущего Кармелы, когда Джинни Сэк разорена после того, как Джонни Сэк признал себя виновным и был отправлен в тюрьму. Позже, в сезоне 6A, мать Адрианы говорит Кармеле, что верит в то, что её дочь мертва - убита Кристофером. Это вновь подогрело интерес Кармелы, который к началу финального сезона угас.
В эпизоде “Cold Stones”, Кармела путешествует в Париж с Розалией Април, вдовой бывшего босса Джеки Априла Старшего, и матерью Джеки Младшего, который был убит командой Тони (но она об этом не знает). Путешествие Кармелы в Париж получилось очень похожим на околосмертный опыт Тони в качестве Кевина Финнерти в Коста Месе. Кармела потрясена историей города и тем, как тысячи жизни были прожиты здесь за века. Как и Тони после его комы, она обрела новое понимание того, что значит её жизнь в глобальном порядке вещей. Чтобы сильнее подчеркнуть это, маяк на вершине Эйфелевой башни перекликается с маяком, увиденным Тони/Финнерти в Коста Месе. Кармела цитирует вопрос Тони “Кто я, куда я иду?”, заданный им, когда он первый раз пришёл в сознание из комы (прежде чем был вновь возвращён в кому). Что более важно, Кармеле снится, что она увиделась с Адрианой в Париже. Во сне, французский полицейский подразумевая Адриану, говорит Кармеле, что “Кто-то должен сказать ей [Адриане], что она мертва.” Здесь, во время возможного духовного просветления, она приближается к пониманию, что Адриана могла быть убита и, возможно, к пониманию собственной причастности к этому и ответственности Тони. Чейз дразнит нас большим прозрением Кармелы и её возможным окончательным осознанием истины, которая может вырвать её семью из её жизни.  Когда Кармела возвращается из Парижа, она настоятельно требует от Тони найти частного детектива для поиска Адрианы. Чтобы отвлечь Кармелу от её растущего беспокойства по поводу судьбы Адрианы, Тони поручает Сильвио повлиять на строительного инспектора, чтобы Кармела могла продолжить заниматься своим домом на продажу. Кармела в восторге и благодарна Тони. Когда сезон 6A заканчивается, Кармела выбрасывает визитку детектива, с помощью которого она хотела узнать правду об Адриане и возвращается к Тони и связанному с ним материальному комфорту.

Финальное «предательство» Кармелы к концу сезона 6A может объяснить, почему её роль за 9 эпизодов сезона 6B так уменьшилась. Возможно, Чейз сказал о её характере всё, что хотел, к концу первой части финального сезона. К концу части II этого текста, я уже говорил, как Кармела блаженно возвращается к своей прежней жизни, когда война с Нью-Йорком, как кажется, завершена. Смерть Бакалы и кома Сильвио не становятся достаточно тревожным звоночком для неё и остальных членов семьи. В конце предпоследнего эпизода, “The Blue Comet”, Тони мчится домой сказать Кармеле, что она должна уехать с детьми, потому что Бакалу и Сильвио подстрелили. Достаточно интересно, что Розалия, вдова мафиози и мать убитого сына, связанного с мафией, тоже находится в доме, возможно, чтобы напомнить нам, как повезло Кармеле и что её удача может закончиться. Кармела и Розалия разглядывают фотографии, где они вместе в Париже, когда врывается Тони. Ближе к концу финального эпизода, Кармела говорит Тони-младшему (смотрящему телевизор с подружкой) и этим задаёт финальную сцену:

Кармела: Мы не ужинаем сегодня дома. Думаю, мы пойдём в Хольстен.

Тони-младший: Ты ж сказала, что будет Маникотти?

Кармела: У меня встреча с плотниками.

[Затем Чейз показывает, как загораются глаза Кармелы, когда она видит схемы её дома на продажу, который, судя по всему, будет пляжным домиком].

Потом Кармела находит Тони во дворе и говорит ему, что “согласились на Хольстен” [на самом деле, Кармела сама сделала выбор].

Возникает вопрос: зачем Чейз, символически, заставил Кармелу выбрать Хольстен? Я верю, что ответы связаны с тем, что обсуждалось выше насчёт роли Кармелы в финальном сезоне. Обратите внимание, что первоначальный план Кармелы был приготовить еду дома - «Ты ж сказала, что будет Маникотти», но она сама изменила планы, потому что у неё «встреча с плотниками». Это означает, что планы Кармелы по строительству дома на продажу, которые отражают её возврат к материальному комфорту и провал её возможного нравственного пробуждения, символически связывается с решением Кармелы привести Тони в Хольстен (в противном случае, семья, по-видимому, ела бы дома), с его убийством, и, в конце концов, с расплатой всей семьи Сопрано. Чейз оставляет эти последние решения за Кармелой; может быть, потому, что она тоже ответственна за травму, понесённую её семьёй в результате его убийства, в той же мере, что и сам Тони.

Продолжение следует...
Previous post
Up